Информационные системы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим, цель данной курсовой работы поставлена следующая – изучить информационные системы управления предприятием.
В рамках поставленной цели, решаются следующие задачи:
Изучить цели и задачи информационных систем в организации;
Изучить проблемы выбора информационных систем;
Проанализировать информационные системы управления бизнес-процессами предприятия;
Рассмотреть методы оценки эффективности внедрения информационных систем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ 4

2. ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 6

3. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 11

4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ЛИТЕРАТУРА 32

Работа содержит 1 файл

ИСУП.docx

— 72.43 Кб (Скачать)

Методика BSC является в первую очередь инструментом формирования управленческой стратегии и может  быть использована как составная  часть IT-ориентированной методики управления процессами. Применение BSC для оценки эффективности IT-проекта подразумевает, что она уже используется на предприятии, в противном случае для ее применения могут потребоваться значительные затраты средств и времени.

Система показателей IT (IT-Scorecard).

В рамках данного метода выбираются четыре основных направления  влияния IT на бизнес компании:

  • Помощь в развитии бизнеса компании;
  • Повышение уровня сервиса, как для внутренних, так и для внешних потребителей;
  • Повышение качества принятия решений;
  • Повышение производительности труда.

Затем, по каждому направлению  определяются цели (или другими словами - ориентиры, характеризующие желаемое место IT в бизнесе компании в будущем, а если сравнивать данный метод с методом информационной экономики, то цели – это приоритеты проектных критериев, только сгруппированные по направлениям). Данные цели также могут формировать стратегию развития IT-отдела, реализацией которой будет являться осуществление соответствующих IT-проектов. И наконец, на основании поставленных целей, определяется, будет ли IT-проект эффективен.

Управление портфелем  активов (Portfolio Management).

Данный метод предполагает рассмотрение сотрудников информационной службы и инвестиции в информационные технологии не в качестве затратной  части, а в качестве активов, которые  управляются по тем же самым принципам, что и любые другие инвестиции. То есть, портфель IT-активов должен формироваться с учетом объема, размера, срока, выгоды и риска каждой инвестиции. И в дальнейшем компании необходимо отслеживать его прибыльность. Недостаток метода заключается в том, что для его применения, в большинстве случаев, может потребоваться реорганизация, как системы управления, так и всей организационной структуры.

Таким образом, качественные (эвристические) методы дополняют количественные расчеты субъективными качественными  оценками. Они могут помочь оценить  все явные и неявные факторы  эффективности ИС и увязать их с общей стратегией предприятия. Данная группа методик позволяет  самостоятельно выбирать наиболее важные характеристики ИС (в зависимости  от специфики и деятельности предприятия), устанавливать между ними соотношения  с помощью коэффициентов значимости.

Недостатком является то, что  для их эффективного применения предприятию  необходимо самостоятельно разработать  собственную детальную систему  показателей и внедрить ее во всех подразделениях по всей цепочке создания дополнительной стоимости. Другой слабой стороной является фактор влияния субъективного  мнения на выбор системы показателей.

Вероятностные методы.

В этих методах используются статистические и математические модели, позволяющие оценить вероятность  возникновения риска IT-проекта:

  • ROV (Real Options Valuation) – Справедливая цена опционов;
  • AIE (Applied Information Economics) – Прикладная информационная экономика.

Справедливая цена опционов (ROV).

Метод справедливой цены опционов, базирующийся на основе удостоенной  Нобелевской премии модели оценки опционов Блэка-Шоулза, направлен на определение  количественных параметров гибкости или, иными словами, возможности управления рисками. При использовании данного  метода IT-проект рассматривается с точки зрения его управляемости уже в ходе самого проекта. В любом проекте выделяются пять параметров:

  • Выручка от проекта;
  • Расходы проекта;
  • Сложность проекта;
  • Стоимость поддержки получившегося решения;
  • Жизненный цикл внедряемой ИС.

Затем оценивается то, как  сильно можно влиять на эти параметры  по ходу проекта. Чем сильнее можно  влиять на параметры (например, понижать расходы или сложность проекта), тем выше оценка этого проекта. Соответственно, чем проект более жесткий, чем  строже заданы рамки, тем он менее  привлекателен.

Например, при рассмотрении двух IT-проектов - у одного стоимость поддержки решения четко расписана по годам, зафиксирована в контракте на поддержку с поставщиком соответствующих услуг, и нет возможности ее уменьшить в ближайшие несколько лет. А у второго проекта нет зафиксированной стоимости поддержки, и есть вероятность, что через какое-то время он станет менее критичен для компании. Если так, то компания хотела бы снизить затраты на его поддержку. Можно это сделать или нет? Это как раз и есть фактор управляемости, по которому и происходит оценка эффекта по методу ROV. Аналогично анализируется каждый IT-проект по четырем оставшимся параметрам. При этом  у каждой компании может быть свой критерий и шкала оценки степени влияния на эти параметры.

Таким образом, целью при  использовании данного метода является выявление максимального уровня гибкости, который, в свою очередь, поможет  компании лучше и намного быстрее  адаптировать или изменять свой курс в области IT.

Прикладная информационная экономика (AIE).

Метод прикладной информационной экономики представляет собой модифицированный качественный метод информационной экономики (IE). Согласно этому методу, для каждой из заявленных целей IT-проекта необходимо определить вероятность их достижения, и отсюда - вероятность улучшений в бизнес-процессах компании.

Например, если рассматривается  проект создания корпоративного портала, то в рамках данного метода последовательно  должны быть заданы такие вопросы:

  • Позволяет ли проект по созданию корпоративного портала улучшить доступ к информации и принимать решения быстрее?
  • Насколько увеличится скорость принятия решения?
  • В какой степени это ускорит заключение сделки?
  • Приведет ли это к увеличению вероятности заключения сделки?

После получения ответа на последний вопрос и проведения расчетов, выводится увеличение вероятности  заключения сделки.

Общий недостаток всех вероятностных  методов – большая сложность  и трудоемкость производимых расчетов, и ввиду этого, данные методы целесообразно  применять только при рассмотрении крупных, дорогостоящих проектов.

Таблица 1.

Краткая характеристика методов оценки эффективности внедрения информационных систем.

Название метода

Тип

метода

Трудоемкость метода

Оценка риска

IT-проекта

Возможность сравнения нескольких IT-проектов

Необходимость

использования других

методов

1

2

3

4

5

6

TCO

Количественный

Высокая

Нет

Нет

Да

ROI

Количественный

Высокая

Нет

Да

Да

NPV

Количественный

Высокая

Нет

Нет

Да

IRR

Количественный

Высокая

Нет

Да

Да

PP

Количественный

Низкая

Да

Да

Да

IE

Качественный

Низкая

Нет

Да

Да

BSC

Качественный

Средняя

Нет

Да

Да

IT-S

Качественный

Средняя

Нет

Да

Да

PM

Качественный

Высокая

Да

Да

Нет

ROV

Вероятностный

Высокая

Да

Да

Нет

AIE

Вероятностный

Высокая

Да

Да

Нет


 

На основании всего  вышесказанного можно сделать простой  вывод. Абсолютно все методы оценки эффективности внедрения имеют  определенные недостатки, поэтому использование  одного из методов может, как не дать результата вовсе, так и, дав какой-либо результат, привести к ошибочным  управленческим решениям. Таким образом, очевидна необходимость использования  комплекса методов, состав которого будет зависеть от специфики и  размера каждого отдельного предприятия  или компании.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В настоящее время, выживание  на рынке, создание конкурентных преимуществ, развитие бизнеса требуют от руководства  предприятия принятия огромного  числа решений, для чего сопоставляется и оценивается большой объем  информации, полнота и достоверность  которой зачастую оставляет желать лучшего. Не имея точной информации, большинство  решений принимается на основании  интуиции руководителей, и  исправить  ситуацию может внедрение современной  информационной системы.

Использование информационных систем управления предприятием делает любую компанию более конкурентоспособной  за счет повышения ее управляемости  и адаптируемости к изменениям рыночной конъюнктуры. Подобная автоматизация  позволяет:

  • Повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией на основе единого банка данных;
  • Снизить расходы на ведение дел за счет автоматизации процессов обработки информации, регламентации и упрощения доступа сотрудников компании к нужной информации. Изменить характер труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях;
  • Обеспечить надежный учет и контроль поступлений и расходования денежных средств на всех уровнях управления;
  • Руководителям среднего и нижнего звеньев анализировать деятельность своих подразделений и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов;
  • Повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями, филиалами и центральным аппаратом;
  • Гарантировать полную безопасность и целостность данных на всех этапах обработки информации.

Однако наибольший эффект от информационных систем достигается при комплексном подходе. Частичная автоматизация отдельных рабочих мест или функций чаще всего способна решить лишь очередную "горящую" проблему, тем самым приводя к тому, что сложность системы будет расти, а согласованность ее компонентов падать. В итоге, с развитием организации ее информационная инфраструктура станет трудно управляемой, и руководство столкнется с необходимостью заново внедрять соответствующие системы.

Таким образом, в результате данной работы было выяснено:

  • Каковы цели и задачи информационных систем;
  • Как необходимо организовывать процесс выбора информационных систем;
  • Как и какие системы обеспечивают управление бизнес-процессами предприятия;
  • Какие существуют методы оценки эффективности внедрения информационных систем.

Подводя итог, следует отметить, что внедрение новой информационной системы не обеспечивает немедленного экономического роста для предприятия, но позволяет сформировать значительный потенциал для дальнейшего его развития и переходу на качественно более высокий уровень. При этом, желаемый эффект от ИС достигается только в том случае, если был правильно организован проект по ее выбору, проведен анализ рисков, и самое главное – было заинтересовано как само руководство, так и рядовые сотрудники предприятия.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Шуремов, Е. Л. Информационные системы управления предприятиями [Текст]/ Е. Л. Шуремов, Д. В. Чистов, Г. В. Лямова – М.: «Бухгалтерский учет», 2006г. – 112 с.
  2. Янчевский, В.Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие [Текст]/ В.Г. Янчевский. – М.: «ТетраСистемс», 2004 г. – 116 с.
  3. Бузова, И.А. Коммерческая оценка инвестиций [Текст]/ И.А. Бузова, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова. – М.: «ПИТЕР», 2003 г. – 158 с.
  4. Коптелов А. Выбор корпоративных информационных систем // Финансовая газета, №19, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://businessprocess.narod.ru/index6.htm
  5. Дубова Н. BPM со всех сторон // Открытые системы, № 4, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.osp.ru/os/2007/04/4219800/
  6. Андреев В. Автоматизация бизнес-процессов - светлое будущее отечественных компаний // CIO, № 1, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.docsvision.com/download/Andreev_68-71_.pdf
  7. Вишневский В. Системы управления бизнес-процессами (BPMS): новые возможности информационных технологий для повышения эффективности бизнеса // CIO, № 4, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://offline.cio-world.ru/offline/2007/59/317072
  8. Духина О., Горянский П. Business Performance Management: сущность и перспективы // Финансовая газета, № 3, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hyperion.ru/press/articles/2004/01/_detailed/138/
  9. Плаунов С. BPMS: на пороге зрелости // Открытые системы, № 1, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.osp.ru/os/2009/01/7194895/
  10. Галкин Г. Методы определения экономического эффекта от ИТ-проекта // Intelligent Enterprise, № 22, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iemag.ru/master-class/detail.php?ID=15720
  11. Костюхин Д., Бордачев А. Методы оценки инвестиций в ИТ: блеск и нищета. // Connect! Мир связи, № 3, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.topsbi.ru/default.asp?artID=49
  12. Базаров Р. Во всех измерениях // CIO, № 9, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://offline.cio-world.ru/2006/52/286650/
  13. Бронникова Т. Оценка эффективности внедрения информационной системы управления предприятием. Измеримые цели и контроль их достижения // Экономика и жизнь, № 47, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.topsbi.ru/default.asp?artID=1573
  14. Кляшторная О. Оценка ИТ-проектов. Что выбрать? // CIO, № 6, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.osp.ru/cio/2003/06/172722/
  15. Ядыков С. Эффективность информационных систем: докопаться до истины // Консультант, № 5, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://vetriks.ru/info/53-info-3-5.html

Информация о работе Информационные системы управления предприятием