Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 20:39, курсовая работа
Финансовая дирекция — одна из центральных служб аппарата управления хозяйствующего субъекта. Ее основными функциями являются: финансовый анализ и планирование, управление финансовыми инвестициями, разработка кредитной политики, ведение финансовых расчетов, организация страхования, ведение финансового учета, организация финансового аудита и т. д.
Введение 3
1. Содержание финансового менеджмента 6
1.1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента 6
1.2 Основные принципы финансового менеджмента 10
1.3 Основные этапы развития финансового менеджмента 12
2.Состав финансового менеджмента 13
2.1 Финансовый менеджмент, его состав, структура и механизм функционирования 13
2.2 Элементы финансового менеджмента 17
2.3 Теоретические основы деятельности финансового менеджера 19
3. Управление дебиторской задолженностью предприятия (организации) 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджет
как основа для постановки задачи.
Разрабатывая бюджет на следующий период,
необходимо принимать решения
Бюджет как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.
Процесс планирования
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.
Планирование
потребности в оборотном
Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.
Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.
Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Качественное
планирование заключается в том,
чтобы получать необходимые фонды
не только вовремя, но и по самой
низкой цене. Для этого нужно найти
банк, который может их предоставить
в настоящее время, соотнести источник
фондов с целью, для которой они будут
использоваться, сбалансировать различные
источники, так как нельзя полагаться
лишь на банковские займы, только на выпуск
акций или поступлений с доходов. В частности,
нужно правильно выбрать время: продавать
акции, когда рынок акций процветает, не
брать взаймы, когда учетные ставки высоки
и т.д.
Прогнозирование
Прогнозирование в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и различных его частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвиденье соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе переноса прошлого в будущее с учётом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определённого чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Организация
Функция организаций в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.
Регулирование
Регулирование
в финансовом менеджменте - воздействие
на объект управления, посредством
которого достигается состояние
устойчивости финансовой системы в случае
возникновения отклонения от заданных
параметров. Регулирование охватывает
главным образом текущие мероприятия
по устранению возникших отклонений от
графиков, плановых заданий, установленных
норм и нормативов.
Стимулирование
Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
Координация
Координация
в финансовом менеджменте - согласованность
работ всех звеньев системы управления,
аппарата управления и специалистов.
Координация обеспечивает единство
отношений объекта управления, субъекта
управления, аппарата управления и отдельного
работника.
3.
Управление дебиторской задолженностью
предприятия (организации)
Дебиторская
задолженность как в
Управление дебиторской задолженностью - специфическая функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.
Основные
задачи управления дебиторской задолженностью[15]
1 комплексная
проверка дебитора на
2 планирование допустимых лимитов дебиторской задолженности
3 последующее юридическое сопровождение сделок
4 финансирование дебиторской задолженности
5 учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
6 взыскание просроченного долга
7 претензионная работа с недисциплинированными дебиторами
Основные
функции руководителя в процессе
управления дебиторской задолженностью[12]
1 планирование
дебиторской задолженности,
2 организационная
функция, обеспечение
3 мотивирование
сотрудников, утверждение
4 контроль запланированных показателей
5 анализ
результатов изменений и
Дебиторская
задолженность должна приносить прибыль.
Если отсрочка платежа не дает дополнительного
дохода компании, следует избавиться от
нее.
Вне всякого сомнения, что продажи в различных сферах экономики могут существенно отличаться. При этом, продажи с использованием такого эффективного инструмента, как дебиторская задолженность, имеют ряд обязательных атрибутов и этапов работы с дебитором.
Рассматриваются следующие этапы [16]:
Оценка эффективности – сквозная функция руководителя в процессе управления дебиторской задолженностью.
Подход
в данном случае прост. Постоянно, с
заранее запланированной
В
современной экономике
- Генеральный директор
- Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по продажам)
- Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)
- Юридический отдел и служба безопасности
Грамотный
анализ и управление дебиторской
задолженностью позволяет вскрыть
неизвестные ранее резервы клиентской
базы, что позволяет существенно повысить
эффективность бизнеса [14].
Также справедливо обратное утверждение. Неумелое и неэффективное управление дебиторской задолженностью гарантировано приводит к наиболее типичным проблемам [11]:
- к прямым убыткам из-за появления безнадежного долга
- недополученной прибыли
- потере ценных клиентов
- потере доли рынка
В компании «А» создана система балльной оценки надежности контрагента на основании анализа работы с ним. Все контрагенты объединены в четыре группы по уровню надежности:
Оценка надежности контрагентов производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж клиенту и объема просроченной задолженности данного клиента на конец периода.
Отнесение контрагента к той или иной группе осуществляется на основе интегральной оценки, которая рассчитывается как произведение балльных оценок по всем трем показателям. К группе риска относятся предприятия с интегральным баллом от 1 до 4, к группе повышенного внимания — предприятия с 5—12 баллами, к надежным клиентам — с 12—27, к «золотым» — с 28—64.
Например,
фирма «В» уже год является
клиентом компании «А», объем продаж
этой фирме в общей доле продаж
составляет 16%, а объем просроченной
дебиторской задолженности не превышает
5%. Соответственно при оценке она получит
баллы 2, 3, 4. Интегральная оценка будет
равна 24, следовательно, фирму «В» нужно
отнести к группе надежных клиентов. Это
означает льготные условия предоставления
кредита, высокие скидки, большой размер
кредитного лимита.