Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:56, курсовая работа
Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы. Данные часто извлекаются из системы диалоговой обработки запросов или базы данных. Модель может быть простой типа "доходы и убытки", чтобы вычислить прибыль при некоторых предположениях, или комплексной типа оптимизационной модели для расчета загрузки для каждой машины в цехе. DSS и многие из систем, обсуждаемых в следующих разделах, не всегда оправдываются традиционным подходом стоимость - прибыль; для этих систем многие из выгод неосязаемы, типа более глубокого принятия решения и лучшего понимания данных [2].
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ
1 Современные информационные системы
1.1 Системы поддержки принятия решений
1.2 Исполнительные информационные системы
1.3 Переработка руды данных (Data Mining)
1.4 Искусственный интеллект (Artificial Intelligence)
1.5 Экспертные системы (Expert Systems)
1.6 Нейронные сети (Neural Networks)
1.7 Виртуальная реальность (Virtual Reality)
1.8 Системы поддержки работы группы
1.9 Географические информационные системы
1.10 Новые информационные технологии в управленческой деятельности
2 ПРАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «Коммерсант»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В
80-е и 90-е годы экспертные системы
и приложения нейронной сети слишком
рекламировались в популярной прессе
как решающие большинство проблем, стоящих
перед менеджерами. В конце 20-го столетия
индустрия приняла более реалистическую
перспективу использования AI-приложений:
AI - не панацея, но имеется значительное
число потенциально ценных приложений
для AI-методов. Каждое потенциальное применение
должно быть тщательно оценено. Результатом
этих тщательных оценок был устойчивый
рост, а не вспышка в развитии и использовании
экспертных систем и нейронных сетей,
чтобы помочь предпринимателям в проблемных
ситуациях найти лучшие полезные решения
[2].
1.7 Виртуальная реальность (Virtual Reality)
Виртуальная реальность (VR) предполагает использование машинных систем для создания окружающей среды, которая кажется реальной пользователю-человеку. Впечатляющий пример виртуальной реальности - игра Holodeck Enterprise, где каждый участник может стать Шерлоком Холмсом в реальной обстановке, с реальными характеристиками и где Кан-Люк Пикард может играть роль жестокого разбойника в начале X столетия.
Использование VR в не развлекательных установках разделяется на две категории: обучение и проектирование. Примеры обучения будут приведены позже, сопровождаясь примерами использования VR в проекте.
Армия
США использует виртуальную реальность
для тренировки экипажей танков. Посредством
больших экранов и звука
"Amoco" развила основанную на PC систему виртуальной реальности, названную "truck dri VR", для обучения водителей. Эта система, основанная на вариациях опасностей движения, стала удачным способом испытания для 12000 водителей. Система VR, создание которой стоит приблизительно 50000$, использует шлем с визуальной и слуховой информацией и полностью погружает пользователя в виртуальный мир. Вождение грузовика с driVR реалистично, с многократными возможностями для пользователя, включая перспективы и левых, и правых зеркал заднего вида, которые появляются тогда, когда пользователь поворачивает голову налево или направо.
Фирма "Duracell" также использует виртуальную реальность для обучения. "Duracell" установила новое оборудование, чтобы производить новую линию перезаряжаемых батарей, и компании нужно было обучить фабричный персонал работе на новом оборудовании безопасным и рентабельным способом, "Duracell" является системой без погружения (никаких шлемов или специальных очков), также выполняется на PC и включает блок ознакомления, блок действий и блок поиска неисправностей. С этой системой пользователь способен полностью зондировать новую часть оборудования внутри настольного виртуального мира. "С помощью специальной мыши Magellan обучаемые могут ходить вокруг оборудования, заглядывать снизу и сверху", - говорит Neil Silverstein, менеджер, обучающийся в "Duracell". - Они могут забраться в самые маленькие углубления машины, что Вы никогда не сможете сделать в реальном мире, потому что Вы могли бы потерять палец". В результате обучение стандартизовано и полностью безопасно, и нет никакой потребности в производственном обучении.
Фирмы "Chrysler" и IBM развили систему виртуальной реальности, чтобы помочь в проектировании автомобилей. Конструктор автомобиля, снабженный специальными стеклами и специальной перчаткой, чтобы взаимодействовать с системой, находится на водительском месте будущего автомобиля. Он направляет рулевое колесо и использует рычаги и кнопки, как если бы он был в реальном автомобиле. Благодаря этой системе неисправности в приборной панели и управлении могут быть устранены прежде, чем будут построены дорогие прототипы.
Одно недорогое применение виртуальной реальности (с ценой около 500 долл.) - использование для размещения товаров розничной продажи в универмагах. При использовании программного обеспечения "прогулки внутрь (walk-through)" типа Virtus Walk Through Pro на Macintosh или PC много розничных торговцев сохранили время и деньги при проектировании планировок магазина и витрин. Walk Through Pro обеспечивает трехмерное изображение на экране компьютера без специальных стекол. Пользователь может прогуляться внутри и осмотреть расположение с различными перспективами. Могут быть легко изменены имущество и цветовая палитра, могут быть добавлены кирпичи и плитка, а стены, двери и окна могут быть перемещены. В подобных приложениях можно было воображать агента недвижимого имущества, предлагающего виртуальные прогулки внутрь зданий на рынке, или агента путешествия, предлагающего виртуальные прогулки по курортам, или круизы на корабле [2].
Развитие
виртуальной реальности находится
в грудном возрасте, и пройдет
длительное время, прежде чем, возможно,
кто-нибудь отдаленно приблизится к
Holodeck Enterprise. Однако много продавцов развивают
VR, программное и техническое обеспечение,
и начинают появляться многочисленные
ценные приложения VR.
1.8
Системы поддержки работы
Системы поддержки работы группы .(Group Support Systems -GSS) -важный вариант DSS, в котором система разработана, чтобы поддержать группу, а не индивидуума. GSS, иногда называемые системами поддержки принятия решений группы или системами электронных встреч, стремятся воспользоваться преимуществом возможностей группы, чтобы находить лучшие решения, чем решения личностей, действующих отдельно. Это специализированный тип группового программного обеспечения, которое специально предназначено для поддержки встреч. Менеджеры расходуют значительную часть своего времени на участие в работе групп (встречи, комитеты, конференции). В среднем у менеджеров это составляет 35% рабочего времени в неделю, у главных управляющих - от 50 до 80%. GSS старается сделать сеансы электронных встреч группы более производительными [2].
GroupSystems, разработанные в университете Аризоны, являются превосходным примером программного обеспечения GSS. GroupSystems используются более чем 1200 клиентами, включая 500 преуспевающих компаний типа "Chevron", "Hewlett-Packard", IBM и "Procter and Gamble", а также правительственные организации типа армии США, флота, морских пехотинцев и военно-воздушных сил. В типовом исполнении (рис. 3.4) компьютерная встреча представляет собой микрокомпьютеры для каждого участника, связанные локальной вычислительной сетью.
Большой общий экран облегчает общий просмотр информации, когда это желательно. GroupSystems, установленная на каждой машине в сети, обеспечивает компьютеризированную поддержку для генерации идей, располагая их по приоритетам и выявляя основную идею.
Каждый
участник сеанса группы (например, сеанса
мозгового штурма) имеет возможность
обеспечить вход анонимно и открыто через
компьютерную клавиатуру.
Это сделано специально, чтобы никто не мог быть осмеян с "глупой идеей". Каждая идея или комментарий оценивается сама по себе лучше, чем от лица, внесшего ее. Кроме того, в сеансе голосования на участников не будет влиять, как кто-то голосует. Таким образом, GSS типа GroupSystems должна генерировать более высококачественные идеи и решения, которые лучше представляются группой.
Раньше
работа в области GSS проводилась
без поддержки традиционного сеанса
группы, как описано выше. Новый акцент
направлен на поддержку работы команды
вне зависимости от того, работает ли бригада
в "одно время, в одном месте" при
традиционной встрече или способом "различное
время, различное место". Например, отдаленная
GroupSystems допускает, чтобы члены группы
использовали Group-Systems по World Wide Web так же,
как через ЛВС. "Ventana Corporation" в настоящее
время развивает версию клиента - сервера
GroupSystems, который разрешит поддерживать
встречи "в любом месте, в любое время"
через WWW или локальную сеть компании или
комбинацией их обоих [2].
1.9 Географические информационные системы (Geographical Information System)
Географические информационные системы (GIS) - пространственные системы поддержки принятия решений; геодемографическое, компьютерное картографирование и автоматизированные шаблоны - так называется группа приложений, основанных на обработке связей в пространстве. GIS собирает, запасает, преобразует, демонстрирует и анализирует данные, пространственно привязанные к земле. GIS имеет дисплей с богатыми возможностями демонстрации окружающей среды, что очень полезно для людей, принимающих решения.
Такие различные области, как управление природными ресурсами, государственная служба, NASA, военное и градостроительное проектирование, использовали GIS в течение 30 лет. Ученые, планировщики, нефтяные и газовые зонды, лесничие, военные и картографы стимулировали эту технологию, развивая сложные возможности для создания, показа и управления географической информацией. В 90-х годах географические компьютерные технологии привлекли внимание деловых пользователей. Сегодня Бюро статистики США обеспечивает бизнес высококачественными кодируемыми географическими данными, чтобы анализировать и манипулировать на рабочем столе с помощью GIS, без оцифровывания карт или сканирования фотографий.
Использование GIS в бизнесе было много лет хорошо охраняемым секретом; самые ранние деловые энтузиасты географических технологий редко говорили о ней из-за ее высокой стоимости. Фирмы типа Mc-Donalds, у которых успех зависит от лучшего расположения, чем у конкурентов, были первыми, кто распознал деловые выгоды от применения GIS.
Выявление
удобных участков - одно из наиболее
распространенных деловых использований
GIS, другие приложения включают рыночный
анализ и планирование, материально-техническое
снабжение и распределение, технику моделирования
эксплуатационных условий и модели территориального
расширения банков. Эти примеры поясняют,
как много функциональных областей в бизнесе
используют G1S, чтобы распознавать и управлять
их географическими зависимостями. Например,
стоимость перевозок кажется, очевидно,
более важной для транспорта, чем для здравоохранения.
Однако связанные со здоровьем приложения
GIS включают анализ приемлемых цен и готовность
к поездкам по вызовам, планирование расположения
услуг и комплектование персоналом в амбулаториях
и центрах неотложной помощи, долгосрочное
планирование потребностей службы здравоохранения
и скорой помощи [2].
1.10
Новые информационные технологии в управленческой
деятельности
Доминирующие тенденции развития информационных технологий ориентированы на многопрофильность и структурную сложность управляемых предприятий. Для эффективной и конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить все подразделения на качественно новом управленческом уровне. Сделать это позволяют новые, современные информационные технологии. Рассмотрим наиболее известные из них.
Видеотехнология — это технология использования изображений. Такой технологии может предшествовать визуализация, т. е. представление данных в виде изображений. Быстрый рост объемов обработки данных требует поиска новых способов представления полученной информации. Организация видеоконференций связана с технологией проведения совещания между удаленными пользователями на базе использования их движущихся изображений. Технические средства при этом работают в реальном времени [8]. Мультимедиатехнология (мультисреда) основана на комплексном представлении данных любого типа. Такая технология обеспечивает совместную обработку символов, текста, таблиц, графиков, изображений, документов, звука, речи, что создает мультисреду. Изображение может быть выдано на экран с текстовым и звуковым сопровождением. Использование мультимедиатехнологии особенно эффективно в обучающих системах, Это связано с тем, что при активной работе в мультисреде пользователь запоминает 75% воспринимаемой информации. В то время как из услышанной информации запоминается лишь 25% [8]. Нейрокомпъютерные технологии используют взаимодействующие друг с другом специальные нейрокомпоненты на базе микропроцессоров. Такой подход основан на моделировании поведения нервных клеток (нейронов). Нейротехнология применяется в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознавание образов, управление кредитными рисками, прогноз фондовых ситуаций, определение стоимости недвижимости с учетом качества зданий, их состояния, окружающей обстановки и среды, автоматическое распознавание чеков и др. Компонентами нейротехнологий являются нейронные компьютеры и процессоры, а также нейронные сети, как класс алгоритмов, обеспечивающих решение сложных задач. Нейросети обладают способностью самообучения, имеют высокое быстродействие, так как обработка информации в них осуществляется многими компонентами, функционирующими параллельно [8]. Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов и используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования. В качестве объектов в ней выступают пользователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы данных и тд. Такие подходы характерны тем, что в них используются процедуры и данные, которые заменяются понятием "объект". Объект — это предмет, событие, явление, который выполняет определенные функции и является источником или потребителем информации. На этой основе, например, построена технология связи и компоновки объектов (OLE), разработанная фирмой Microsoft. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет иметь более эффективные решения в системах управления.