Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Цель инновационного проекта - создание новой или изменение существующей системы - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Понятие и сущность инновационного менеджмента………………. 5
Проект – как современная форма управления в инновационном менеджменте……………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….19
Библиографический список……………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

КР по инновационному менеджменту-готовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

      Несмотря  на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с процессным производством характеристик:

  1. Выполняется людьми
  2. Ограничен доступностью ресурсов
  3. Планируется, исполняется и управляется.

     Каждый  проект развивается в определенной среде. Причем независимо от того, какой предметной области он принадлежит, эта среда напрямую влияет на проект. Все воздействия делят на несколько категорий.

  • Социально-культурное окружение (нравы и обычаи местности, этические соображения проектной деятельности и т. д.)
  • Международно-политическое окружение (политическая ситуация на территории, экономическое влияние, ресурсоемкость местности и т. д.)
  • Окружающая среда (экологические параметры, наличие природных ресурсов и т. д.)

     Инновационный проект - частная форма организации и управления инновационным процессом (инновационной деятельностью), результатом которой служит конкретная инновация (инновационный продукт).

     Итогом  разработки инновационного проекта  служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы  привлечения инвестиций и учитывающий  организационно-правовые моменты его продвижения.

     Реализация  инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

     Цель  инновационного проекта - создание новой или изменение существующей системы - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

     Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент. Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии:

  • предынвестиционная - поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи. Научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования.
  • инвестиционная - вложение денег и материальное воплощение проекта.

       Разработка инновационного проекта начинается с поиска идеи.

      Поиск идеи для инновационного проекта  может производиться [9, с. 77]:

  • на основе последних научных разработок и исследований,
  • анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей);

      Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов:

  • уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов;
  • наличие научных разработок и исследований по данному проекту;
  • наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте;
  • наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка;
  • соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта;
  • наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита;
  • масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений;
  • маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; - уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта;
  • юридическая защищенность проекта - соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот);

     В результате анализа всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации - научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение.

     Логическим  завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.

     Вторая  фаза - реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка  проекта.

      Виды инновационных проектов по основным типам [5, с. 23]:

    1. По периоду реализации проекта, могут быть:

краткосрочными (1-2 года), среднесрочными (до 5 лет), долгосрочными (более 5 лет).

    1. По характеру целей проекта, могут быть:

конечными – отражать цели, решения проблемы в целом и промежуточными.

    1. По виду удовлетворяемых потребностей, могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;
    2. По типу инноваций, могут быть:
  • Введение нового или усовершенствованного продукта;
  • Создание нового рынка;
  • Освоение нового источника сырья или полуфабрикатов;
    1. По уровню принимаемых решений, могут носить:

международный, федеральный, региональный, отраслевой, фирменный характер.

     С точки зрения  масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

        1. Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
        2. Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы и т.д.
        3. Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра.

      Основными разделами инновационного проекта  являются:

  • Содержание и актуальность проблемы (идеи);
  • Дерево целей проекта, построение на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;
  • Система мероприятий по реализации дерева целей проекта;
  • Комплексное обоснование проекта;
  • Обеспечение реализации проекта;
  • Экспертное заключение проекта;
  • Механизм реализации проекта и система мотивации.

      Существуют некоторые особенности инновационного проекта [12, с. 29]:

      1. Каждый инновационный проект  должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта  должна иметь основу в форме  научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться  под потребителя и опираться  на научные разработки.

      2. Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Появление нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. Консерватизм в этом плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.

      3. Мотивация участников проекта.  Разработка и внедрение инновационного проекта - творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.

      4. Организация работы участников  проекта. Наличие свободной воли  и высокой мотивации участников  проекта делает привычную организацию  труда и создание трудовой  дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.

      5. Отсутствие привычных стандартов  для инновационного проекта. Даже  самая четкая концепция проекта  может претерпеть серьезные изменения  в процессе разработки.

     Проект  объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется  зона реализации проекта, в которой  принимаются решения по управлению проектом, и способствует реализации персонала проекта, который является частью трудовых ресурсов вообще. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты и другие правовые документы. Финансирование проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок. Проект объединяет знания и опыт по разработке самого проекта и формирует зону разработки проекта, в которой разрабатывается вся проектная документация. Зона разработки проекта тесно взаимодействует и формирует материальное хозяйство, которое образует зону закупок и поставок. Проект объединяет опыт и методы строительства, формируя зону строительства, т.е. непосредственно здания и сооружения. Зона строительства предполагает наличие участка строительства,  а  он  образует зону землепользования. Проект объединяет инженерные знания и опыт, формируя зону инжиниринга,   которая   занимается технологическим процессом, а технологический процесс ориентирован на конкретное производство и тем самым формируется производственная зона. Предынвестиционная стадия проекта тесно связана со сферой бизнеса и внешней средой. В заключительной фазе, когда уже получена продукция, проект связан с зоной сбыта и конкретно с рынком сбыта.

      Основными участниками инновационного проекта  являются [11, с. 91]:

  1. Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
  2. Инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
  3. Проектировщик – разработчик проекта;
  4. Поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
  5. Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;
  6. Команда проекта, которая создается на период работ.

     Непосредственно же древообразная структура позволяет  распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ. Структурирование помогает решить следующие задачи:

  • Разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;
  • Распределение ответственности;
  • Оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;
  • Создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за  затратами;
  • Увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;
  • Переход от общих целей к конкретным заданиям.

     Управление  проектом — это управление изменениями, которые должны быть произведены в результате его осуществления.

     Состояние проекта от идеи до завершения характеризуется  изменением ряда показателей, которые определяют его сущность и на основе которых устанавливается успешность проекта.

     Осуществление проектов происходит на контрактной  основе, используемой для привлечения отдельных специалистов. различных подрядных и субподрядных организаций и фирм как для выполнения работ и услуг, так и для закупок и поставок необходимого оборудования и материально-технических ресурсов.

     Управление  проектом в целом зависит от успешной организации взаимодействия всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для осуществления проекта.  В эту функцию управления обычно включаются процессы сбора, передачи, сортировки, отображения и интерпретации информации, необходимой и достаточной для всех участников проекта и его окружения. При этом учитываются и различаются два типа информационного обмена: формальный (путем использования информационных технологий) и неформальный (путем межличностных контактов и различного рода собраний). Управление коммуникациями в проекте тесно связано с управлением персоналом.

Информация о работе Инновационный менеджмент