Характеристика российской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать с исторической точки зрения российскую модель менеджмента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...….3
Глава 1 Характеристика Российской модели менеджмента…………………....4
1.1 Развитие менеджмента в России……………………………….……………8
1.2. Современное представление о менеджменте ……………………………….8
1.3. Методологические принципы формирования российского менеджмента 10
Глава 2. Российский менеджмент в управлении…………………………..........12
2.1. Соответствие российского менеджмента и менталитета…………..............12
2.2. Функции менеджмента……………………………………………………...18
2.3. Задачи финансового менеджменте………………………………………...21
Глава 3. Будущее менеджмента………………………………………………….24
3.1. Перспективы развития менеджмента……………………………………….24
3.2. Российский менеджмент и национальная культура……….……………….27
Заключение………………………………………………………………………... 31
Список литературы:………………………………………………………………. 32

Работа содержит 1 файл

КУрс1.docx

— 263.81 Кб (Скачать)

    • не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

    Особенности российского менеджмента определяются:

    • чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

    • комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

    • культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

    Воздействие факторов внешней и внутренней среды  придало российскому менеджменту  специфические черты.

    Россия  сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным  путем к освоению методов современного менеджмента.

    Российские  менеджеры должны не только изучать  науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных  культур (Россия является евроазиатской  страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия  для повышения конкурентоспособности  предприятия.

 

1.2. Современное представление  о менеджменте 

    Ни  одна организация, ни одно предприятие  не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в  настоящее время, появилось не сразу.

    Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них  появилась необходимость управления

    На  первом этапе, когда группы людей  были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком  — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась  необходимость разделения труда  и дифференциации функций. Но на это  потребовались века.

    Таким образом, предпосылками и источниками  формирования менеджмента как управления особого рода являются:

    • индустриальный способ организации производства;

    • развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

    Менеджмент  — это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования  научно-технических разработок, организации  производства, реализации продукции  и услуг с целью повышения  эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в  целом, увеличения прибыли.

    Для современного менеджмента характерны:

  • стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
  • широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;
  • постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
  • ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы;
  • использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
  • изменение функции планирования — от текущего к перспективному;
  • упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
  • оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
  • максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
  • привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;
  • осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
  • опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения;
  • проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;
  • способность разумно рисковать и управлять риском;
  • возрастание роли маркетинга до ключевой.

    Задачами  менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных  подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную  и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

    В то же время конечной целью менеджмента  как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической  базы.

    Основные  цели менеджмента — прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. Задачей менеджеров является обеспечение прибыльности деятельности фирмы посредством  рациональной организации производственного  процесса, включая управление производством  и развитие технико-технологической  базы, а также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

    Налаживание эффективной деятельности фирмы  на рынке в текущее время и  в перспективе — главное в  менеджменте. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы. Характерны цели общие и специфические. Общие (стратегические) цели отражают концепцию развития фирмы в целом, а специфические — разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей  при минимуме затрат и максимуме  эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники  сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе мотивации  их труда.

 

1.3. Методологические  принципы формирования  российского менеджмента

 

    Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее  время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского  менеджмента ментальности придается  различное значение.

    1. Концепция копирования западной  теории менеджмента. Она не  учитывает особенностей российского  менталитета. России «надо брать  модель менеджмента в готовом  виде и использовать ее в  управлении экономикой…»

      Для овладения теорией надо  будет лишь перевести западные  учебники и монографии на русский  язык. Затем, ничего не меняя,  использовать данные положения  на практике. Вероятность реализации  этой концепции весьма высока  в силу своей простоты и  привычки бездумного копирования  западного опыта.

    Но  она несет и большую опасность. Достаточно вспомнить использование  неадаптированной к условиям России теории «монетаризма», концепций «шоковой терапии», ваучеризации и т.д. Можно  спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении  данной концепции.

    2. Концепция адаптации западной  теории менеджмента. Предполагает  частичный учет особенностей  русской ментальности, т. е. не  слепое копирование, а приспособление  западной теории к современным  российским условиям. При этом  возникает важная проблема, какую  из западных теорий менеджмента  мы будем адаптировать? Системы  управления Японии, США, Западной  Европы сильно отличаются между  собой. Какой из данных вариантов  принять за аналог? Но при любом  выборе мы рискуем использовать  теорию, учитывающую специфические  особенности, условия функционирования  экономики, уровень социально-экономического  развития данных стран, ментальность  их жителей. Здесь целесообразно  вспомнить слова М. Вебера: «Капитализм  западного типа мог возникнуть  только в западной цивилизации».

    В России конца 80-х годов опоздание  или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции - стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему  национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, «несунами», вводить новые методы повышения качества.

    В результате адаптированные теории, слабо  учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают.

 

     3. Концепция создания российской  теории менеджмента. Исходит из  полного учета особенностей российской  ментальности с использованием  аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое  копирование западного и восточного  опыта, ни полное отрицание  достижений западной и восточной  школы менеджмента. И первое, и  второе одинаково неприменимо.  Необходимо отметить, что еще  А. Маршалл утверждал, что: «Экономическая  наука это не совокупность  конкретной истины, а лишь орудие  для открытия конкретной истины».  Это высказывание полностью можно  перенести и на науку менеджмент. Поэтому, российский менеджмент  должен иметь свое специфическое  содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского  менталитета.

 
Глава 2. Российский менеджмент в управлении.

2.1. Соответствие российского  менеджмента и  менталитета.

 

    В настоящие время общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты - важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру  управления. Однако констатации этого  факта еще недостаточно. Между  менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.

    Существует  ряд определений менталитета:

  • совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации;
  • своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах;
  • определенное социально-психологическое состояние субъекта - нации, народности, народа, его граждан, - запечатлевшее в себе (не «в памяти народа», а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета.

    Наиболее  верным же является следующее определение, менталитет - подсознательная социально-психологическая  «программа» действий и поведения  отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в  практической деятельности людей. Источник ее формирования - совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических  явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны.

    Управление - форма проявления внутренней, глубинной  социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет - всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.

    Традиционно существовало несколько точек зрения по поводу типов российского менталитета:

    1-западники;

    2-славянофилы;

    3-евразийтство.

    Западники (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский  и др.) отрицали самобытную форму  мышления русских. По их мнению, необходим  переход к западным стандартам и  формам мышления. Западничество оказало  существенное влияние на российскую ментальность. Особенно сильно это  сказалось в среде интеллигенции  и предпринимателей, которые восприняли некоторые черты чисто западных умонастроений (стремление к свободе, индивидуализм, прагматизм и т. д.).

Информация о работе Характеристика российской модели менеджмента