Информационное обеспечение менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Информационная система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Задача ИС: решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой.
Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
ИТ квалифицируется по следующим признакам: степень централизации технологического процесса, тип предметной области, степень охвата задач управления, класс реализуемых технологических операций, тип пользовательского интерфейса, способ построения сети.
Существуют четыре эпохи ИТ: Бухгалтерская эра, Эксплуатационная эра, Информационная эра, Взаимосвязанное общество.
Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи.
Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия решений.
Информационная система состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних каналов ее передачи (связей), собственно информации.
Определение потребностей каждого руководителя в необходимой ему конкретной информации – это трудная задача, и ее решение зависит от опыта и функций руководителя, а также его полномочий в принятии управленческих решений.
Автоматизированные управленческие информационные системы призваны на основе быстрой обработки информации выдавать информацию об отклонениях от запланированных показателей.
Технологии Интернета обусловили появления нового понятия «электронный бизнес», обозначающего использование информационных технологий для взаимодействия деловых партнеров, включая понятие электронной коммерции, относящееся только к осуществлению коммерческих сделок. Правильная организация управления электронным бизнесом позволяет компаниям добиваться стратегического превосходства над конкурентами, укреплять связи с партнерами, повышать эффективность производства, снижать его издержки и оптимизировать использование трудовых ресурсов.
Электронный бизнес позволяет сокращать продолжительность производственно-сбытового цикла, снижать затраты в процессе основной экономической деятельности, повышать качество товаров и услуг, предоставляемых клиентам, и, следовательно, повышать конкурентоспособность фирмы на мировом рынке.

Содержание

1. Информационные системы и технологии 2

1.1. Что такое информационная система 2

1.2. Меняющаяся роль ИС 4

1.3. Информационные технологии. Классификация 5

По степени централизации технологического процесса 6

Тип предметной области 6

По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления 6

По классам реализуемых технологических операций 6

По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии 6

Способ построения сети зависит 7

1.4. История развития ИТ 8

2. Внутрифирменная система информации 9

2.1. Основные цели и принципы внутрифирменной системы информации: 9

2.2. Важные задачи внутрифирменной системы информации : 9

3. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте 10

Литература 13

Работа содержит 1 файл

Информационное обеспечение менеджмента.docx

— 54.90 Кб (Скачать)
    1. История развития ИТ

Чтобы лучше понять историческое изменение роли ИС-организации, представим весь период использования ИТ в управлении в виде четырех эпох, или эр.

 

Бухгалтерская эра

Пакеты транзакций

Эксплуатационная эра 

Интерактивные эксплуатационные системы 

Информационная эра 

Индивидуальная поддержка  решения 

Взаимосвязанное общество

Участие в стратегических системах


Таблица 1.Эры ИТ.

 

              Впервой бухгалтерской эре (с 50-х до начала 60-х годов) внимание было сосредоточено на бухгалтерских приложениях типа платежных ведомостей, счетов к оплате и других документов, которые проводили "пакеты" транзакций. Штат ИС был исключительно занят развитием и внедрением этих приложений. Согласно Rockart (I988) "Штат информационных систем несся в отдел, интервьюировал клерков и разрабатывал системы, большинство которых было понятно любому извне компьютерной иерархии".

 

Во второй эксплуатационной эре (от середины 60-х до середины 70-х годов) надежность компьютера увеличилась и пакетные системы были заменены интерактивными системами. Это создало возможности развития компьютеризированных систем реального времени для серьезных эксплуатационных транзакций типа обновления товаров и планирования производства. Штат ИС все еще доминировал в развитии и выполнении этих приложений. Однако так как эти системы играли серьезную роль поддержки для фирмы, деловые менеджеры стали больше вовлекаться в их развитие.

 

Прикладным акцентом в  третьей информационной эре (с конца 70-х до начала 80-х годов) было использование информации для принятия решения. Реляционные базы данных и более удобные для пользователя программирующие языки четвертого поколения привели к началу вычислений для конечного пользователя и развитию приложений для непрофессионалов ИС. Для облегчения введения и непрерывного использования этих инструментальных средств ИС-организации взяли на себя новую роль: поддержку и управление вычислениями для конечного пользователя. Начало налаживаться партнерство между ИС-организацией и менеджерами.

 

В четвертой эре (начавшейся в середине 80-х годов) во взаимосвязанном  обществе фирмы начали поддерживать развитие систем, которые давали им конкурентоспособное преимущество. Это новое стратегическое объединение  деловой стратегии и ИТ-приложений потребовало не только участия деловых менеджеров, но и лидерства среднего звена руководства на производстве. Многие из этих стратегических приложений использовали значительно улучшенные возможности связи: фирмы получили возможность связывать вместе географически отдаленные внутренние подразделения, развивать электронные связи с клиентами, поставщиками и другими деловыми партнерами. Взаимосвязанность является важной особенностью организаций в 90-х годах.

 

Сейчас наступает пятая  эра - глобальное взаимосвязанное общество, в котором фирмы могут использовать ИТ, чтобы работать с многонациональными и многоязычными деловыми партнерами. В некоторых фирмах действуют новые интегрированные системы, которые обеспечивают перевод языков и валюты, выполняют это на глобальной основе; эти системы могут обеспечивать единый контакт для глобальных клиентов, удовлетворять их запросы. Фирмы также пользуются сетью Интернет для того, чтобы они могли связаться в любое время, в любом месте со своими клиентами в мировом масштабе.

  1. Внутрифирменная система информации

Для современных условий характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на использовании новейших технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации, объединенных в единую внутрифирменную сеть посредством системы связи.

Управленческая внутрифирменная информационная система представляет собой совокупность информационных процессов для удовлетворения потребности в информации разных уровней принятия решений.

Информационная система состоит из компонентов обработки информации, внутренних и внешних каналов ее передачи (связей), собственно информации.

        1. Основные цели и принципы внутрифирменной системы информации:

  • определение требований к содержанию информации и ее характеру в зависимости от целенаправленности;
  • выработка системы хранения, использования, предоставления информации в централизованном и децентрализованном управлении;
  • определение потребностей в технических средствах (в том числе компьютерной технике) в фирме в целом и в каждом хозяйственном подразделении;
  • разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;
  • проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга, в планировании, контроле, сборе и обработке цифровой информации;
  • автоматизированная обработка и выдача текстовой информации;
  • обеспечение копировальными устройствами, телексами, всеми средствами связи и коммуникаций в рамках фирмы в целом и ее отдельных подразделений;
  • автоматизация административно-управленческого труда на основании использования компьютерной техники.
        1. Важные задачи внутрифирменной системы информации :

  • координация деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов на высшем уровне управления и в производственных отделениях в целях повышения качества и своевременности поступления финансовой информации по форме в целом;
  • определение основных направлений системы сбора, обработки и хранения первичных данных;
  • определение основных направлений развития технологии обработки информации.

  Определение потребностей каждого руководителя в необходимой ему конкретной информации – это трудная задача, и ее решение зависит от опыта и функций руководителя, а также его полномочий в принятии управленческих решений.

   Автоматизированные  управленческие информационные  системы призваны на основе  быстрой обработки информации  выдавать информацию об отклонениях от запланированных показателей.

        1. Функции внутрифирменной системы информации:
  • определение потребности каждого конкретного руководителя в характере и содержании необходимой ему информации для целей оперативного управления производственно-сбытовой деятельности фирмы;
  • определение потребностей в технических средствах фирмы в целом и каждого управляющего для обеспечения всей необходимой информацией;
  • централизованное планирование всех затрат на приобретение, аренду технических средств для обеспечения бесперебойного функционирования системы информации;
  • определение уровня затрат на использование технических средств в системе информации (содержание и обучение обслуживающего персонала, оплату используемых помещений, затраты на приобретение магнитных лент, дискет, бумаги и прочего);
  • обеспечение должного уровня сбора, хранения и предоставления информации;
  • разработка программных средств и прикладных программ.
  1. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте

   На современном  этапе в осуществлении бизнеса  международными компаниями получило  широкое распространение применение  информационных технологий. Понятие  «информационные технологии» включает  систему методов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки  информации на основе применения  средств вычислительной техники.  Оно охватывает не только разработку  и производство компьютеров и  программного обеспечения, но  и доступ в Интернет для  ведения бизнеса. Интернет стал  инструментом бизнеса, обеспечивающим  взаимодействие компании с деловыми  партнерами – поставщиками, заказчиками,  потребителями и др.

   Технологии Интернета  обусловили появления нового  понятия «электронный бизнес»,  обозначающего использование информационных  технологий для взаимодействия  деловых партнеров, включая понятие  электронной коммерции, относящееся  только к осуществлению коммерческих  сделок. Отсюда разграничение следующих  понятий:

  • Электронный бизнес, ориентированный на бизнес-партнера (Business to Business, B2B), подразумевающий область экономической деятельности в информационном пространстве при формировании эффективных и долгосрочных связей с партнерами по производственно-хозяйственному циклу.
  • Электронный бизнес, ориентированный на конечного пользователя (Business to Customer, B2C), – область экономической деятельности в информационном пространстве, ориентированная на удовлетворение потребностей конечного потребителя и формирование долгосрочных и устойчивых деловых отношений (в частности, с заказчиком).
  • Электронная коммерция (electronic commerce, e-commerce) – установление контактов с контрагентами, заключение контрактов купли-продажи товаров и услуг, лицензионных, арендных и других соглашений, предоставление информации с использованием Интернета или иных компьютерных сетей, функционирование которых обеспечивается внешними партнерами (провайдерами).
  • Электронное снабжение, электронные закупки (electronic procurement. e-procurement) – это автоматизация и интеграция процесса закупок с использованием Интернета и корпоративных информационных сетей.  

  

Правильная организация управления электронным бизнесом позволяет  компаниям добиваться стратегического  превосходства над конкурентами, укреплять связи с партнерами, повышать эффективность производства, снижать его издержки и оптимизировать использование трудовых ресурсов.

   Электронный бизнес позволяет  сокращать продолжительность производственно-сбытового  цикла, снижать затраты в процессе  основной экономической деятельности, повышать качество товаров и  услуг, предоставляемых клиентам, и, следовательно, повышать конкурентоспособность  фирмы на мировом рынке.

   Важное значение придается развитию процессов управления электронным документооборотом, а именно:
  • выставлению счетов по предварительно разработанным формам, составлению внутренней отчетности на основе автоматизированного анализа информационных потоков, системе анализа внутренней отчетности;
  • осуществлению платежей в онлайновом режиме и электронных переводов денежных средств, включая транснациональные платежи и расчеты;
  • автоматизация системы налогообложения в материнской компании и в зарубежных дочерних компаниях;
  • таможенной и акцизной отчетности, международной банковской деятельности.
   На базе  электронного документооборота  происходит совершенствование технологии  управления как в области принятия  решений по функциональным вопросам, так и в оперативном управлении  производством.
   Для обозначения  внутрифирменных информационных  систем обычно используется аббревиатура  ERP (или КИС – корпоративная информационная система). Она применяется для подготовки и принятия решений крупными международными компаниями на глобальной основе и становится неотъемлемой частью общей стратегии бизнеса: планирования, финансового учета, оперативной производственно-сбытовой деятельности.
   Корпоративная  сеть, использующая технологии и  стандарты Интернета, получила  название «Интранет» (intranet). Она обеспечивает эффективный доступ работников компании к внутри корпоративной информации. Интранет применяется в целях доступа к корпоративным документам, телефонным справочникам, кадровой информации, для распространения программного обеспечения, для осуществления деятельности рабочих групп и проведения внутрикорпорационных совещаний, обучения работников и повышения их профессиональной квалификации. Интранет – закрытая внутрикорпорационная сеть. Она используется исключительно во внутрифирменном управлении работниками компании.

   Наряду с сетью  Интернет в крупных компаниях  существует сеть экстранет (extranet), обеспечивающая экономические связи компании с внешними клиентами – поставщиками, субпоставщиками, заказчиками, потребителями, другими деловыми партнерами, которым предоставляется выборочный доступ к информационной системе компании.

   В некоторых компаниях  регулирование связей с клиентами  на основе использования информационных  технологий выделено в особую  область деятельности – управление  взаимоотношениями с клиентами  (CRM – Customer Relationship Management). Она подразумевает наличие единого хранилища данных по всем фактам взаимодействия с клиентами и постоянный анализ собранной информации в целях подготовки решений, направленных на повышение эффективности деятельности компании и разработку программ привлечения заказчиков.

Информация о работе Информационное обеспечение менеджмента