Инновационная деятельность как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:45, реферат

Описание работы

В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы инновационного менеджмента
5
1.1. Содержание понятий «инновация» и «инновационный менеджмент»
5
1.2. Значение и роль инновационной деятельности
9
1.3. Инновационная деятельность как объект управления
14
2. Инновационная стратегия развития предприятия
20
2.1. Виды инновационных стратегий
20
2.2. Выбор инновационной стратегии развития предприятия
26
2.3. Реализация инновационной стратегии и ее корректировка
34
Заключение и общие выводы
36
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность как объект управления.doc

— 314.00 Кб (Скачать)
  • возникает противоречие между менеджерами из планово-производственного отдела и менеджерами подразделений, которые считают необоснованными и некомпетентными вмешательство не знающих местных условий руководителей из центра управления фирмы;
  • формальные процедуры начинают доминировать над реальным решением проблем;
  • формальная бюрократическая система управления фирмой работает сама на себя, вступает в противоречие с реалиями окружающей ее среды и в итоге перестает быть достаточно эффективной.

Фаза 5. Рост через развитие сотрудничества. Преодолеть кризис взаимопонимания возможно только за счет развития сотрудничества и совершенствования межличностных отношений путем использования работы в командах. Если предприятию удается это сделать, начинается следующая фаза роста:

  • предприятие переходит на матричную структуру для концентрации необходимых сил для решения определенных основополагающих задач;
  • формируются команды из работников разных функциональных подразделений и служб для решения общих проблем;
  • акцент при решении проблем делается на быстрое принятие и исполнение управленческих решений при работе в командах;
  • с помощью системы материального поощрения стимулирует коллективные, а не индивидуальные достижения;
  • программы обучения персонала строятся с перспективой на развитие сотрудничества и навыков выполнения коллективной работы;
  • руководство предприятие поощряет инновации и перспективные разработки

Таким образом, инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью и занятыми этой деятельностью организационными структурами, а также их персоналом. Возрастание роли инновационных процессов в экономике приводит к повышению динамизма хозяйственных систем и всего воспроизводственного цикла.

 

 

2.3. Реализация инновационной стратегии и ее корректировка

На данном этапе происходит непосредственное осуществление стратегических действий, принятие управленческих решений, которые  сопровождаются тщательным контролем и необходимыми корректировками.

Инновационные стратегии создают  особо сложные условия для  управления. Это вызвано уровнем  неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, повышенными инвестиционными рисками. Необходимо искать рисковых инвесторов, требуется гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Реализация любой инновационной стратегии связана с необходимостью перестройки организации или ее реструктуризацией в сочетании с текущими производственными процессами. Инновационные изменения необходимо сочетать с жизненными циклами изделий, технологий, организации. Управление потоками стратегических инновационных изменений требует применения принципов логистики. При выборе и реализации инновационных стратегий возникают противоречия в различных группах руководства и между отдельными руководителями. Поэтому надо обеспечить согласование интересов стратегического, научно-технического, маркетингового, финансового и производственного менеджмента.

На этапе реализации выбранной стратегии необходимо разработать планы, программы с указанием целей, мероприятий по их достижению, сроков, ресурсов и ответственных лиц. Кроме того, в соответствии с требованиями инновационного процесса, необходимо ввести в действие и скоординировать все звенья стратегического управления с звеньями организационной структуры управления и ввести систему информирования и подготовки персонала к стратегическим инновациям.

Для решения стратегических инновационных  задач больше соответствует матричная структура управления, преимущества которой проявляются при реализации большого числа проектов в области высоких технологий. В этом случае под проект создается группа исполнителей, которая пользуется относительной свободой в организации своей работы.

Инновационные предприятия, имеющие возможность реализации эффективных стратегий, получают следующие преимущества:

  • реализуя имеющиеся технические и маркетинговые возможности, инновационные компании могут создавать новые рынки;
  • инновационные предприятия, используя свои ресурсы для выхода на новые рынки, постепенно расширяют, или существенно изменяют свою сферу интересов;
  • инновации способны вдохнуть новую жизнь в рынки, достигшие вершины развития, привлекая новых потребителей или создавая новые способы использования продуктов;
  • предприятие, которое совершенствует свою продукцию, постоянно внося в нее небольшие изменения, имеет больше шансов сохранить свои конкурентные преимущества, чем те, которые стремятся к глобальному единовременному прорыву.

 

 

 

Заключение и общие выводы

В динамичной внешней экономической  и социально-политической среде  деятельности организации, достижение долгосрочных положительных результатов  невозможно без постоянного обновления применяемых технологических, управленческих и заготовительно-сбытовых процессов, ассортимента продукции (товаров, услуг) и поиска новых рыночных возможностей (освоения новых сегментов рынка).

Основные факторы, вызывающие необходимость  осуществления инновационных процессов, - научно-технический прогресс, создание новых, более эффективных технологий, развитие инфраструктуры, в том числе информационной, и изменение предпочтений потребителей, ведущие к сдвигам структуры спроса и возникновению новых рынков сбыта, новых методов управления и организации производства и труда. Таким образом, инновации представляют собой изменения функционирования организации как системы, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды.

Существует большое количество базовых инновационных стратегий. Они разделены по видам на основе опыта многих организаций. Каждая организация, занимающаяся инновационной деятельностью, может выбрать любой вид стратегии, исходя из собственного направления развития. Но при выборе инновационной стратегии необходимо учесть общую стратегию фирмы и ее организационную структуру управления. Общие и инновационные цели должны гармонировать друг с другом. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Реализация любой инновационной  стратегии связана с необходимостью перестройки организации или  ее реструктуризацией в сочетании  с текущими производственными процессами. Инновационные изменения необходимо сочетать с жизненными циклами изделий, технологий, организации.

Таким образом, разработка инновационной  стратегии фирмы – это неотъемлемая часть успешного развития фирмы. Для того чтобы достойно конкурировать в современном изменчивом и непредсказуемом мире, необходимо выстроить грамотную и правильную стратегию развития.

 

Список использованной литературы

  1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие – М.: Гардарики, 2007. – 224 с.
  2. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 231 с.
  3. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Магистр, 2008. – 526 с.
  5. Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, 1999.
  6. Инновационный менеджмент: Учебник. / Под ред. Проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горкинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 382 с.
  7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2007. – 295 с.
  8. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: «НПО «Издательство Экономика», 2000.
  9. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2008. – 368 с.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. –  СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

1 Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – с. 96

2 Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, 1999. – с. 78

3 Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: «НПО «Издательство Экономика», 2000

4 Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – с. 114

5 Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ., А.Г.Медведева – М.: Экономика, 1998

6 Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: «НПО «Издательство Экономика», 2000

7 7 Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учебник для вузов – М.: Банки и биржи, 1999. – с. 98

8 Инновационный менеджмент: Учебник. / Под ред. Проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горкинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 382 с.

9 Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Уч. Пособие/ Под ред. Завлина П.Н., Казанцева Л.Э. – М.: «НПО «Издательство Экономика», 2000

10 Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2008. – 368 с.

11 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

12 Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 231 с.

13 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

14 Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2007. – 295 с.




Информация о работе Инновационная деятельность как объект управления