Инновационная деятельность как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:45, реферат

Описание работы

В рыночной экономике инновации выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы инновационного менеджмента
5
1.1. Содержание понятий «инновация» и «инновационный менеджмент»
5
1.2. Значение и роль инновационной деятельности
9
1.3. Инновационная деятельность как объект управления
14
2. Инновационная стратегия развития предприятия
20
2.1. Виды инновационных стратегий
20
2.2. Выбор инновационной стратегии развития предприятия
26
2.3. Реализация инновационной стратегии и ее корректировка
34
Заключение и общие выводы
36
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность как объект управления.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Учебная программа

Управление  предпринимательской деятельностью

 

Кафедра экономики


 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Инновационная деятельность как объект управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

 

Номер студенческого  удостоверения .................................................................

Группа.....................................................

Подпись

Дата

Руководитель работы

 

 

   

 

 

2010

 

 

Содержание

Введение

3

1. Теоретические основы  инновационного менеджмента

5

    1.1. Содержание понятий «инновация» и «инновационный менеджмент»

5

    1.2. Значение и роль инновационной деятельности

9

   1.3. Инновационная деятельность как объект управления

14

2. Инновационная стратегия развития предприятия

20

   2.1. Виды инновационных стратегий

20

   2.2. Выбор инновационной стратегии развития предприятия

26

  2.3. Реализация инновационной стратегии и ее корректировка

34

Заключение и общие  выводы

36

Список использованной литературы

37


 

 

 

Введение

В рыночной экономике инновации  выступают как средство в конкурентной борьбе, повышают имидж производителя. Без инновационной деятельности немыслим научно-технический прогресс. Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять. Цели управления инновационной деятельностью — генерирование, инициирование, контролирование новых идей, создание условий для разработки и вывода инновационной продукции на рынок.

Инновации, или нововведения, играют важную роль не только в макроэкономическом развитии и обеспечении экономического роста, но и, в долгосрочной перспективе, в достижении целей коммерческой организации (предприятия, компании, фирмы) на микроуровне. В наиболее общем виде инновации можно охарактеризовать как внедрение новшеств в производственную, заготовительно-сбытовую, маркетинговую, инвестиционную и финансовую деятельность организации.

В динамичной внешней экономической  и социально-политической среде  деятельности организации достижение долгосрочных положительных результатов невозможно без постоянного обновления применяемых технологических, управленческих и заготовительно-сбытовых процессов, ассортимента продукции (товаров, услуг) и поиска новых рыночных возможностей (освоения новых сегментов рынка).

Основные факторы, вызывающие необходимость  осуществления инновационных процессов, - научно-технический прогресс, создание новых, более эффективных технологий, развитие инфраструктуры, в том числе  информационной, и изменение предпочтений потребителей, ведущие к сдвигам структуры спроса и возникновению новых рынков сбыта, новых методов управления и организации производства и труда. Таким образом, инновации представляют собой изменения функционирования организации как системы, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды.

В условиях статичной внешней среды  инновации ограничивались бы повышением внутрихозяйственной эффективности, а их цикл был бы конечным - до момента  достижения предела эффективности. Меняющаяся внешняя среда, в первую очередь технологическое развитие, обусловливает непрерывность инновационного цикла и недостижимость на практике предела совершенствования системы.

Обобщая применительно к коммерческой организации понятия сущности инноваций и определения, данные отечественными и зарубежными учеными-экономистами, можно заключить, что инновации — это качественные изменения видов, форм и методов хозяйственной деятельности, обусловленные внешними причинами и внутренними возможностями и направленные на повышение эффективности достижения целей организации. На наш взгляд, для коммерческой организации инновации выступают в виде изменений в ассортименте продукции (товаров, услуг), в структуре рынков сбыта, в применяемых технологиях и в составе активной части основных фондов, в организации труда и управления, в методах стимулирования продаж и в системах снабжения и сбыта. В сферу действия данного определения лишь косвенным образом попадают нововведения, касающиеся финансовой деятельности организации, которые не входят в предметную область настоящего исследования.

Инновационные процессы охватывают, как правило, все стороны деятельности организации, затрагивая как текущую (основную), так и инвестиционную, и финансовую деятельность. Например, нововведения в выпускаемой продукции могут повлечь за собой необходимость изменения технологии производства, вызвать потребность в долгосрочных инвестициях и привлечении финансирования. Учитывая комплексный характер инновационной деятельности, анализ и контроль должны охватывать все стороны и аспекты внедрения и функционирования новшеств.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, ныне все чаще связывают с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления.

Инновация представляет собой конечный, материализованный результат инновационной  деятельности, полученный от вложения капитала в открытие, изобретение, новый  метод удовлетворения общественных потребностей.

В настоящее время интерес к инновационной деятельности очень велик. Без использования инноваций практически нельзя создавать конкурентоспособную продукцию. Однако конкурентные преимущества инновационного продукта на определенном отрезке времени не гарантируют этому продукту лидерство на следующем этапе технологических преобразований, и в результате непрерывных инноваций сокращаются жизненные циклы товаров.

Для управления инновационной деятельностью  нужны специалисты, занимающиеся не только организационно-экономическими вопросами нововведений, но также владеющие методами управления исследованиями и разработками, умеющие применять для решения сложных управленческих задач современные информационные технологии, экономико-математическое моделирование, знающие, как работать на рынке инноваций. Реализация инновационных процессов предполагает использование методов управления проектами, т.е. требует решения целого комплекса специализированных задач.

В настоящее время наиболее актуальным становится вопрос эффективного управления инновационной деятельностью предприятия, независимо от его размера и формы собственности. Актуальность данной проблемы заключается как в потребности в высокопрофессиональных специалистах в области управления инновационным проектами, так и в научно-обоснованных методах управления инновационной деятельностью. 

1. Теоретические основы инновационного  менеджмента

1.1. Содержание понятий «инновация» и «инновационный менеджмент»

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации.1 Целью инновационного менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.2

Главное внимание в инновационном  менеджменте уделяется выработке  стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.

Инновационный менеджмент — это  особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности.3

Инновационный менеджмент призван  гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент преимущественно направлен на повышение эффективности функционирования и развития организации, это менеджмент организации - лидера или организации, стремящейся стать лидером в определенной сквере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.4

В мировой экономическом литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся, в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.5

Термин «инновация» стал активно  использоваться как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточнения понятия «инновации» познакомимся с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

При этом выделяются такие признаки, как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий): закономерности процесса внедрения и г.п. Различные авторы, в основном, зарубежные (Н. Мончев, И. Перлами, В. Д. Хартмак, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Методология системного описания инноваций  в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство  Фраскати).6

В соответствии с этими стандартами, инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация является следствием инновационной  деятельности.

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:7

  1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
  3. Использование нового сырья.
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
  5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал  еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие "инновация", трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени, имеет отчетливо выраженные стадии. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Кроме того, эти результаты имеют самостоятельный крут проблем.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с  созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Таким образом, научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Информация о работе Инновационная деятельность как объект управления