Информационное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития практики исследования, разработки, внедрения и оценки эффективности мер по совершенствованию информационного и технического обеспечения менеджмента в организации. Быстрое и повсеместное распространение современных информационных и коммуникационных технологий вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и передача информации. Это ведет к коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры, к изменениям в сознании людей, к возникновению нового типа общества – информационного общества. Это наступила новая эпоха, которую называют веком

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты информационного обеспечения менеджмента 5
1.1 Понятие и сущность управленческой информации 5
1.2 Информационные системы и технологии в организации управленческой
деятельности предприятия 10
2 Анализ информационного обеспечения процессов управления ООО
«Рыбоперерабатывающая Компания» 13
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2 Характеристика информационного обеспечения управления деятельностью
предприятия 14
Заключение 22
Список используемых источников 23
Приложение А. Баланс 24
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Информационное обеспечение доработка.docx

— 251.96 Кб (Скачать)

 


Содержание

 

    Введение                                                                                                                                          3

1 Теоретические аспекты информационного обеспечения менеджмента                                   5

       1.1 Понятие и сущность управленческой  информации                                                           5

       1.2 Информационные системы и технологии  в организации управленческой

            деятельности предприятия                                                                                                  10

2 Анализ информационного обеспечения процессов управления ООО

  «Рыбоперерабатывающая Компания»                                                                                         13

         2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия                                   13

         2.2 Характеристика информационного обеспечения управления деятельностью

            предприятия                                                                                                                         14

     Заключение                                                                                                                                   22

     Список используемых источников                                                                                            23

     Приложение А. Баланс                                                                                                                24

     Приложение Б. Отчет о прибылях  и убытках                                                                           26

 

Введение

 

Актуальность  исследования обусловлена необходимостью развития практики исследования, разработки, внедрения и оценки эффективности  мер по совершенствованию информационного  и технического обеспечения менеджмента  в организации. Быстрое и повсеместное распространение современных информационных и коммуникационных технологий вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как производство, обработка и  передача информации. Это ведет к  коренным социальным трансформациям в  области экономики, политики, культуры, к изменениям в сознании людей, к  возникновению нового типа общества – информационного общества. Это  наступила новая эпоха, которую  называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха. Социально-политические аспекты развития информационного  общества становятся все более очевидными с развитием средств вычислительной техники и связи. Происходит возрастание  мобильности товаров, услуг и  факторов производства. Также увеличивается  мобильность таких нематериальных вещей, как мобильность информации, идей и вкусов.

Рыночные условия  хозяйствования изменили приоритеты использования  информационных ресурсов от фискальных функций к информационному обеспечению  менеджмента. Повышение требований мобильности управления, географическая и диверсификационная глобализация сбыта и поставок, резкое увеличение интереса к управлению издержками на фоне роста конкуренции, необходимость  решения задач сбыта и логистики  привели к существенному росту  роли использования информационных ресурсов в управлении.

В современных  условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими  и другими ресурсами. В современных  условиях нередко базой управленческих решений является неполная и несвоевременная  информация. Следовательно, повышение  эффективности управленческой деятельности, за счет совершенствования информационного  обеспечения управления становится одним из направлений совершенствования  деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения  эффективности протекания трудового  процесса является его автоматизация.

Целью курсовой работы является изучение  информационного обеспечения процессов управления.

Для осуществления цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • теоретические аспекты информационного обеспечения менеджмента;
  • анализ информационного обеспечения управления ООО «Уссурийская Рыбоперерабатывающая Компания».

Объектом исследования является ООО  «Уссурийская Рыбоперерабатывающая Компания»

Предметом исследования является – информационное обеспечение управления.

Теоретическая и фактологическая  база исследования: научные труды  отечественных и зарубежных ученых,  законодательства РФ, годовые отчеты предприятия ООО «Уссурийская Рыбоперерабатывающая Компания».

 

1 Теоретические аспекты информационного обеспечения

менеджмента

 

1.1 Понятие и сущность управленческой  информации

 

Коммерческая информация является важнейшим связующим звеном, обеспечивающим деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в  процессе товарообращения, основой  для анализа, планирования и контроля за результатами получения прибыли.

Формирование инфраструктуры товарного рынка, включающей подсистемы складского хозяйства, транспортного обслуживания и товароупаковочной индустрии, требует создания и функционирования «подсистемы информационного обеспечения об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей» [6, с. 320].

Решение этой задачи осложняется объемами коммерческой информации, которая касается 25 - 30 млн. наименований изделий и  должна быть доступной нескольким миллионам  пользователей. В связи с этим стоит задача создания во всех регионах страны соответствующих звеньев (структур), занимающихся сбором, обработкой и  передачей данных клиентам о ресурсах и спросе на товары (услуги) на договорной основе с учетом зарубежного опыта. Реализация этой задачи связана с  обращением на рынке значительной части  коммерчески ценной информации, охраняемой в соответствии с законом либо договором.

Изучение и анализ условий рынка  осуществляются с использованием широкого круга источников коммерческой информации. Это периодическая печать - газеты, специализированные журналы, бюллетени, монографии, обзоры рынков, публикации торговых палат и союзов предпринимателей, издания банков, страховых компаний, рекламных агентов, отдельных предприятий, сообщения официальных государственных  органов по вопросам торговли, где  даются общие данные об изучаемом  рынке, формах и методах торговли [6, с. 321].

При изучении предприятий-изготовителей, торговых посредников и потребителей используются годовые отчеты о деятельности и балансы, проспекты и каталоги, в которых даются характеристики производственной и торговой деятельности, размеры капиталовложений, финансовые показатели работы предприятия и  его структурных подразделений, источники финансирования и обязательства, счет прибылей и убытков за год; описание технологических процессов и  новых технических достижений; техническая  характеристика продукции по номенклатуре выпускаемых и предлагаемых к продаже товаров. Кроме того, информация может быть получена из справочников по торговым фирмам, где содержится их отраслевая и финансовая связь с другими предприятиями.

Перечисленные выше источники коммерческой информации являются общедоступными, открытыми. Конкретную информацию о  соотношении между спросом и  предложением товаров (услуг) на рынке  можно получить, например, путем  проведения маркетинговых исследований. Эта информация, как правило, является закрытой.

Исследования рынка ведутся  по двум взаимосвязанным направлениям: первое - изучение и анализ условий  рынка; второе - изучение форм и методов  торговли. Изучение спроса проводится в тесной взаимосвязи с изучением  предложений и цен. Формы и  методы торговли изучаются с целью  анализа деятельности предприятий-производителей и фирм, выступающих на рынке в  качестве продавцов и покупателей  конкретного товара, выявления позиций  на рынке, каналов и методов сбыта, коммерческой практики, используемой в торговле данным товаром [8, с. 280 ].

Наибольшее количество спорных  вопросов вызывает охраняемая коммерческая информация. В этой связи представляется важным раскрытие сущности и форм проявления коммерчески значимой информации.

Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере  торгового оборота связаны с  использованием различной научной, технической, технологической, коммерческой и иной информации.

Коммерческую информацию, как один из видов информации, используемой производителем товаров (работ, услуг), условно можно сравнить с айсбергом, где видимая его часть - это  открытая информация, а невидимая - закрытая.

Открытая информация - это та, которая  не скрывается производителем. Она  общеизвестна, представляет чисто теоретический  и научный интерес либо охраняется патентным или авторским правом, используется в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Закрытой является информация, которая  специально скрывается и защищается производителем товаров (работ, услуг) от посторонних лиц. Ее использование  в процессе производства и сбыта  товаров дает коммерсанту преимущество перед конкурентами на рынке. Известно, что основой рыночной экономики  является конкуренция товаров (работ, услуг). Успех в производстве конкурентоспособных  товаров (работ, услуг) определяется невозможностью доступа предпринимателей к сырью  и энергоресурсам; его основа - интеллектуальная собственность предприятия, используемая так, чтобы произвести и предложить потребителям товары (работы, услуги) более  дешевые, более экономичные и  удобные в обращении, чем у аналогичных фирм [6, с. 323 ].

В условиях конкуренции получение  прибыли предприятием зависит от умения сохранить коммерчески значимую информацию, неизвестную конкурентам, а также от способности правильно  распорядиться ею на рынке.

В этой связи следует отметить, что государство уделяет серьезное  внимание дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства  с целью формирования среднего класса предпринимателей в России и создания реального сектора экономики. Расширение сферы деятельности субъектов предпринимательства  повлечет за собой увеличение спроса на коммерчески значимую информацию. Уже сегодня три четверти предпринимателей, как показывают данные опроса, интересуются коммерческой, маркетинговой и нормативно-правовой информацией, использование которой  они связывают с экономической  устойчивостью работы фирм и желанием расширить сферу предпринимательской  деятельности.

Известно, что экономически устойчивой считается фирма, прибыли которой  непрерывно увеличиваются. Зададим  себе вопрос: почему и за счет чего это  происходит? Что является движущей силой экономического роста? Можно  с уверенностью сказать, что одним  из важнейших составляющих этого  процесса является обладание и умелое использование фирмой коммерчески  значимой информации. Коммерчески значимая информация включает совокупность сведений, составляющих коммерческую тайну и  ноу-хау (секреты промысла), участвует  в торговом обороте и является связующим звеном во всех направлениях деятельности коммерческих организаций. Коммерчески значимая информация может  относиться к разным сферам (технике, технологии, экономике, организации  и т.д.), отражать любую сторону  деятельности коммерческой организации, быть продуктом внутреннего производства либо может быть передана по договору, но в силу неизвестности ее партнерам (конкурентам) благодаря сохранению в тайне фирменного «секрета»  имеет ценность в рыночном обороте. Используемая в таком качестве информация, хотя и составляющая не более 5% от ее общего объема, является важнейшим  ресурсом коммерческой организации, ее инструментом (средством) получения  прибыли в условиях существования  конкуренции, ее разглашение (утечка) может  стать причиной экономических потерь [14, с. 114 ].

Коммерчески значимая информация приобрела  в рыночной экономике огромную значимость. Ее доля участия в получении организацией прибыли значительно выше по сравнению  с использованием открытой информации, а также традиционных результатов  интеллектуальной деятельности и средств  индивидуализации.

Конкуренция на рынке диктует постоянное обновление ассортимента и улучшение  качества выпускаемой продукции, что  заставляет предприятия выделять коммерчески  значимую информацию и заботиться о ее правовой защите. Однако это под силу только крупным предприятиям, имеющим в своей структуре службы безопасности. Большинство руководителей малых и средних предприятий сегодня не имеют финансовых возможностей содержать такие службы и даже отдельных специалистов и слабо осведомлены в использовании средств и методов защиты коммерчески значимой информации.

Однако мало изготовить хорошую  вещь, ее нужно еще выгодно продать. В коммерческой деятельности большое  значение имеет деловая информация, включающая планы, результаты маркетинговых  исследований и рекламной деятельности, планы сбыта товаров, организацию  сбыта с помощью торговых посредников, новые приемы и технологии сбыта  товаров, списки клиентов, посредников, финансовые, страховые и иные операции по обеспечению эффективного товарооборота  на рынках и другие. Знание подобных сведений дает конкурентам преимущество при завоевании рынков сбыта товаров, переманивании клиентов и навязывании им невыгодных сделок [6, с. 325].

Для этапа реализации товаров характерны различные уровни и степень концентрации деловой информации, отнесенной к  коммерческой тайне, в зависимости  от стадий существования товаров  на рынке (внедрение, рост, зрелость, насыщение  и спад), которые, по образному выражению  Ф. Котлера, образуют жизненный цикл не только конкретных изделий, но и  их групп (классов товаров).

На предприятиях с различными формами  собственности и отраслевой принадлежностью  накапливается и циркулирует  коммерчески значимая технологическая  и деловая информация, характеризующая  внутреннее состояние организации  и охраняемая в режиме "коммерческая тайна" и внешнюю среду - о состоянии  рынка, репутации фирм-конкурентов, потенциальных потребителях и т.д.

В данном случае можно говорить об определенных элементах информационной системы, дающей представление о  внешней среде предприятия.

Речь идет, во-первых, о репутации  предприятия, которая оценивается: 1) по качеству, цене и другим показателям  произведенных и реализованных  товаров, выполненных работ и  оказанных услуг; 2) по уровню профессиональной подготовленности персонала, ответственности  и т.д. Во-вторых, об информации о  потребителях, у которых различное  представление о потребительских  свойствах товаров, качестве выполняемых  работ и оказываемых услуг. В-третьих, об ограничениях, устанавливаемых государством в сфере конкретной предпринимательской  деятельности, и их учете при осуществлении  производства и реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг. В-четвертых, информация о конкурентах  включает данные о рыночных ценах, скидках, условиях договоров, спецификациях, доле конкурента на рынке и тенденциях ее изменения, общем объеме сбыта данного товара, аналогичных выполняемых работах и оказываемых услугах, стратегических планах конкурентов по проведению маркетинговых исследований и рекламы, о сильных и слабых позициях отдельных конкурентов [6, с. 326 ].

Информация о работе Информационное обеспечение