Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
Имидж руководителя имеет прямое отношение к лидерству, поскольку является одним из его инструментов. Лидерская, или социальная одаренность - это способность к управлению и самоуправлению, обладание какой-либо ценностью, важной для общества и исключительная способность устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими, как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста.
Введение………………………………………………………………….…..3
Глава 1.Имидж руководителя……………………………………………...5
1.1. Имидж руководителя и его функции…………………………….….. 5
1.2.Механизм формирования имиджа руководителя……………….….…..8
1.3.Основные составляющие имиджа руководителя………………………11
Глава 2.Основы лидерства…………………………………………………12
2.1.Природа и определение понятия лидерства………………………….12
2.2.Содержание понятия лидерства в управлении организацией………14
2.3.Подходы к изучению лидерства…………………………………..…..18
Заключение…………………………………………………………..………24
Библиографический список……………………………………………..….27
Министерство образования и науки РФ
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Поволжский институт им. П.А.Столыпина
КАФЕДРА
менеджмента организации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория управления»
на тему:
«Имидж руководителя
и лидерство»
Студент курса, группы,
очной формы обучения,
специальности ГМУ,
Руководитель:
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1.Имидж руководителя…………………………………………….
1.1.
Имидж руководителя и его
1.2.Механизм формирования
имиджа руководителя……………….….….
1.3.Основные составляющие имиджа руководителя………………………11
Глава 2.Основы лидерства…………………………………………………12
2.1.Природа
и определение понятия
2.2.Содержание
понятия лидерства в
2.3.Подходы
к изучению лидерства…………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………..….27
Введение
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
Имидж руководителя – сила, уверенность, независимость, эмпатия, открытость, заинтересованность в других.
В последнее десятилетие понятие имиджа прочно вошло в нашу жизнь. Об имидже рассуждают политики, бизнесмены, журналисты. Слово «имидж» часто используется в периодической печати, телепередачах, рекламе. Часто говорят об индивидуальном имидже человека - политического лидера, государственного деятеля, кинозвезды или эстрадного артиста. Почти столь же часто можно услышать об имидже фирмы, организации, политической партии, общественного движения или ином проявлении корпоративного имиджа.
При этом в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависят как жизненный успех, так и успешность любой деятельности - индивидуальной или коллективной.
Особое значение в формировании имиджа организации имеет имидж ее первого лица, так называемого «лидера организации». Именно от первого лица компании во многом зависит принятие важных решений, а также то, как будет воспринята компания общественностью. Именно первых лиц мы чаще всего видим в средствах массовой информации и именно от них получаем большую часть информации о функционировании организации и, следовательно, ассоциируем с ним всю деятельность организации.
Объектом моего исследования является имидж руководителя и лидерство.
Решим следующие задачи:
1.Рассмотрим
имидж руководителя и его
2.Рассмотрим
основы, природу и определение
понятия лидерства, содержание
понятия лидерства в
Глава 1.Имидж руководителя
Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. С понятием «имидж» большинство из нас встречались не раз. Этот термин может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые так или иначе воспринимаются людьми и оставляют свой след в их сознании. Это могут быть отдельные личности, некоторые социальные группы, организации, товары широкого потребления, торговые марки и др.
Применительно к личности руководителя компании это понятие можно определить следующим образом: имидж — это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и
ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю.
В этом определении есть несколько ключевых слов, которые позволяют отделить это понятие от того, что обычно понимается под имиджем в обыденном сознании, в котором часто синонимом имиджа является понятие стиля. Первое из этих слов – «целостный». Оно означает, что в структуру имиджа руководителя входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и т.п.), но также все, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены стиль руководства, общая направленность личности руководителя, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и т.д.
Второе ключевое слово — «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека. Больше всего для описания этой стороны имиджа подходит понятие конгруэнтности, то есть соответствия одних элементов имиджа другим.
Следующие ключевые слова можно объединить в общий блок, который характеризует корпоративную культуру организации. Это термины «цели», «нормы», «ценности» и «ожидания» целевой группы, которой в данном случае является коллектив подчиненных. Эти термины выводят понятие имиджа за рамки личности руководителя и заставляют взглянуть на проблему с точки зрения организации в целом. В самом упрощенном виде это означает, что имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры. Существуют достаточно жесткие представления о том, какой руководитель должен быть в организации с тем или иным типом корпоративной культуры. Так, например, для культуры патриархального типа необходим руководитель, который играл бы роль отца, заботливого покровителя, ориентированного на отношения человека, который глубоко вникает в проблемы подчиненных и проявляет активную заинтересованность в их разрешении, какой бы сферы это ни касалось. В культуре предпринимательского типа оптимальным для руководителя является имидж преуспевающего бизнесмена с наибольшим количеством внешних признаков
успеха как: дорогие вещи (автомобиль, часы, одежда и т.п.), большое количество текущих дел, встреч, совещаний, переговоров и т.д.
Аналогичное соответствие существует и для других видов оргкультуры, а также для различных типов управленческих команд.
Проблема соответствия имиджа руководителя особенностям корпоративной культуры чаще всего возникает в ситуации организационных изменений, сопряженных со сменой руководящего состава. Однако бывают ситуации, когда некоторые личные мотивы руководителя заставляют его поднять проблему внутреннего имиджа. Так, в одном случае руководитель крупного предприятия обратился с заказом на формирование внутреннего имиджа в ходе подготовки к предвыборной кампании в областную Думу. В данном случае целью формирования имиджа является повышение рейтинга руководителя за счет привлечения голосов из числа сотрудников предприятия. В другом заказе необходимо было создать имидж руководителя как образец для подражания среди подчиненных. То есть в этом случае имидж руководителя выступает как мотивирующий фактор для подчиненных.
Таким образом, основной целью формирования имиджа является моделирование способа восприятия руководителя подчиненными, при котором он органично вписывается в систему ожиданий подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры.
Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.
Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.
Нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она в том, что руководитель задает нормы взаимодействия в группе (организации). Если нормы приняты большинством членов организации, то это становится предпосылкой для сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата.
У имиджа
существуют также внешние по отношению
к организации функции, такие
как функции представительства и позиционирования
организации во внешней среде.1
1.2.Механизм
формирования имиджа
руководителя
Перейдем к механизму формирования имиджа. Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление
человека как индивидуальности. Руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Обычно эта ситуация имеет место тогда, когда человек занимает пост руководителя в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации (такая практика широко распространена в Японии, однако руководящие посты японцы занимают не раньше шестидесяти лет).
Второй путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если:
адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это
приводит к снижению трудовой мотивации);
Здесь создание имиджа связано с надеванием некоторой маски, и успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка личности самого руководителя. От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу корпоративной культуры и, следовательно, насколько он окажется эффективным. Второй фактор влияет на скорость и легкость процесса формирования имиджа, а также является предпосылкой гармоничного встраивания маски в структуру личности руководителя.
Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы и требует тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации.