Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:56, курсовая работа
Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы. Данные часто извлекаются из системы диалоговой обработки запросов или базы данных. Модель может быть простой типа "доходы и убытки", чтобы вычислить прибыль при некоторых предположениях, или комплексной типа оптимизационной модели для расчета загрузки для каждой машины в цехе. DSS и многие из систем, обсуждаемых в следующих разделах, не всегда оправдываются традиционным подходом стоимость - прибыль; для этих систем многие из выгод неосязаемы, типа более глубокого принятия решения и лучшего понимания данных [2].
ВВЕДЕНИЕ
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И СОВРЕМЕННОСТЬ
1 Современные информационные системы
1.1 Системы поддержки принятия решений
1.2 Исполнительные информационные системы
1.3 Переработка руды данных (Data Mining)
1.4 Искусственный интеллект (Artificial Intelligence)
1.5 Экспертные системы (Expert Systems)
1.6 Нейронные сети (Neural Networks)
1.7 Виртуальная реальность (Virtual Reality)
1.8 Системы поддержки работы группы
1.9 Географические информационные системы
1.10 Новые информационные технологии в управленческой деятельности
2 ПРАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «Коммерсант»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Популярная
пресса рассказывает о примерах успешной
добычи данных.
Таблица 3.1.-Использование добычи данных
Применение | Описание |
Рыночная сегментация | Идентифицирует общие характеристики клиентов, которые покупают одинаковые изделия у вашей компании. |
Характеристики клиентов | Предсказывает, какие клиенты, вероятно, могут оставить вашу компанию и уйти к конкуренту. |
Обнаружение мошенничества | Идентифицирует тех, чьи действия, наиболее вероятно, будут мошенническими. |
Прямой маркетинг | Идентифицирует, какие проспекты должны быть включены в список рассылки, чтобы получить. самую высокую эффективность |
Интерактивный маркетинг | Показывает индивидуумов, обрающихся к Website, как наиболее интересных для наблюдения. |
Анализ потребительской корзины | Предполагает, какие изделия или услуги обычно приобретаются вместе (например, пиво и пеленки). |
Анализ тренда | Показывает отличия между типичным клиентом в текущем месяце и в предыдущем месяце. |
"Firster Bank", холдинговая компания с оборотом 20 млрд. долл., основанная в Милуоки (США), использовала добычу данных для прямой отправки по почте набора заказов, чтобы увеличить быстродействие. Firster применила пакет обработки данных Marksman, сгруппировав карточки заказов клиентов на основе банка данных, который они уже использовали (типа карт расходов, акций домашних займов, сберегательных счетов и выполнения инвестиций), и затем предсказала, какие изделия будут предложены каждому клиенту и в какое время.
Bank of America, основанный в Сан-Франциско, был завален запросами клиентов. Банк был заинтересован в новых способах текущего контроля за счетами клиентов при наборе новых клиентов. Сначала банковские маркетологи хотели выяснить, кто из клиентов имел тенденцию использовать конкретные изделия и какое сочетание услуг лучше соответствует потребностям различных групп клиентов. Через обширный процесс добычи данных, использующий различные программные изделия, Bank of America сгруппировал клиентов в небольшие группы, которые имели близкие интересы и потребности. "Некоторые клиенты неправильно использовали платежи, так что мы приступаем к их преобразованию", - говорит вице-президент по маркетингу Bank of America. - "Мы вошли в контакт с ними по почте или по телефону и нашли, что реакция была обычно очень благоприятная. Иногда это означало несколько долларов в месяц дополнительно, но зато мы чувствовали, что клиенты будут испытывать большее доверие к банку, который смотрел за их деньгами".
Добыча
данных требует разработанной и
хорошо построенной базы (склада) данных
с сохраняемыми в ней данными. Прежде чем
любая организация подумает относительно
добычи данных, нужно сначала убедиться,
что необходимые данные имеются и что
они являются полными и точными. Например,
отделение заказов по почте фармацевтического
гиганта Merck-Medco, основанного в Нью-Джерси,
потратило 4 года на работу над громоздкой
базой данных пациентов и обращений прежде,
чем сделать банки данных готовыми к добыче
данных. В Merek-Medco главными задачами реинжиниринга
стали очистка данных и объединение их
в значимую структуру [2].
1.4 Искусственный интеллект (Artificial Intelligence)
Идея искусственного интеллекта (AI), т.е. изучение того, как компьютеры могут "думать", имеет приблизительно 30-летний возраст, но только недавно появились достаточно мощные компьютеры, чтобы делать коммерчески привлекательными AI-приложения. А1-исследования развились в пять отдельных, но связанных областей: естественные языки, робототехника, системы ощущения (системы зрения и слуха), экспертные системы и нейронные сети. Чтобы работать с естественными языками, необходимо создание систем, которые переводят обычные человеческие инструкции в язык, который компьютеры могут понимать и выполнять. Робототехника в большей степени относится к промышленности. Исследование систем ощущения направлено на создание машин, обладающих визуальными и слуховыми способностями, которые воздействуют на их физическое поведение. Другими словами, это исследование нацелено на создание роботов, которые могут "'видеть" или "слышать" и реагировать соответственно тому, что они видят или слышат [2].
Заключительные
две ветви AI наиболее пригодны для
поддержки управления. Экспертные системы
- это системы, которые используют
логику принятия решения человеческого
эксперта. Самая новая отрасль AI - нейронные
сети, которые устроены по аналогии с тем,
как работает человеческая нервная система,
но фактически используют статистический
анализ, чтобы распознать модели из большого
количества информации посредством адаптивного
изучения.
1.5 Экспертные системы (Expert Systems)
Как
применяет логику эксперта компьютерная
система? Чтобы спроектировать экспертную
систему, специалист, называемый инженером
знания (специально подготовленный системный
аналитик), очень тесно работает с одним
или большим количеством экспертов в изучаемой
области. Инженеры знания пробуют узнавать
все относительно способа, которым эксперт
принимает решения. Если строится экспертная
система для планирования оборудования,
то инженер знания работает с опытными
планировщиками оборудования, чтобы видеть,
как они работают. Знание, полученное инженером
знания, затем загружается в компьютерную
систему, в специализированном формате,
в блоке, названном базой знаний (рис. 3.3).
Эта база знаний содержит правила и заключения, которые используются в принятии решений, - параметры, или факты, необходимые для решения.
Другие главные фрагменты экспертной системы - создатель заключения и интерфейс пользователя. Создатель заключения - логический каркас, который автоматически проводит линию рассуждения и который беспечен правилами заключения и параметрами, вовлеченными в решение. Таким образом, один и тот же создатель заключения может использоваться для многих различных экспертных систем с различной базой знаний. Интерфейс пользователя - блок, используемый конечным пользователем, например неопытным планировщиком оборудования идеальный интерфейс - очень дружественный. Другие блоки включают подсистему объяснения, чтобы разъяснять доводы, что система движется в направлении решения, подсистему накопления знания, чтобы помочь инженеру знания в регистрации правил заключения и параметров в базе знаний, рабочую область, чтобы использовать компьютер, поскольку решение сделано [2].
Примеры экспертных систем
Классический пример экспертной системы - MYCIN, она была создана в "Stanford University" в середине 70-х годов, чтобы диагностировать обращения по болезням крови и менингита. "General Electric" развивала экспертную систему CATS-1, чтобы диагностировать механические проблемы в дизельных локомотивах, фирма AT&T разработала АСЕ для обнаружения повреждений в телефонных кабелях. Международная нефтяная компания "Schlumberger" развивала экспертную систему, названную Dipmeter, применяемую для подачи сигналов, когда сверло заклинивает и когда сверление идет нормально. Эти примеры относятся к проблемам диагностики ситуаций и предписывают соответствующие действия, потому что эксперты не всегда присутствуют, когда возникают проблемы на производстве.
Некоторые экспертные системы специализируются в просеивании массивов наборов правил или других предписаний, иногда называемых основанными на случаях аргументации. "Human Service Agency" из Merced County (Калифорния) использует экспертную систему по имени Magic, которая включает 6000 правительственных постановлений в отношении благосостояния, продовольственных талонов, медицины, поощрения забот и т.д. Magic определяет, соответствует ли претендент пользе, и затем вычисляет тип и количество выгод. Полный процесс от заявления до заключительного решения теперь составляет примерно три дня, в то время как до этого он составлял три месяца. Кроме того, клерки, которые обрабатывают приложения, не требуют глубокого обучения, которое прежде требовалось. Все, что они должны уметь делать, это проводить претендента шаг за шагом через ряд вопросов, задаваемых компьютером.
Организация Объединенных Наций развила подобную экспертную систему, названную Entitlements System, для объяснения комплексных норм жалованья для всех служащих Секретариата ООН во всем мире. Плата служащих ООН определяется на основе жалованья плюс прибавки, а прибавки включают выгоды, формируемые на месте работы, плюс другие договорные соглашения. Правила и нормы для прибавок занимают три издания по несколько сотен страниц каждый. Используя PowerModel - программное обеспечение из IntelliCorp, ООН построила экспертную систему, которая определяет и применяет прибавки автоматически при использовании интерактивной базы знаний, содержащей правила прибавок. Экспертная система облагает налогом прибавки всякий раз, когда происходят изменения в статусе служащего.
Компания "Credit Clearing House" (CCH) развила экспертную систему, чтобы ответить на запросы абонентов, разыскивающих информацию относительно предпринимателей в швейной промышленности. Экспертная система ССН включает приблизительно 800 правил, и ее развитие стоит один млн. долл. Когда абонент вызывает запрос информации относительно кредита бизнеса, система анализирует историю оплаты, финансовый отчет, эффективность бизнеса, оценивает кредитоспособность и рекомендации и устанавливает рекомендуемый лимит кредитования в долларах.
Планирование - другая важная область для экспертных систем. Экспертные системы, используемые в настоящее время, включают отправку грузовиков и систему планирования, которая определяет последовательность остановок на маршруте, чтобы обеспечить лучшее обслуживание и промышленную систему проектирования, которая организовывает машины и операторов, чтобы обеспечить эффективный поток материалов через фабрику и использование ресурсов. "American Airlines" использует экспертную систему МОСА (Maintenance Operation Center Advisor), которая установлена на компьютере Macintosh, для планирования текущего технического обслуживания для всех 622 самолетов флота American. МОСА включает 5000 правил, которые были получены от 30 самолетных техников. Самолет должен проходить текущее техническое обслуживание через каждые 60 ч полета, и система МОСА должна выдать график, который заполняет это правило, охватывает маршруты всей Америки и сокращает пустые полеты самолетов к региональным центрам обслуживания. По американским оценкам, МОСА сохранила компании половину миллиона долларов в год по сравнению с планировщиками-людьми.
Другой
пример планирования: фирма General Motors создала
Expert Scheduling System, или ESS, для формирования
жизнеспособных графиков производства.
Чтобы построить систему, GM использовала
структуру экспертной системы IntelliCorp's
Knowledge Engineering Enviroment и язык программирования
Lisp. ESS включает эвристику, которая была
заложена опытным фабричным планировщиком
в системе и связывает в GM управляемое
компьютером производство и окружающую
среду так, чтобы оперативная информация
завода использовалась для формирования
графика работы завода [2].
1.6 Нейронные сети (Neural Networks)
В то время как экспертные системы пробуют ввести опыт людей в компьютерную программу, нейронные сети пытаются создать значимые модели из большого количества данных. Нейронные сети могут распознавать модели, слишком не ясные для людей, и адаптировать их при получении новой информации.
Ключевая характеристика нейронных сетей в том, что они обучаются. Программе нейронных сетей сначала дается набор данных, состоящих из многих переменных, связанных с большим количеством случаев, или исходов, в которых результаты известны. Программа анализирует данные и обрабатывает все корреляции, а затем выбирает набор переменных, которые строго соотнесены с частными известными результатами, как начальная модель. Эта начальная модель используется, чтобы попробовать предсказать результаты различных случаев, а предсказанные результаты сравниваются с известными результатами. Базируясь на этом сравнении, программа изменяет модель, регулируя параметры переменных или даже заменяя их. Этот процесс программа нейронных сетей повторяет много раз, стремясь улучшить прогнозирующую способность при наладке модели. Когда в этом итерационном подходе дальнейшее усовершенствование исчерпывается, программа готова делать предсказания для будущих случаев.
Как только станет доступным новое большое количество случаев, эти данные также вводятся в нейронную сеть, и модель еще раз корректируется. Нейронная сеть обучается в основном относительно причинно-следственных моделей из этих дополнительных данных, и прогнозирующая способность улучшается.
Коммерческие программы нейронных сетей (фактически это конструкции) доступны за приемлемую цену, но наиболее трудная часть создания и применения нейронных сетей - частый сбор данных и трудности обеспечения данных. Однако возрастает число развертывающихся приложений. Bank of America использует нейронную сеть, чтобы оценить коммерческие заявки на получение ссуды. "American Express" использует нейронную систему, чтобы читать почерк на кредитной карте; штат Вайоминг - чтобы читать заполненные от руки налоговые формы. "Oil giant Arco" и "Texaco" используют нейронные сети, чтобы помочь обнаружить места газовых и нефтяных месторождений под поверхностью земли. "Mellon Bank" работает над нейронной системой, которая ускорит распознавание мошеннических подделок кредитных карточек, контролируя такие показатели, как частота использования кредитной карточки и размеры расходов относительно предельного размера кредита. Журнал "Spiegel", который создает каталоги для продажи по почте, использует нейронную сеть как способ сокращения списка рассылки, чтобы устранить тех, кто, маловероятно, закажет журнал снова.