Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:53, реферат

Описание работы

Будущее нам неизвестно. А потому неизвестны и будущие доходы и расходы, мы можем лишь прогнозировать их с той или иной степенью уверенности. Как описывать неопределенность будущего? Чем мы рискуем и что вообще понимать под "риском"? Как отражается неопределенность будущего на потоках платежей, их характеристиках и выводах об эффективности управляющих воздействий на реализацию инвестиционного проекта, включая и такие "экзотические", как процессы налогообложения, на других решениях? Как уменьшить возможные потери и защититься от рисков?

Содержание

1. Глава 1 Подготовка и проведение нововведений - часть работы менеджера
1.1 Мы живем среди изменений и вынуждены меняться сами
1.2 Уровни изменения
1.3 Пример инновации - персональный компьютер
2. Глава 2. Инструменты инновационного менеджмента
2.1 Анализ поля сил
2.2 Основные силы сопротивления изменению
2.3 Методы преодоления сопротивления изменению
2.4 Действия при проведении изменения
3. Глава 3. Инвестиционный менеджмент
3.1 Инвестиционный менеджмент как часть инновационного
3.2 Что лучше - меньше, но сейчас, или больше, но потом?
3.3 Дисконт-функция
4. Глава 4. Практические вопросы реализации инновационных и инвести
4.1 Неопределенность и риски будущего развития инновационных проектов
4.2 Необходимость применения экспертных оценок при сравнении инвестиционных проектов
4.3 Технико-экономические обоснования и бизнес-планы
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Уральский социально.docx

— 44.78 Кб (Скачать)

    Хуже, если различная оценка ситуации сотрудниками не проявляется в открытом несогласии. Тогда менеджеру придется применить  свои "дипломатические" навыки, чтобы, во-первых, обнаружить противодействие, во-вторых, понять его причины. Дальнейшие действия менеджера - как в предыдущем случае.

    Низкая  терпимость к изменению может  быть основана на естественном консерватизме  людей, нежелании что-либо менять (стремлении экономить усилия), либо на опасении, что в создавшейся после внедрения  инновации ситуации выявится недостаток имеющихся у них знаний, навыков, умений или способностей. Менеджер в состоянии повысить терпимость к изменению, разъясняя его пользу для организации в целом и  для каждого конкретного сотрудника, в частности, разбирая должностные  обязанности сотрудника после реализации нововведения.

2.3. Методы  преодоления сопротивления изменению

    Менеджер  может применять различные методы преодоления сопротивления изменению.

    Один  из наиболее естественных - предоставление информации. О предстоящей инновации  подробно рассказывается всем сотрудникам  организации. Если менеджеру удалось  убедить людей, они во многих случаях  будут помогать руководству организации  в осуществлении изменения. Однако этот подход может потребовать много  времени и трудозатрат, если вовлекается  много людей.

    Другой  метод - вовлечение сотрудников в  проектирование и осуществление  инновации. В этом случае менеджер определяет только основные позиции, оставляя детали сотрудникам. Люди, которые принимают участие в проектировании инновации, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения. С другой стороны, этот подход также может потребовать много времени и трудозатрат, если участники проектируют неподходящие изменения, не соответствующие общему плану менеджера.

    Помощь  и поддержка со стороны менеджера  могут оказаться весьма эффективным  средством. если люди сопротивляются из-за проблем адаптации к новым  условиям. Однако вполне возможно, что  не всем сотрудникам удастся адаптироваться, и им придется уйти.

    Переговоры  с отдельными сотрудниками и их группами (подразделениями, профсоюзами), с коллегами-менеджерами, завершающиеся заключением письменного  соглашения, позволяют прийти к компромиссам, когда взамен реальных или воображаемых потерь при инновации стороны  получают улучшения в других аспектах жизни и деятельности. Письменный договор позволяет избежать конфликтов в будущем. Однако успех одних  переговоров может спровоцировать требования о проведении подобных переговоров  с другими группами.

    Перечисленные четыре методы являются вполне честными и открытыми. Однако менеджеры зачастую используют и методы, которые не всегда можно одобрить с этической  точки зрения.

    Один  из них - манипулирование людьми с  избирательным использованием информации и сознательном изложении событий  в определенном порядке. Например, выпячиваются положительные стороны инновации  и скрываются отрицательные (для  тех или иных групп сотрудников), т.е. предоставляется односторонняя  информация, на основе которой люди вовлекаются в инновацию, не представляя  себе всех последствий. Другой вариант - так называемая "кооптация", при  которой поддержка нововведения со стороны уважаемых лиц (например, генерального директора) или групп (например, Правления фирмы) достигается путем их лжеучастия в проектировании нововведения. Например, генеральный директор может председательствовать на собрании, посвященном инновации, а Правление может обсудить нововведение. Но при этом инициаторы инновации не стремятся реально вовлечь генерального директора и Правление в проектирование и осуществление инновации, они хотят лишь заручиться их поддержкой. В то же время - в этом и есть обман - у рядовых сотрудников создается впечатление, что нововведение осуществляется под руководством генерального директора и Правления. К описанному методу близок распространенный обычай начинать, например, научные конференции с выступлений уважаемых людей - мэров городов, ректоров вузов и др.,- у которых есть только один недостаток - полная некомпетентность в проблемах, которыми занимается конференция. Именно поэтому указанные уважаемые люди исчезают вскоре после своего выступления, посвященного общим вопросам.

    Наконец, надо назвать метод явного или  неявного принуждения, когда менеджер заставляет принять инновацию под  угрозой потери должности, работы и  других благ. Аналогом в отношениях между государствами является использование  вооруженной силы, т.е. война. Сотрудники, побежденные и порабощенные менеджером, могут смириться, но в дальнейшем нет оснований рассчитывать на дружелюбное  сотрудничество. С другой стороны, без  принуждения не обойтись, если необходимо быстро провести непопулярные изменения, диктуемые внешней обстановкой.

    Наиболее  распространенной ошибкой менеджеров является использование одного или  небольшого числа методов независимо от ситуации. Вторая по распространенности ошибка - метод "разделяй и властвуй", который при возможной краткосрочной  эффективности приводит к большим  проблемам в долгосрочной перспективе.

2.4. Действия  при проведении изменения

    Обычно  выделяют пять этапов изменения - подготовку (планирование), "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, "замораживание" (закрепление  результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.

    На  этапе подготовки:

    - определите основное содержание  и уровень изменения;

    - составьте предварительный (пока!) план изменения, направленного  на достижение определенных улучшений;

    - проанализируйте движущие и сдерживающие  силы и возможный потенциал  поддержки изменения;

    - определите, на кого конкретно  повлияют изменения, каковы причины  возможного сопротивления;

    - решите, кого еще необходимо привлечь  к планированию процесса изменения;

    - выберите стратегию изменения  и методы преодоления сопротивления;

    - постарайтесь выделить и проанализировать  проблемы, которые, вероятно, могут  быть вызваны инновацией;

    - составьте реалистичный план  осуществления изменения и определите  критерии, по которым будет осуществляться  контроль и оценка изменения;

    - определите необходимые ресурсы  (кадровые, временные, финансовые, материальные  и др.), включая внешних консультантов.

    На  этапе "размораживания":

    - дайте время для снятия психологического  напряжения в организации;

    - выберите методы подготовки и  информирования сотрудников, соответствующие  стратегии изменения;

    - контролируйте прогресс в подготовке  изменения, а в случае необходимости  корректируйте подходы и планы.

    На  этапе изменения:

    - меняйте только то, что необходимо  для достижения желаемого улучшения;

    - имейте достаточные резервы времени  и других ресурсов на случай  неожиданных затруднений;

    - будьте готовы изменить стратегию  в случае, если, как подсказывает  опыт (Ваш, сотрудников или консультантов), это будет способствовать успеху  инновации;

    - информируйте сотрудников фирмы  об успехах преобразований.

    На  этапе "замораживания":

    - выделите необходимые ресурсы  для закрепления, "сохранения" проведенных на этапе изменения  действий;

    - рассмотрите вопроса последующем  обучении сотрудников (для работы  в новых условиях);

    - осуществляйте планы (по использованию  результатов инновации) с учетом  ситуации.

    На  этапе оценки:

    - проводите последующие исследования;

    - поддерживайте обратную связь  с теми, на кого влияют изменения;

    - информируйте (сотрудников, руководство  фирмы, внешнее окружение и  др.) о результатах проведенной  инновации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Инвестиционный менеджмент 

    Термин "инвестиции" в переводе на русский  язык означает "капиталовложения". Соответственно инновационный проект, в котором основную роль играют капиталовложения, называют инвестиционным.

3.1. Инвестиционный  менеджмент как часть инновационного

    Некоторые нововведения практически не требуют  капиталовложений или вообще финансовых затрат. Например, переход к новому расписанию в учебном заведении  может затронуть интересы больших  групп преподавателей, учащихся и, возможно, даже их родителей, вызвать борьбу, а потому потребовать больших  усилий у менеджера. Однако это нововведение никак не связано с финансовыми  вопросами.

    Однако  многие нововведения требуют финансовых затрат, вложений капитала в новые  здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, а также в научно-техническую  деятельность, проведение исследований и проектирования изделий и технологических  процессов, а также в оплату работы сотрудников на начальном этапе, в рекламную кампанию и др. Например, речь идет о строительстве нового завода. Основное при принятии решения - выяснение финансовой выгодности или невыгодности будущего предприятия. Нельзя забывать, скажем, и о социальном окружении: с одной стороны, появятся новые рабочие места (легко ли будет их заполнить?), с другой стороны, население может выступить против проекта, сочтя его экологически вредным. В соответствии с Законом РФ "Об экологической экспертизе" любая намечаемая хозяйственная или иная деятельность рассматривается как имеющая потенциальную экологическую опасность, а потому любая такая деятельность подлежит государственной экологической экспертизе (за счет заказчика), и только при ее положительном заключении разрешается финансирование и кредитование проекта.

    Инвестиционные  проекты выделяются среди инновационных  тем, что для них основной является финансовая сторона. Инвестиционные проекты  могут разрабатывать не только частные  предприятия, но и государственные. Так, изменение налоговой системы - тоже инвестиционный проект

    Введем  основные понятия, используемые в дальнейшем.

    С экономической точки зрения инвестиционные проекты описываются потоками платежей, т.е. функциями от времени, значениями которых являются затраты (и тогда  значения этих функций отрицательны) и поступления (значения функций  положительны). Как правило, вначале  необходимо вкладывать деньги (производить  затраты), а затем за счет поступлений  возмещать затраты и получать прибыль. Однако возможны и ситуации, когда завершение проекта (например, закрытие атомной электростанции и  утилизация отработанного ядерного топлива) требует существенных вложений.

    Для различных вариантов управляющих  воздействий на процессы налогообложения (например, различных вариантов изменения  ставок налогов) при сравнении их с действующей системой ситуация аналогична - если в результате управляющих  воздействий налоговые сборы  в некоторый момент меньше тех, что  при действующей системе, то платежи  считаем отрицательными (приращение поступлений отрицательно), в противном  случае - положительными (приращение налоговых  поступлений положительно). Выше отмечено, что для любого управляющего воздействия  часть поступлений оказывается отрицательной, часть - положительной, и проблема состоит в их соизмерении, поскольку они относятся к различным моментам времени.

    Однако, как уже отмечалось, необходимо учитывать, что при изменении налоговой  системы путем варьирования значений управляющих параметров, как и  при реализации крупных инвестиционных проектов меняются также и значения социальных, технологических, экономических  и политических факторов - строятся или приходят в упадок дороги (в  зависимости от величины налогов, поступающих  в Федеральный дорожный фонд), создаются  или сокращаются рабочие места  и т.д. Другими словами, оценку управляющих  воздействий на процессы налогообложения, как и крупных инвестиционных проектов, нельзя проводить только с экономической точки зрения, должен учитываться весь комплекс СТЭП-факторов (т.е. социальных, технологических, экономических  и политических факторов). При этом, очевидно, необходимо применять разнообразные  процедуры экспертных оценок для  комплексного учета СТЭП-факторов, нельзя опираться лишь на экономические  расчеты, которые, как показано ниже, обычно не являются достаточно обоснованными.

Информация о работе Инновационный менеджмент