Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить и проанализировать сущность и содержание инновационного менеджмента. Показать его роль в деятельности организации.
Исходя из сформулированной цели, ставится ряд задач:
Выяснить сущность инноваций и инновационного процесса;
Показать эффективность использования инноваций;
Рассмотреть механизм введения инноваций в организации.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Основные понятия и закономерности инновационного менеджмента…………………………………………………………………...4
Понятие инновации и инновационного процесса……………………...4
Научно-техническая и инновационная деятельность………………….11
Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента……………………………………………………………...13
Выбор инновационной стратегии……………………………………….14
Эффективность нововведений……………………………………………....17
Эффективность использования инноваций……………………………17
Эффективность затрат на инновационную деятельность……………..19
Разработка программы по поддержке нововведений……………………..23
Механизм введения инноваций и затраты на них…………………….23
Приоритет государства в поддержке нововведений…………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....30
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Московский государственный университет путей сообщения
(МИИТ)
Юридический институт
Кафедра: «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Курсовая работа
По дисциплине «Менеджмент»
На тему «Инновационный менеджмент»
Выполнила
Студентка группы ЮДВ-226
Владимирова Алёна Сергеевна
Проверил
Профессор
Чаевич Александр Владимирович
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация.
В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро, производственные и торговые фирмы, предприятия сферы услуг, и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.
Цель курсовой работы: изучить и проанализировать сущность и содержание инновационного менеджмента. Показать его роль в деятельности организации.
Исходя из сформулированной цели, ставится ряд задач:
Объект курсовой работы: инновационный менеджмент.
Предмет курсовой работы: особенности инновационного менеджмента в реализации инновационной деятельности организаций.
1.Основные
понятия и закономерности
1.1Понятие
инновации и инновационного
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.1 Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход.2 И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее
время применительно к
Международные
стандарты в статистике науки, техники
и инноваций – рекомендации международных
организаций в области
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:4
1. Использование
новой техники, новых
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения
в организации производства и
его материально-технического
5. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла, эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
Научно-технические
инновации должны: а) обладать новизной;
б) удовлетворять рыночному спросу
и приносить прибыль
Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса.5
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.6
На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.
Диффузия инновации
– процесс, посредством которого
нововведение передается по коммуникационным
каналам между членами
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого нововведения. Свойствами нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Одним из важных
факторов распространения любой
инновации является ее взаимодействие
с соответствующим социально-