Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:12, курсовая работа
В связи с этим, цель данной курсовой работы поставлена следующая – изучить информационные системы управления предприятием.
В рамках поставленной цели, решаются следующие задачи:
Изучить цели и задачи информационных систем в организации;
Изучить проблемы выбора информационных систем;
Проанализировать информационные системы управления бизнес-процессами предприятия;
Рассмотреть методы оценки эффективности внедрения информационных систем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ 4
2. ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 6
3. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32
В области интеграции технология BPM пересекается с SOA (Service-Oriented Architecture). SOA — это вызов веб-сервисов с помощью средств и языков управления бизнес-процессами. Здесь сервис — это некоторый абстрактный ресурс, имеющий имя, способный выполнять какую-либо работу на основании получаемой им контактной информации, заключенной в сообщении, при этом выполнять ее на заданном уровне безопасности и по определенным правилам. Сервисный подход отличается тем, что между модулями нет единожды и навсегда установленной жесткой связанности, она заменяется легко изменяемой слабой связанностью компонентов. Слабая связь между компонентами предполагает возможность ее трансформации в процессе функционирования системы, то есть внутренняя архитектура системы может видоизменяться и настраиваться. Возможно «на ходу» из набора готовых сервисов формировать ту конфигурацию, которая необходима на данный момент. Таким образом, SOA обеспечивает стандарт на интерфейсы и среду, в которой такие интерфейсы могут публиковаться и вызываться, а BPMS — смысловую нагрузку и правила, согласно которым системы должны передавать друг другу информацию и управление. Лидирующие производители ПО на практике используют SOA в паре с BPM.
Сегодня BPM быстро приобретает популярность в качестве дисциплины и технологии для моделирования, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов во всех отраслях. И поставщики IT-решений тщательно отслеживают эти тенденции: производители ERP и других крупных систем открывают доступ к их функциональности через веб-сервисы, поставщики инфраструктурных технологий встраивают поддержку BPM и SOA в свои платформы, консультативные компании превращают свои управленческие ноу-хау в тиражируемый продукт — исполняемые схемы бизнес-процессов. Внедрение и эксплуатация BPM-систем сулят организациям немалые конкурентные преимущества. При этом, использование инструментов управления бизнес-процессами требует детального планирования, строгого отбора и описания тех процессов, которые подлежат интеграции, соотнесения управления бизнес-процессами с достижением бизнес-целей, ясного представления об IT-компонентах, поддерживающих соответствующие процессы, а главное, — тесного взаимодействия IT-службы и бизнеса.
Сегодня стоимость внедрения информационных систем (особенно корпоративных) для компаний может достигать десятков, а то и сотен тысяч долларов. При таких затратах довольно остро стоит вопрос оценки их эффективности. Основная проблема оценки заключается в том, что ИС не способна напрямую повлиять на финансово-экономические показатели, а может лишь вовремя предоставлять нужную информацию руководителям и, тем самым, обеспечивать высокое качество управленческих решений, а они в свою очередь, являются основной любого экономического подъема и увеличения конкурентоспособности. В настоящее время существуют разные методы оценки эффективности внедрения ИС, всех их можно разделить на три группы:
Каждая группа обладает своими достоинствами и недостатками, а также своей областью применения. При этом большая часть методов рассматривает проект внедрения и эксплуатации ИС в качестве инвестиционного.
Финансовые методы.
Данные методы используют традиционные финансовые расчеты с учетом специфики информационных технологий, и включают в себя ряд финансовых показателей, среди которых, наиболее распространенными являются:
Полная стоимость владения (TCO).
Данный показатель позволяет оценить полный комплекс затрат, которые понесет компания на приобретение, внедрение и эксплуатацию информационной системы. Существует множество методик их классификации, но чаще всего используется метод разделения затрат на прямые и косвенные.
К прямым относят затраты:
К косвенным:
Минусом TCO является то, что определяется только расходная часть инвестиционного проекта, что недостаточно для оценки его эффективности. Поэтому вместе с TCO также используется показатель ROI.
Возврат на инвестицию (ROI).
Данный показатель отражает соотношение прибыли проекта к затратам на его реализацию (прибыль на рубль вложения). Рассчитывается по формуле:
– возврат на инвестицию;
– общий доход от проекта;
– полная стоимость владения.
Таким образом, положительное ROI означает, что проект полностью окупится и принесет прибыль, а при сравнении двух похожих проектов выбирается тот, у которого ROI выше.
Недостатками показателя являются:
Последний недостаток является
достаточно существенным при оценке
эффективности инвестиционного
проекта с длительным сроком окупаемости.
Чтобы его исправить
Чистый приведенный доход (NPV).
Данный показатель представляет собой разность между первоначальными вложениями в проект и приведенными к текущему моменту денежными потоками, которые будут поступать от его реализации (т.е. разность между сегодняшними затратами и приведенными будущими доходами и расходами). Рассчитывается по формуле:
– чистый приведенный доход;
– первоначальные инвестиции;
– денежный поток через t лет (t = 1, ..., N),
= доходы – операционные расходы;
– ставка дисконтирования.
Если показатель NPV<0, то это значит, что прибыль от проекта внедрения и использования данной ИС не будет получена, и его стоит отклонить.
Однако, если показатель NPV>0, то это еще не является достаточным основанием для принятия окончательного решения в пользу рассматриваемого проекта. Одним из основных недостатков NPV является отсутствие учета рисков. Поэтому следующим шагом после получения положительного NPV должно быть проведение их анализа.
Другой проблемой при использовании NPV является определение ставки дисконтирования. Каждая компания использует свой метод для ее определения, при этом обычно учитывается инфляция, ставка депозита или кредита.
В целом, показатель NPV очень хорошо работает для обоснования решения в пользу одного проекта. Но так как является абсолютным, то при выборе между двумя, тремя проектами NPV уже подходит плохо, возникает необходимость корректировки и приведения проектов к общему бюджету для их сравнения. Выходом из этой ситуации может быть дополнительное использование финансового показателя IRR.
Внутренняя норма доходности (IRR).
Данный показатель тесно
связан с предыдущим и представляет
собой такую ставку дисконтирования,
при которой величина чистого
приведенного дохода равняется нулю
(т.е. ставку, при которой все
– внутренняя норма доходности;
– первоначальные инвестиции;
– денежный поток через t лет (t = 1, ..., N).
Значение IRR характеризует будущую доходность проекта. После определения внутренней нормы доходности, ее сравнивают с другими процентными ставками. Например, если проект финансируется полностью на заемные средства, то IRR должен быть выше процентной ставки кредита, а если на собственные средства, то выше ставки депозита в банке. В общем случае, проект принимается тогда, когда IRR выше установленной в компании нормы доходности (ее каждая компания определяет для себя индивидуально). Главный недостаток показателя - сложность расчета. Преимущество – возможность сравнивать сильно отличающиеся друг от друга проекты.
Срок окупаемости (PP).
Данный показатель позволяет определить срок, в течение которого должны окупиться первоначальные инвестиции (т.е. время, в течение которого доходы от инвестиций становятся равны первоначальным вложениям). Расчет срока окупаемости зависит от равномерности распределения прогнозируемых доходов:
Показатель характеризует степень риска проекта - чем выше срок, тем выше риск, так как денежные поступления удаленных от начала реализации проекта лет трудно прогнозируемы по сравнению с поступлениями первых лет, а также ввиду быстрых темпов развития информационных технологий, которые приводят к скорому устареванию существующих систем.
Недостатками показателя являются:
При оценке эффективности разных проектов, PP может использоваться двояко:
При этом, показатель окупаемости почти никогда не используется сам по себе, а только в качестве дополнения к другим показателям, таким, как NPV или IRR.
В целом, финансовые методы,
несмотря на математическую четкость
соответствующих формул, как правило,
носят приблизительный
Качественные методы.
Качественных методов также несколько и все они базируются на идее целей, приоритетов и показателей по ним:
Информационная экономика (IE).
Метод информационная экономика
ориентирован на объективную оценку
портфеля инвестиционных проектов и
предусматривает направление
Система сбалансированных показателей (BSC).
Методика BSC, применительно к IT, является качественным подходом к оценке эффективности как IT-инфраструктуры в целом, так и отдельного проекта внедрения. Основной упор делается на формализацию целей IT-проекта, их привязке к бизнес-целям организации и ее планам стратегического развития.
Применение методики BSC предполагает проведение ряда шагов:
Информация о работе Информационные системы управления предприятием