Информационные технологии в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выяснить, как и какими методами при автоматизации и с передовыми технологиями в управлении – менеджерам и компаниям в целом достичь эффективного руководства и стабильной конкуренции на рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. 4
2. СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР. 7
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. 9
4. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ. 12
5. РОЛИ МЕНЕДЖЕРОВ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ. 20
6. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. 21
7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОМПАНИЙ. 22
8. ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 40

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

    Неформальные  информационные системы (типа сплетен) основаны на неявных соглашениях  и неписаных правилах поведения. Нет никаких правил, что является информацией или как она будет накапливаться и обрабатываться. Такие систе6мы необходимы для жизни организации. К информационным технологиям они имеют весьма отдаленное отношение.

    Хотя  компьютерные информационные системы  используют компьютерные технологии, чтобы переработать непроверенные сведения в значимую информацию, существует ощутимое различие между компьютером и компьютерной программой, с одной стороны, и информационной системой – с другой. Электронные вычислительные машины и программы для них – техническое основание, инструментальные средства и материалы современных информационных систем. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления информации. Компьютерные программы, или программное обеспечение, являются наборами руководств по обслуживанию, которые управляют работой компьютеров. Но компьютеры – только часть информационной системы.

    Можно в качестве аналогии привести здания. Здания построены с помощью молотков, гвоздей и дерева, но они сами по себе не делают дом. Архитектура, проект, установка и все решения на пути к созданию элементов – это тоже части дома. Компьютеры и программы – это только инструменты и материалы, но они сами по себе не могут производить нужную для организации информацию. Чтобы представить информационные системы, нужно понять проблемы, для которых они разработаны, определить их архитектуру, составляющие и организационные процессы, которые приведут к этим решениям. Сегодняшние менеджеры должны объединить компьютерную грамотность с системной информационной грамотностью.

    С позиции делового видения информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой. Рассмотрим это выражение, потому что оно подчеркивает организационную сторону и природу управляющих информационных систем. Понимать информационные системы – это не означает быть грамотным в использовании компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность организации, управления и технологий информационных систем и их возможность обеспечить решение проблем в деловой окружающей среде.

    С ростом технической мощи ИТ компьютеры начали не просто облегчать работу человека, а позволяют выполнять  то, что без ИТ было невозможным. В связи с тем, что менеджеру  приходится принимать решения в условиях большой неопределенности и риска, новые возможности информационных систем очень быстро начинают находить применение в бизнесе.

    Говоря  о «новых» возможностях ИС в менеджменте, более справедливо называть некоторые  из них новыми только для нас. Например, системы поддержки принятия решений уже более двух десятилетий используются в развитых странах, но пока еще не получили широкого распространения в нашей стране.

2. СПЕЦИФИКА СИТУАЦИИ  В СТРАНАХ БЫВШЕГО  СССР.

    В экономическом образовании в странах бывшего СССР ситуация существенно отличается от положения в развитых странах. Существует несколько основных объективных причин.

    В развитых странах проходят одновременно две революции: в информационных технологиях и в бизнесе, взаимно  помогая друг другу. Наша экономика не стала по-настоящему рыночной, и поэтому к нам в какой-то степени дошла только революция в информационных технологиях, а революция в бизнесе пока отстает. Но даже в информационных технологиях развитие происходит однобоко.

      Наше общество в отличие от развитых стран не имеет достаточной количественной информации по своему социально-экономическому положению. Здесь сказываются недостаток достоверных данных и отсутствие опыта в экономико-математическом моделировании и принятии решений на основе количественного анализа данных.

    Система образования оказалась еще более  инерционной чем общество. Вместо политэкономии, использовавшей вербальные методы, сейчас начали преподавать  экономику, базирующуюся на математике, статистике и информационных технологиях. Но преподаватели с экономическим образованием 10 – 20-летней давности оказались в основном не готовы к такому переходу. В результате образовалась пропасть между экономическими дисциплинами, с одной стороны, и математикой , статистикой и информационными технологиями, с другой стороны.

    В качестве средства для радикальных  преобразований экономического образования  выступают информационные технологии. При этом достигается многосторонний эффект.

  1. ИТ обеспечивает доступ в единое экономическое и образовательное пространство.
  2. ИТ являются носителями современных методов менеджмента, таких как Total Quality Management, Business Process Reengineering, Decision Support System, и других благодаря взаимосвязи двух революций: в ИТ и в бизнесе.
  3. ИТ используется как мост между экономикой и математикой (статистикой), так как существенно облегчают использование сложного аппарата.
  4. ИТ способствуют согласованию наших экономических методов с общемировыми.

    Исторически путь развития нашей страны существенно  отличался от стран Запада, что не могло не сказаться на менталитете народа и способах принятия решений. Жизнь в стране с неограниченными ресурсами не располагала к бережливости и скрупулезным расчетам. Поэтому появилось бесшабашное решение “на авось”, т.е. в надежде на случайную удачу.

    О том, что такой способ принятия решений  не всегда приводит к успеху, свидетельствует  многолетний опыт приглашения в  дореволюционную Россию в качестве управляющих расчетливых немцев. Многовековая жизнь Западной Европы в условиях недостатка ресурсов приучила их к бережливости.

    Прежде  всего рассмотрим вопрос о связи  экономики и математики. В вузах  СССР вместо «Экономикса»преподавалась  политэкономия, базировавшаяся только на вербальном описании, без использования  математики и статистических методов. Соответственно значительная часть преподавателей экономических дисциплин не имела математической подготовки. Резкий переход к преподаванию от политэкономии к математизированному «Экономиксу» привел к тому, что не все преподаватели экономических дисциплин смогли пополнить свой математический багаж. Помимо этого в преподавании математики в наших вузах делался упор на фундаментальные доказательства, а не на прикладные математические методы, в которых особенно нуждаются экономические дисциплины. В применении прикладных статистических методов, кроме тех же проблем, что и в математике, существовала специфическая особенность. В тоталитарном обществе у руководства не было желания и необходимости доводить достоверную информацию до массового пользователя и сделать доступными средства ее оценки. В стране, где важнейшие статистические данные, касающиеся экономики и сельского хозяйства, медицины и демографии, экологии и социологии, тщательно скрывались с помощью режимов секретности, «форм доступа» и т.д. ( даже от занимающихся этими вопросами специалистов), а зачастую и фальсифицировались, было вполне естественно сделать как можно менее распространенными и методы анализа данных. Для исправления положения (что абсолютно необходимо для конкуренции с западным бизнесом), по-видимому, потребуется значительное время.

    Для использования научных методов  управления нужно иметь формализованные  описания исследуемых объектов. О  необходимости применения математики писал еще Иммануил Кант:»Учение  о природе будет содержать  науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в ней математика».

    С появлением ЭВМ процесс формализации знаний существенно облегчился не только за счет появления новых методов  вычислений, но главным образом за счет возможности привлечения к формализации знаний профессионалов в области экономики, а не только профессиональных математиков.

    Достаточно  длительный период независимого развития экономической науки в СССР и  на Западе привел к их существенным отличиям. Сейчас, на этапе интеграции стран бывшего СССР в мировое сообщество, остро стал вопрос согласования различных систем. Эта проблема многоплановая. Расхождения существуют в экономической, юридической таможенной  и других областях. Проблему согласования надо решать, при этом реальность такова, что мы вынуждены обращаться за денежными ресурсами и технологиями к Западу, а не наоборот, поэтому именно мы вынуждены подстраивать наши порядки к западным.

    В некоторых технических областях существуют жесткие требования к  совместимости различных систем. Например, в мире распространены три телевизионные системы – PAL, SECAM и NTSC, и для их согласования разработаны специальные устройства – декодеры. Но наиболее жесткие требования к совместимости существуют в компьютерной области. Это качество компьютеров помогает перенести требования совместимости на экономические программы.

    Высокая требовательность к совместимости  программного обеспечения была очень  эффективно реализована применительно  к созданию бизнес-планов в программе  Project Expert. Это программа планирования и анализа инвестиций, прошедшая проверку в мировом банке, и бизнес-план, составленный с ее помощью, соответствует общемировым требованиям.

    Таким образом, компьютерные программы являются носителями современных экономических  методов и эффективным средством согласования с внешним миром. Помимо этого чрезвычайно полезен Интернет как средство согласования с внешним миром.

    Для ускорения преобразования нашей  экономики необходимо перенести  в нашу страну также революцию  в бизнесе, тесно связанную с  информационными технологиями. Определенные успехи  у нас уже есть. Появились и все большее распространение начинают получать в различных областях (в том числе и в экономической) пакеты по математике (Mathcad, Mathematica, DERIVE и др.) и статистике (Statistica for Windows, Statgraphics, SPSS и др.). достаточное распространение получили компьютерные программы выполнения транзакций, в первую очередь, бухгалтерские программы (например, 1С-Бухгалтерия). Также имеются программы автоматизации: программа автоматизации бухгалтерского учета, программа автоматизации банков, автоматизации целых предприятий, например, пакет Галактика и др.

    Начинают  появляться программы с серьезной  интеллектуальной начинкой благодаря  встроенным блокам имитационного моделирования, позволяющие отвечать на вопрос «что, если?» серию программ такого класса выпускает российская компания «Про-Инвест Консалтинг»: Marketing Expert, Audit Expert, Forecast expert, Questionnaire & Risk. Фирмой «Интеллект-Сервис» разработан пакет для проведения маркетингового анализа «БЭСТ – Маркетинг».

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИЙ  И ИНФОРМАЦИОННЫХ  СИСТЕМ.

    Рассмотрим  взаимосвязи между организациями  и информационными системами. В  организациях имеются различные  уровни управления, для которых нужны  свои типы информационных систем. В свою очередь, соотношение ролей менеджеров и компьютеров в принятии решений также зависит от типов информационных систем.

    Информационные  системы и организации имеют  взаимное влияние друг на друга. С  одной стороны ИС должны присоединиться к организации, чтобы обеспечить необходимой информацией важные группы внутри организации. В то же время организация должна сознавать и открывать себя влияниям информационных систем, чтобы извлечь выгоду из новых технологий.

      Взаимодействие между информационными  технологиями и организациями очень комплексно и подвержено влиянию большого числа факторов, включая структуру организации, стандартную технику эксплуатации, политику, культуру, окружающую среду и решения управления. Менеджеры должны сознавать, что информационные системы могут заметно изменять жизнь в организации. Они не в состоянии успешно проектировать новые системы или управлять существующими системами без понимания организации. Менеджеры решают какие системы будут построены, что они будут делать, как они будут выполнены и т.д. однако иногда эти результаты – чистая случайность и могут быть удачи и неудачи.

    Рассмотрим  воздействие информационных систем на организацию, а также воздействие  организаций на информационные системы, поскольку мы исследуем технологии, которые организации выбирают, чтобы обслужить свои деловые потребности.

    Пред  описанием воздействия информационных систем на организацию рассмотрим различные  элементы организаций. Организация  – это устойчивая формальная социальная структура, которая берет ресурсы из окружающей среды и обрабатывает их, чтобы произвести продукцию. Техническое представление сосредоточивается на трех элементах организации: капитал и рабочая сила – первичные факторы производства, окруженные внешней средой. Организация преобразовывает их в изделия и услуги посредством производства. Изделия и услуги используются окружающей средой, которая поставляет дополнительный капитал и рабочую силу как входы в цепи обратной связи. Организация более устойчива и долговечна, чем неформальная группа. Она имеет внутренние правила и процедуры, должна соблюдать законы.

    Более реалистическое поведенческое представление  организации – то, что она является совокупностью прав, привилегий, обязательств и ответственностей, которые тщательно  сбалансировались за какое-то время посредством конфликтов и разрешения противоречий.

Информация о работе Информационные технологии в управленческой деятельности