Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить и проанализировать сущность и содержание инновационного менеджмента. Показать его роль в деятельности организации.
Исходя из сформулированной цели, ставится ряд задач:
Выяснить сущность инноваций и инновационного процесса;
Показать эффективность использования инноваций;
Рассмотреть механизм введения инноваций в организации.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента…………………………………………………………………...4
Понятие инновации и инновационного процесса……………………...4
Научно-техническая и инновационная деятельность………………….11
Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента……………………………………………………………...13
Выбор инновационной стратегии……………………………………….14
Эффективность нововведений……………………………………………....17
Эффективность использования инноваций……………………………17
Эффективность затрат на инновационную деятельность……………..19
Разработка программы по поддержке нововведений……………………..23
Механизм введения инноваций и затраты на них…………………….23
Приоритет государства в поддержке нововведений…………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....30
Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведения. Однако на ранних стадиях диффузии нововведения никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведениях. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.
Нужно исходить из того, что внедрение нововведений является трудным и болезненным процессом для любой организации.
Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования нововведений. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.
Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.
Рассматривая информационный процесс с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.
Исходя из этого, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.8
Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:
• постановка цели и выбор стратегии
• четыре цикла.
Сказанное наглядно представлено на схеме:
1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
2. Определение
условий и организация:
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство:
контроль и анализ, корректировка
действий, накопление опыта. Оценка
эффективности инновационных
1.2Научно-техническая и инновационная деятельность
Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.
Научно-техническая
деятельность связана с рождением,
развитием, распространением и применением
научно-технических знаний. Она включает:
научные исследования и разработки;
научно-техническое
Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные
исследования – экспериментальные
или теоретические
В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.
Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.
Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.
В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:
• инструментальная подготовка и организация производства;
• пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала, а также пробное производство;
• маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок);
• приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
• приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
• производственное проектирование.9
1.3Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента
Управление
инновационной деятельностью
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам, которые обладают достаточной гибкостью и скоростью реакции на изменяющиеся условия среды для обеспечения инновационного процесса.10
1.4Выбор инновационной стратегии
Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.
Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.
В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты стратегии) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).
Четко сформулированная
стратегия важна для
Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.
Иными словами, стратегия – это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.
Все большее число фирм признает необходимость стратегического планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.
Основу выработки
инновационной стратегии
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
1. Наступательная
– характерна для фирм, основывающих
свою деятельность на
2. Оборонительная – направлена
на то, чтобы удержать конкурентные
позиции фирмы на уже
3. Имитационная
– используется фирмами,
Имитационная
стратегия применяется фирмами,
не являющимися пионерами в
Вывод: данная глава показывает нам, что инновационный менеджмент- это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:
2. Эффективность нововведений
2.1Эффективность использования инноваций
Важным этапом является непосредственно использование иннваций, а также последующая оценка их эффективности. Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Не менее важна она и для переходной экономики.
В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта (см. таблицу)
Виды эффекта от реализации
Вид эффекта |
Факторы, показатели |
Экономический
Научно-технический Финансовый |
Показатели
учитывают в стоимостном
Расчет показателей базируется на фи нансовых показателях |