Институт монархии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определена тем, что монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети странах мира.
Цель данной работы – рассмотреть монархию как форму правления на примере нескольких стран. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
· Представить теоретические аспекты монархии как формы правления;
· Определить понятие, сущность, признаки и типы монархии;
· Дать сравнительный анализ исторических разновидностей монархии;
· Рассмотреть институт монархии как системообразующий элемент высшего государственного управления.

Содержание

Введение......................................................................................................................................... 4
1. Понятие, сущность и признаки монархии............................................................................... 6
2. Типы монархии........................................................................................................................ 12
3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии................................... 18
4. Институт монархии в современном мире............................................................................. 23
Заключение................................................................................................................................... 29
Список литературы ..................................................................................................................... 33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 42.21 Кб (Скачать)

Контрольная работа

 

по Конституционному праву  зарубежных стран

 

тема: «Институт монархии в современном мире»

 

 

 

                                                      

 

 

Санкт-Петербург

 

2009

 

 

Содержание

 

 

 

Введение......................................................................................................................................... 4

 

1. Понятие, сущность и  признаки монархии............................................................................... 6

 

2. Типы монархии........................................................................................................................ 12

 

3. Юридическое положение  носителей власти в условиях  монархии................................... 18

 

4. Институт монархии в  современном мире............................................................................. 23

 

Заключение................................................................................................................................... 29

 

Список литературы ..................................................................................................................... 33

 

 

Введение

 

 

 

По форме правления  различают монархию абсолютную (монарх обладает всей полнотой власти) и ограниченную (власть монарха ограничена выборным органом): сословно-представительную (ограничение  власти сословий), дуалистическую (формально-юридическое  разделение государственной власти между монархом и парламентом), парламентарную (власть короля ограничена парламентом), кон­ституционную (полномочия монарха  ограничены конституцией), и республику.[1]

 

В переводе с греческого данный термин означает «единовластие» - не просто власть одного, а власть наследуемая. Эта власть нередко обожествлялась (монарх — помазанник Божий). В Японии Император до 1945 г. считался сыном  богини Солнца Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами  и добывали трон для себя и своих  потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, т. е. вполне земных процедур. Из этого  исходит и большинство действующих  конституций монархических государств.[2]

 

Актуальность темы определена тем, что монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической  форме она сохраняется и сегодня  почти в трети странах мира.[3]

 

Цель данной работы – рассмотреть  монархию как форму правления  на примере нескольких стран. В связи  с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

 

·        Представить  теоретические аспекты монархии как формы правления;

 

·        Определить понятие, сущность, признаки и типы монархии;

 

·        Дать сравнительный анализ исторических разновидностей монархии;

 

·        Рассмотреть  институт монархии как системообразующий  элемент высшего государственного управления.

1. Понятие, сущность и  признаки монархии

Чтобы получить исчерпывающую  характеристику конкретного государства  как особой политической организации, необходимо проана­лизировать всю  совокупность его признаков и  выделить среди них важнейшие. Форма  правления характеризует порядок  формирования и организацию высших органов государственной власти. Эту сторону государства определяют: структура и полномочия высших органов  государственной власти страны; порядок  их образования и взаимоотношений  между собой; степень участия  населения в формировании этих органов  и влияния на принимаемые ими  решения.

 

По формам правления государства  подразделяются на монархии и республики.

 

Монархией (греч. - единовластие) называется такое государство, в  котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства  и обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже — к  дочери или родственнику по боковой  линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные формы государства  в отдельных случаях предусматривают  выборы монарха на определенный срок, однако обычно такие монархии утрачивают один из главных своих признаков  и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.[4]

 

Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней. В Ватикане и Саудовской Аравии отмечена теократическая монархия – это форма правления, при  которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную  власть.

 

Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как  переходная. Король и помещики уже  не в состоянии безраздельно управлять  государством, а буржуазия не в  силах взять всю полноту власти. Примеры такой монархии – Иордания и Марокко.

 

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева  царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет  сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит  парламенту, правительство формируется  парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт. Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония.[5]

 

Монархическая форма правления - «власть одного, единовластие» - весьма древняя форма правления. Она  впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или  иных социальных классовых движений. Свои истоки монархическая форма  правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась  на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге  «неолитической революции».

 

В этих обществах ранних земледельческих  культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации  сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался  посредником между предками и  народом, выступал в этой религиозной  роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он - непременный  участник религиозных ритуалов и  обрядов. Он - обязательный посредник  между народом и верховным  божеством, его представитель в  духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения  подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы  монархи во многих регионах земного  шара окрашены в теократические тона, являются, по сути, специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).

 

Исследования теократии  как религиозно-политической системы, проведенное Е.Н. Салыгиным, показало, что первичные ран­неклассовые  государства в силу сращивания светских и религиозных начал в монархической  форме правления, в силу религиозно-политической регламентации были по сути теократическими. Монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции  государственного управления: учет труда  и распределение его результатов, создание страховых запасов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов, дани и т.п.

 

Монарх назначал чиновников по управлению регионами или функциональными  службами, те, в свою очередь, назначали  более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволяла строить весьма эффективную  систему управления, при которой  земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры  на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворены первоначальными  решениями. Сам же монарх в нормальном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы правления было много предсказателей, пророков, культовых служителей. Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающий монарха необходимой информацией, предложениями, советами, а также и принудительной силой для исполнения решений монарха. Впоследствии монархические формы правления были реализованы в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д.

 

Монарх персонифицирует  государство, выступает во внешней  и внутренней политике как глава  государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из монархов-королей  Франции заявлял: «Государство-это  я». Но это означало только юридическую  персонификацию государства, а не фактическое  положение дел. Как правило, монархи  имели всегда свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных (временами огромное количество), которые давали имущественное  обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношению  к государству монарх выступал как  его глава, представитель, руководитель и т.п.

 

Монарх осуществляет единоличное  правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства  ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в  различные органы государства. Монарху  же приходится принимать решения  по самым важным, принципиальным государственным  вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна. Это означает, что даже при распределении  полномочий, сфер управления между  различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его  достойным своего внимания. Он - высшая власть в государстве. Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она  распространялась на все сферы государственной  жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования  судебных решений монарх являлся  высшей и последней инстанцией.

 

Таким образом, власть монарха  не знает ограничений и может  распространяться на различные сферы  государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви государственной  власти.

 

Вместе с тем, хотя при  решении вопросов монарх является формально  юридически независимым, практически  он испытывает всегда влияние различных  международных, политических и национальных сил, и во многих государствах возможность  такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать, прежде всего, с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.

 

Монархическая власть отличается порядком своей легитимации: эта  власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается  различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и  т.д.). Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения  к переходу власти от одного лица к  другому, не участвует в этом раз  и навсегда установленном порядке.

 

Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть монарха может прервать его  полномочия. Напротив, пожизненное  занятие престола нередко приводило  к тому, что время властвования и даже сама жизнь монарха укорачивалась  внеправовыми и противогосударственными  способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что  срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались  свергнутыми, убитыми, замененными  другими лицами.

 

Монарх считается свободным  от ответственности. Но «безответственный  монарх» - это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший  все на самотек. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и  юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном  управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история  знает Примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда  монарха народ привлекал к  ответственности.

 

Монархию как форму  правления весьма красноречиво характеризуют  не только юридические, но и социально-психологические  признаки. Можно указать на следующие. Власть монарха воспринимается как  нечто божественное, а монарх - как  человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый  за себя, один царь - за всех», признании  неравенства людей, их ранжированное  по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая  власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви  к нему, надеждами на доброго царя-батюшку. Вместе с тем монархия держится и  на принуждении, жестокой дисциплине и  субординации, наконец, монархическое  сознание в целом является консервативным.[6]

 

Разумеется, приведенные  выше юридические признаки монархической  формы правления - это как бы идеал, типичная формы монархии. В конкретной исторической действительности, конечно  же, были различные исключения и  отступления от перечисленных юридических  признаков. Различные сочетания  этих признаков дают и различные  виды монархий: например, монархию неограниченную и ограниченную, в том числе  конституционную.[7]

2. Типы монархии

 

 

 

Монархии делятся на абсолютные и ограниченные. В абсолютных монархиях  вся полнота государственной  власти — законодательной, исполнительной и судебной — сосредоточена в  руках монарха (примером такой монархии может служить Франция до революции 1789 г. и др.). Однако следует заметить, что абсолютные монархии — категория  исторически ограниченная. Созданные  как альтернатива феодальной раздробленности  и междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию, в  большинстве стран мира либо видоизменились под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности  к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, Польше, Франции и др.[8]

Информация о работе Институт монархии в современном мире