Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм.

Содержание

1.Введение-----------------------------------------------2

2.Инновационный менеджмент и научно- техническая политика---------------------------------4

2.1. Инновационный менеджмент-------------------4

2.2.Научно- техническая политика-----------------7

3. Разработка и внедрение новой продукции-----12

3.1.Основные этапы инновационного процесса-13

3.2. Сфера инновационной деятельности--------16

4.Организационные формы инновационного менеджмента------------------------------------------20

4.1. Системы управления процессом инновации-----------------------------------------------20

5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28

5.1.История создания компании «3М»----------------------28

5.2. Инновационная стратегия роста-----------------------29

6.Заключение------------------------------------------------------33

7. Список используемой литературы-------------------------35

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Государственный   Университет   Управления

Институт  национальной и мировой  экономики 
 
 

ш

Курсовая  работа

 
 
 
 

По  дисциплине: менеджмент

на  тему: инновационный менеджмент 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы НЭ 2-1

Гончукова Татьяна

Проверила преподаватель

Мисникова Наталья Александровна 
 
 
 
 

Москва 2001 год 

      Оглавление:

1.Введение-----------------------------------------------2

2.Инновационный менеджмент и научно-        техническая политика---------------------------------4

2.1. Инновационный менеджмент-------------------4

2.2.Научно- техническая политика-----------------7

3. Разработка и внедрение новой продукции-----12

3.1.Основные  этапы инновационного  процесса-13

3.2. Сфера инновационной  деятельности--------16

4.Организационные формы    инновационного менеджмента------------------------------------------20

4.1. Системы управления  процессом       инновации-----------------------------------------------20

5.Инновационный менеджмент в компании «3М»--------28

5.1.История  создания компании  «3М»----------------------28

5.2. Инновационная стратегия  роста-----------------------29

6.Заключение------------------------------------------------------33

7. Список используемой литературы-------------------------35 
 
 
 
 

      1.Введение 

        Появление в учебных планах  российских вузов дисциплины  «инновационный менеджмент» продиктовано  требованиями жизни. В научно-технической  и социально-экономической сферах  наблюдаются тенденции ускорения  и развития, уплотнения времени,  увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.

      Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и состоит из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

      Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей  их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

      Для рыночной экономики характерна конкуренция  самостоятельных фирм, заинтересованной в  обновлении продукции, наличии рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

      Инновационные менеджеры могут действовать  в различных организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Инновационный  менеджмент и              г         научно-техническая политика

      Основные  положения теории инноваций были высказаны  еще в 1930-е годы известным  экономистом Й.Шумпетером, затем  дальнейшее развитие теория получила в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в работах западноевропейских исследователей (Г.Менша, Х.Фримена, Я. Ван Дейна, А. Клянкнехта и др.). В советской экономической литературе анализ инновационной теории нашел наиболее полное отражение в работах С.П. Аукуционека.

      2.1.Инновационный  менеджмент

      Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

      Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

    • разработку планов и программ инновационной деятельности;
    • наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрения;
    • рассмотрение проектов создания новых продуктов;
    • проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
    • обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
    • обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
    • создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до серийного производства продукции.

      Как и для любой другой области  менеджмента, для инновационного менеджмента  характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

      Рис.1 Схема инновационного менеджмента.

      

 

        

      

      

      

      

      На  каждой  стадии цикла решаются определенные задачи.

  1. Планирование – составление плана реализации стратегии.
  2. Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
  3. Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
  4. Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

      Особенность современного этапа развития инновационной  деятельности – образование в  крупнейших фирмах единых научно-технических  комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

      В современных условиях в инновационной  политике крупных фирм отчетливо  проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности. Она выражалась прежде всего в  стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

      Особенно  заметны эти тенденции проявляются  в инновационном менеджменте  у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической  сложности (радиоэлектронная техника, особенно ЭВМ и микропроцессоры, средства связи, авиакосмическая техника, энергетическое оборудование, средства автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности.

      2.2.Научно- техническая политика

      Научно-техническая политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики фирмы и, во-вторых, как средство реализации оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении.

      Она ориентирует деятельность производственного  отделения по тем направлениям, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала фирмы

      Научно-техническая  политика решает следующие задачи:

    • быстрая и четкая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;
    • внесение соответствующих корректив в текущие и среднесрочные планы;
    • минимизация затрат в связи с изменением планов.

      Обычно  научно-техническая политика разрабатывается по трем направлениям: ориентация производства на выпуск новых товаров, ориентация производства на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции и ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках.

      Разработка  научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих  вопросов.

  1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство.
  2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация следования за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо имитация продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае хозяйственное звено фирмы не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять свою долю сливок, пока рынок не будет насыщен. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на  постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.
  3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемыми конкурирующими фирмами.

      Ориентация  производства на выпуск изделий с  улучшенными свойствами требует  определения целесообразности и  эффективности такой деятельности с учетом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске многих модификаций изделий.

Информация о работе Инновационный менеджмент