Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 04:58, курсовая работа
В конечном итоге, целью бизнеса являются инновации, которые, если правильно нацелены, создают благосостояние в широком смысле этого слова. Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что и у российских фирм не может быть иного пути развития, кроме использования политики, которая основана на знаниях, то есть организационной политики инновационного типа.
Целью моей работы является рассмотреть инновационность организаций в качестве важного фактора их конкурентоспособности.
Введение 3
Глава 1 Обеспечение инновационной деятельности 4
1.1 Основные понятия инноватики 4
1.2 Инновационная деятельность и управление этой деятельностью 6
1.3 Виды обеспечения инновационной деятельности 9
Глава 2 Место инноваций в обеспечении конкурентоспособности 12
2.1 Роль нововведений в организации 12
2.2 Факты повышения конкурентоспособности фирм за счёт инноваций 14
2.3 Программа инновационного развития России 17
Заключение 19
Список литературы 20
ИННОВАТИВНОСТЬ
– ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ
Принадлежность государства к экономически развитым странам или странам с переходной экономикой во многом определяется его глобальной конкурентоспособностью. Сегодня при существенном сокращении жизненного цикла продукции, резкого роста удельного веса единичного и мелкосерийного наукоёмкого производства понятие конкурентоспособности стало идентичным понятию способности к инновациям (нововведениям). Практика экономически развитых стран свидетельствует о том, что на мировом рынке в конкурентной борьбе неизменно побеждает тот, кто имеет развитую инфраструктуру реализации нововведений и кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Конец XX века оценивается как период актуальности научно-технических нововведений. Именно они позволяют восстанавливать экономику во время её депрессии и сохранять конкурентоспособность во время нормального функционирования. Особую актуальность приобретает сейчас развитие инновационной сферы, поскольку именно в ней происходит преобразование научно-технического продукта, основанного на фундаментальных и прикладных исследованиях, в рыночный товар со своими потребительскими свойствами. Известный современный экономист Питер Друкер утверждал, что бизнес имеет только две основные функции: маркетинг и инновации1. Результат производят маркетинг и инновации, всё остальное – затраты. В конечном итоге, целью бизнеса являются инновации, которые, если правильно нацелены, создают благосостояние в широком смысле этого слова. Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что и у российских фирм не может быть иного пути развития, кроме использования политики, которая основана на знаниях, то есть организационной политики инновационного типа.
Целью моей работы является рассмотреть инновационность организаций в качестве важного фактора их конкурентоспособности.
Связь нововведений с предпринимательской деятельностью неявно отмечалось уже в начале XX в. В настоящее время не сложилось единой трактовки понятия инновации, поэтому можно встретить в словарях различные определения, но единые по смыслу. В зависимости от объекта и предмета исследования, по утверждению Пархоменко Е.Л. 2, инновации можно рассматривать как:
– процесс (Б. Твисс, А. Койре, И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Санта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);
– систему (Н.И. Лапин, Й. Шумпетер);
– изменение (Ф. Валента, Ю.В. Яковец, Л. Водачек и др.);
– результат (А. Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич).
Например, у того же Пархоменко:
Инновация (нововведение) – комплексный процесс создания распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием закономерного развития общества, а также сопряжённые с данным новшеством изменения в социальной и вещественной среде; внедрение новых идей, технологий, видов продукции и других в области труда производства, управления на предприятии, в отрасли.
А в работе Александровой3:
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, воплощённый в виде нового или усовершенствованного продукта; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.
Инновационный процесс представляет собой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество.
Для закрепления приоритета (авторства) новшества оформляются в виде:
– открытий, патентов на изобретения;
– ноу-хау;
– товарных знаков;
– документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию производственный или управленческий процесс;
– стандартов, методик, инструкций;
–
результатов маркетинговых
Нововведение – процесс реализации инновации. Нововведение, в отличии от идеи, не может «случиться вдруг». Необходим целенаправленный труд, деятельность коллектива специалистов для того, чтобы идея, новшество стало материализованным продуктом, стало реализованным нововведением.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (научно-технических знаний, технологий, оборудования), с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг)
с новыми качествами.
Инновационные усилия дают результаты, если как следует направлены. Однако, не существует инновационной стратегии, подходящей для всех компаний во всех ситуациях. Поиск эффективного направления должен включать анализ требований заказчика, появляющихся технологий, конкурентоспособности, внутреннего потенциала и основных организационных идей. Эффективная организация имеет формальный и неформальный механизмы для того, чтобы как следует связать эти элементы и перевести анализ в продуктивные инновационные программы.
Методика управляемой рынком инновационной деятельности основывается на понимании рынка (каждого из трёх его компонентов: потребители, конкуренты, технологии) и следовании его потребностям (рисунок 1). В тех случаях, когда нововведение носит глубокий, прорывной характер, приводя к созданию товара (услуги), ранее отсутствовавшему на рынке, необходимо предварительное формирование потребностей рынка в этом новом товаре (услуге).
Рисунок
1 – Принципы следования потребностям
рынка
Проводя инновационную деятельность, фирма должна понимать потребности рынка, стараться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать превосходное исполнение и постоянно ориентироваться на потребителя, приводя его в восторг качеством товара (услуги).
В идеале фирма предпочла бы работать в таких условиях, когда потребителям нужны инновации, имеющиеся технологии могут их обеспечить, а конкуренция минимальна или вообще отсутствует. Тогда понимание рынка сводится к расширению представления об условиях благоприятных для проведения инноваций.
Одновременно с активизацией инновационной деятельности происходит осознание необходимости изменения традиционного представления об организациях. Промышленная модель иерархической структуры – разбиение работы на все более и более мелкие части таким образом, чтобы каждый работник выполнял только свою, определённую часть работы – вступает в противоречие с необходимостью мобильно реагировать на изменяющиеся требования рынка, активно проводить инновации. На передний план выходит социо-технический подход в структурах организаций. «Обучаемая организация», «организация, управляемая заказчиком», «виртуальная инновационная организация» – эти появляющиеся термины и названия отражают изменения в структурных подходах к организации. Сегодняшний мир экономики – корпоративный мир – становится слишком сложным для автократического (жёстко административного) управления и слишком быстро изменяющимся для бюрократического управления. Требуются методы управления, поддерживающие персональное вовлечение работников в созидательные усилия организации за счёт формирования временных альянсов для выполнения какого-либо проекта. Понятие «проект» и методы управления проектом становятся всё более адекватными внешней и внутренней среде организации и широко используемыми ею. Следствием этого становится очевидным острый дефицит, особенно верный для российских условий, кадров управленцев, руководителей инновационных проектов и структур, которые способны жить и эффективно работать в атмосфере неопределённости и получать от этого удовольствие. Менеджмент сегодня, тем более менеджмент в инновационной сфере, – это стратегия для неопределённости.
Управление
инновационной деятельностью
следующих основных методов:
– управление ресурсами;
– управление процессами;
– управление корпоративными знаниями.
Традиционная модель, используемая в первой группе методов, представляет организацию как совокупность ресурсов (финансов, материальных запасов), которые принадлежат владельцам – юридическим лицам, структурным подразделениям организации, физическим лицам. Основная цель управления в ходе инновационной деятельности при данном подходе состоит в обеспечении необходимыми ресурсами проектов, принятых к исполнению, а также контроль за использованием этих ресурсов.
Методы управления данной группы описываются моделями, ряд из которых стал фактически стандартом (GAAP, MRP II, ERP).
Во второй группе методов управления организация, реализующая инновационные проекты, рассматривается как совокупность бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой набор взаимосвязанных процедур или действий, которые используют ресурсы предприятия для удовлетворения потребностей заказчика. Фактическим стандартом здесь является технология Workflow – разработка ассоциации Workflow Management Coalition.
Применительно к процессу управления инновационными проектами в основе технологии Workflow лежат следующие понятия:
– объект – материальный, информационный или финансовый элемент в рамках проекта (оборудование, лицензия на экспортно-импортные операции, кредитная линия и т.п.);
– событие – внешнее, т.е. не контролируемое в рамках проекта действие, произошедшее с объектом (поломка оборудования, изменение таможенных правил, изменение кредитной ставки и т.п.);
– операция – элементарное действие , выполняемое над объектом в рамках проекта (запуск оборудования в эксплуатацию, получение лицензии, получение кредита и т.п.);
– исполнитель – лицо, ответственное за выполнение одной или нескольких операций в рамках проекта (наладчик, менеджер, руководитель проекта и т.п.).
Технология
Workflow позволяет рассматривать
Основной задачей технологии Workflow является выделение инвариантных методов и средств управления инновационной деятельностью и обеспечение возможности интеграции различных приложений и прикладных систем вокруг конкретного проекта без перестройки структуры корпоративной базы данных. В этом смысле Workfow можно рассматривать как определённый шаг в развитии архитектуры открытых систем.
В третьей группе методов управления организация рассматривается как совокупность небольших коллективов, решающих общую задачу.
Главная цель управления – координация и обеспечение быстрого поиска информации в базе корпоративных знаний для самостоятельного принятия решений участниками проекта. Методы управления этой группы получили название «управление знаниями» (Knowledge Management). В настоящее время они активно развиваются и поддерживаются системами класса Group Ware, информационно-поисковыми системами и системами на базе Intranet-технологий.
Сеть инновационных центров, работающая как распределённый механизм структурной реорганизации производственного и обслуживающего секторов экономики, опирается в своей деятельности на соответствующее организационное, методическое и техническое обеспечение (рисунок 2).
С точки зрения системы управления инновационной деятельности особого внимания заслуживает метод BPR – Business Processes Reengineering, предложенный М. Хаммером в1993 г. в развитие подходов Total Quality Management (TQM) и Continuous Process Improvement (CPI) Э.Деминга.
В дополнение к существующим подходам Хаммер выдвинул следующие основные положения, диктуемые изменившейся ситуацией в бизнесе:
Рисунок
2 – Виды обеспечения инновационной
деятельности
– приоритетность внедрения новых технологий;
– работа на будущие потребности заказчика;
– работа с заказчиком и партнёрами в режиме «24´365» в любой точке мира;
– создание условий для роста мобильности персонала компании;
– ориентация на резкое снижение числа работников и других затрат, включая затраты времени на реализацию функций.
Практическая реализация данных принципов стала возможной благодаря трём феноменам.
Информация о работе Инновативность - фактор конкурентоспособности фирм