Инициирование конфликта и использование его положительных функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………....3
КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ …………….…….....4
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА……………………………..………….. 7
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА ……………….....13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….….……….. 18
Список используемой литературы………………………………...20

Работа содержит 1 файл

конфликтология.docx

— 51.30 Кб (Скачать)

·              «подлинный» конфликт - существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

·              «случайный, или условный» - зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

·              «смещенный» - явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

·              «неверно приписанный» - конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

·              «латентный» - конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

·              «ложный» - конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.

-по типу социальной формализации:

·        официальные

·        неофициальные 

Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и  «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

·              развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

·              способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на

·        межгрупповые,

·        внутригрупповые,

·        межличностные

·        внутриличностные.

Межгрупповые  конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива  к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие  по отношению к другой стороне. Поэтому  вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт - это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт - это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин - с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто  объясняется индивидуально-личностными  особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят  нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся  негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень  общительности и др.

 

    1. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Конфликт — источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в  том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее  его влияние на их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно  считать тезис о противоречиях  как источнике развития группы, включая  и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в  совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного "катализатора" развития способностей». Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция  играет в группе.

Конфликт — сигнал к изменению. Из других позитивных функций  конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических  ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями».

Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют  и в межличностных отношениях. Возьмем для примера взаимоотношения  родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его  новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно  как неповиновение, то они будут  бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.

Конструктивной  реакцией будет восприятие происходящего  не как неповиновения, но как сигнала  о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой  врач скажет, что она выполняет  важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме  что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно  боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в  ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации  в отношениях. Если мы на каждом этапе  своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

Конфликт — возможность  сближения. На психологическом материале  могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную»  и «связующую» (в терминологии Козера).

В качестве примера  приведем рассказ одной молодой  женщины. Она вышла замуж очень  рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это привело к  тому, что, несмотря на хорошие отношения  с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую  их дистанцию. После рождения ребенка  их отношения стали ухудшаться и  наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

Этот новый уровень  отношений между ними она связывает  именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для  них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской  школы говорили: «Конфликт — это  возможность разговора начистоту».

Позитивные функции  внутригрупповых конфликтов. Традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты  являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое начало еще  от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование  «равновесию» или «состоянию сотрудничества». Однако благодаря конфликту оказывается  возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Конечно, не каждый тип конфликта будет  способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.

Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта  в силу периодически возникающего соперничества  между требованиями индивидов. Характер группы будет существенно влиять на особенности этих конфликтов, в  частности на их функции. Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Если все же в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет с особенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер.

Существенное значение для внутригруппового конфликта  будет иметь и характер отношений  группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии более  или менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь  тенденцию к более полному  личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и  разногласий. Большая терпимость к  внутригрупповым конфликтам будет  характерна для групп, отношения  которых с внешней средой более  уравновешены.

Внутренний конфликт также служит средством выявления  у членов группы противоречивых интересов  и тем самым способствует возможности  нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.

Конфликты часто  обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря  чему обеспечивается взаимодействие между  членами всего объединения, уменьшается  изоляция, создается почва для  реализации индивидуальной активности членов группы.

В целом, указав на позитивные возможности конфликта  в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.

Конфликт — это  возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей.

Благодаря многим исследованиям  в сфере конфликта удалось  определить большое количество позитивных последствий или функций происходящего  конфликта. Положительные последствия  выявляются как на личностном уровне, где рассматриваются участники  конфликта, так и на социальном уровне, где рассматривается окружение  конфликта.

Позитивные последствия  на личностном уровне:

  • конфликт направлен на создание структуры в социальной группе, он способствует сплочению единомышленников или группы в целом;
  • конфликт стимулирует развитие личности и индивидуальности, дает новые знания, полезные в будущем для предотвращения конфликтной ситуации;
  • конфликт устраняет синдром «покорности», провоцируя индивидов к активности;
  • конфликт выполняет информационную функцию (в конфликтной ситуации участники раскрывают многие личностные черты и особенности, поэтому лучше узнают другу друга);
  • конфликт может улучшить межличностные взаимоотношения, положительно влияет на качество деятельности, поведение участвующих сторон;
  • столкновение взглядов и мнений приводит к расширению стратегий поведения, границ мировоззрения участников конфликта.

Позитивные последствия  и функции конфликта на социальном уровне:

  • конфликт заставляет меняться уже сложившиеся отношения, группы, системы в сторону совершенствования;
  • инновационная функция конфликта также направлена на развитие сложившихся взаимодействий;
  • конфликт, как индикатор, обнаруживает в системе преимущества и недостатки, находит наиболее слабые связи и выявляет сильные стороны отношений – диагностическая функция;
  • разрешение конфликта снимает психическую и эмоциональную напряженность участников и всего окружения в целом, выступая своего рода разрядкой для психики и организма всех субъектов конфликта;
  • конфликт исследует мнения, распространенные в окружении, выявляет коллективные настроения и установки, способствует актуализации демократических и гуманистических ценностей – нравственноморальная функция конфликта;
  • конфликт создает более гармоничные отношения среди участников и оптимизирует внешние условия, в которых находятся участники;
  • функция сплоченности конфликта, установление более доброжелательной обстановки;
  • конфликт используется как средство стимулирования более продуктивной деятельности участников;
  • моделирование конфликтной ситуации в деловых или ролевых играх выполняет познавательную функцию;
  • конфликт может рассматриваться как профилактика конфликтных ситуаций в дальнейшем, повышается ценность согласия и бесконфликтного поведения

Информация о работе Инициирование конфликта и использование его положительных функций