Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить и проанализировать сущность и содержание инновационного менеджмента. Показать его роль в деятельности организации.
Исходя из сформулированной цели, ставится ряд задач:
Выяснить сущность инноваций и инновационного процесса;
Показать эффективность использования инноваций;
Рассмотреть механизм введения инноваций в организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента…………………………………………………………………...4
Понятие инновации и инновационного процесса……………………...4
Научно-техническая и инновационная деятельность………………….11
Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента……………………………………………………………...13
Выбор инновационной стратегии……………………………………….14
Эффективность нововведений……………………………………………....17
Эффективность использования инноваций……………………………17
Эффективность затрат на инновационную деятельность……………..19
Разработка программы по поддержке нововведений……………………..23
Механизм введения инноваций и затраты на них…………………….23
Приоритет государства в поддержке нововведений…………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

1а Владимирова Алёна курсовая по менеджменту.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

 

В зависимости  от временного периода учета результатов  и затрат различают показатели эффекта  за расчетный период и показатели годового эффекта.

Продолжительность принимаемого временного периода зависит  от следующих факторов:

• продолжительности  инновационного периода;

• срока службы объекта инноваций;

• степени достоверности  исходной информации;

• требований инвесторов.

Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности  является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Необходимо также отметить,  что эффективность в производстве — это всегда отношение.12

В целом проблема определения экономического и социального  эффекта, а также выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию. Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей: 1) интегральный эффект; 2) индекс рентабельности; 3) норма рентабельности; 4) период окупаемости.

Индекс рентабельности инноваций. Представляет собой величину разностей результатов и инновационных  затрат за расчетный период, приведенных  к одному, обычно начальному году. Рассмотренный  метод помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Данный метод часто используют организации, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет. В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс рентабельности. Индекс рентабельности представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

В условиях жесткого дефицита средств предпочтение отдается тем инновационным решениям, для  которых наиболее высок индекс рентабельности.13

Норма рентабельности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту:

Период окупаемости. Является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в отечественной практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений» он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости.

Инвестирование  в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и этот риск тем  больше, чем длиннее срок окупаемости  вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и  конъюнктура рынка, и цены.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инновационное мероприятие будет реализовано, и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.14

2.2Эффективность затрат на инновационную деятельность

Осуществление инновационной деятельности связано  с внутренними и внешними источниками  финансирования: собственные средства организации; средства бюджета; средства внебюджетных фондов; средства организаций  предпринимательского сектора.15

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки распределяются по видам работ: фундаментальные исследования; прикладные исследования; разработки по секторам деятельности; государственный; предпринимательский; сектор высшего образования; частный бесприбыльный сектор. Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность необходимо решить проблему оценки ее результатов.

Однако эффективность, получаемая продавцом и покупателем  значительно отличается. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.

Важную роль в социальной эффективности нововведений играет экономическая культура того общества, в которое данное нововведение вытекает.

Экономическая культура в данном случае является регулятором экономического поведения  и его частных случаев: спроса на нововведение, что, в свою очередь, определяет эффективность нововведения. Рассмотрение экономической культуры как способа взаимосвязи между экономическим сознанием общества и экономическим мышлением индивида или социальной группы предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом способе относительно экономического поведения хозяйствующих субъектов, выступающих носителями соответствующего типа экономической культуры.

Чем совершеннее  способ взаимодействия между обществом  и экономикой, тем эффективнее  экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, тем, следовательно, выше уровень экономической культуры. А ведь именно от уровня экономической культуры во многом зависит и судьба нововведения. Как упоминалось ранее, косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, не испытывающее в течение длительного времени потребности изменяться, обусловливает противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, совмещающее внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами. Вследствие этого экономическое поведение приобретает скорее эмоциональный, нежели рациональный характер и осуществляется порой в состоянии психилогического стресса. В свою очередь это сказывается на нововведениях. Экономически косное общество к нововведениям относится с подозрением, (будь то нововведения в сфере экономики или же просто быта) опаской. Посему социальная эффективность нововведений неразрывна с экономической культурой. В рассматриваемом нами примере экономически косного общества, экономическое мышление такого типа в свою очередь не способно существенно обогатить социальной практикой экономическое сознание. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в постсоветской экономике пока не порождает особых иллюзий относительно высокого уровня экономической культуры. Регулятивное воздействие несовершенного способа взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления на экономическое поведение невелико и слабо обусловливает гибкость этого поведения. Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем. Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-вторых, особенность экономической культуры определяется теми каналами, через которые она регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления. В-третьих, экономическая культура как регулятор связи экономического сознания и экономического мышления в большей мере, нежели любая другая культура, ориентирована на управление экономическим поведением людей.16

Для анализа  механизмов этого взаимодействия используется методология системного подхода, позволяющая раскрыть многообразие связей сложного объекта и свести их в целостную теоретическую картину. Данная методология позволяет углубить существующее знание исследуемого явления и найти способы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта, и выявления достаточно полной типологии его связей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что задачей экономистов является, кроме всего прочего, повышение экономической культуры общества, дабы нововведение находило в нем положительный отклик.

Вывод: данная глава показывает нам ,что результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в не овеществлённой форме (например "ноу-хау").Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность.

 

3. Разработка программы  по поддержке нововведений

Изучая данный вопрос важно уточнить сам механизм введения инноваций в общество, а также рассмотреть схему формирования затрат на инновации и их поддержку, но, в отличие от предыдущей главы, не сколько в экономическом аспекте, а сколько в законодательном, юридическом.

3.1. Механизм  введения инноваций и затраты  на них

Говоря о программе поддержки инноваций, важно подробно рассмотреть механизм воплощения в жизнь нововведений. Несомненно, важная роль в этом процессе принадлежит научным организациям. Существуют специальные организации, которые занимаются воплощением в жизнь инноваций, их поддержкой и распространением. Они носят название организационных структур инновационного менеджмента — это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация  — организация (учреждение, приятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в составе организации.17

Среди организационных  структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и генерировать новые идеи. Малый исследовательский бизнес сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Так, в США вблизи Стэнфордкого университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентирует-на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом они покрывают 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.18

В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству  относят фирмы с числом работающих до 500 человек. В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% — это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% - предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Знаменитые  автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, а отдельные детали и узлы для них изготавливают десятки тысяч средних и малых предприятий.

Американская  практика организации поисковых  исследований породила своеобразную форму  предпринимательства — рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными не большими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции, Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Как правило, венчурные  фирмы неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.

Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов: идеи инновации — нового изделия, технологии; общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму; рискового капитала для финансирования.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путем приобретения акций новых  фирм, либо предоставлением кредита  различного вида, Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

Для российской экономики венчурное предпринимательство  привлекательно. Успехи рискового предпринимательства  в разработке, научно-технических  новшеств заставили отдельные крупные  промышленные предприятия Военно-промышленного  комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты, или внутренние венчуры.19

Инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством, хотя научно-технические  разработки имеют приоритетное значение.

Высшая школа  имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки. Целью технопарков является стимулирование малого инновационного предпринимательства.

Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, цель которых  — реализация любого сулящего прибыль  проекта.

Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты. Фирмы-виоленты — это фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии.

Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла  выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребностей. 

3.2Приоритет государства в поддержке нововведений

Но главная  роль в поддержке нововведений принадлежит  государству. В свою очередь приоритет  в объеме нововведений бесспорно  принадлежит науке – т.к. именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед. Учитывая выше приведенные факторы, процесс разработки программ поддержки нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки и ее деятельности, связанной с инновациями, государством.

Говоря о  современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и постепенное нарастание с началом политики либерализации цен нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации отраслевого профиля средств от основных их заказчиков— промышленных предприятий и объединений. «Сократительные» тенденции затронули также академические и вузовские научные организации, имеющие договорные отношения с предприятиями.20

Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные  средства. Они используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований в академических и вузовских организациях. Сказанное выше приводит к выводу, что падение спроса на научно-техническую продукцию в начальный период становления рыночных отношений, приведшее к сложному финансовому положению многих научных организаций, явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность. Но в любом случае изменение существующих организационных структур представляется неизбежным. Однако этот процесс не стоит драматизировать. Он будет способствовать формированию адекватной рыночной экономики научно-технической сферы, более приспособленной к реализации задачи по ускорению научно-технического прогресса. Тем не менее, благоприятные условия для саморегулирования появятся не сразу. Поэтому в современный период возрастает роль государства. Другим, сравнительно новым направлением использования предприятиями своих средств, не связанных с проведением НИОКР, является покупка акций и облигаций акционерных обществ и предприятий, ценных бумаг государства с последующим получением по ним дивидендов (процентов), а также открытие срочных депозитных счетов в коммерческом банке под проценты, оговариваемые в кредитном договоре.

Информация о работе Инновационный менеджмент