Характеристика российской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать с исторической точки зрения российскую модель менеджмента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...….3
Глава 1 Характеристика Российской модели менеджмента…………………....4
1.1 Развитие менеджмента в России……………………………….……………8
1.2. Современное представление о менеджменте ……………………………….8
1.3. Методологические принципы формирования российского менеджмента 10
Глава 2. Российский менеджмент в управлении…………………………..........12
2.1. Соответствие российского менеджмента и менталитета…………..............12
2.2. Функции менеджмента……………………………………………………...18
2.3. Задачи финансового менеджменте………………………………………...21
Глава 3. Будущее менеджмента………………………………………………….24
3.1. Перспективы развития менеджмента……………………………………….24
3.2. Российский менеджмент и национальная культура……….……………….27
Заключение………………………………………………………………………... 31
Список литературы:………………………………………………………………. 32

Работа содержит 1 файл

КУрс1.docx

— 263.81 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...….3

Глава 1 Характеристика Российской модели менеджмента…………………....4

1.1 Развитие менеджмента в России……………………………….……………8

1.2. Современное представление о менеджменте ……………………………….8

1.3. Методологические  принципы формирования российского  менеджмента 10

Глава 2. Российский менеджмент в управлении…………………………..........12

2.1. Соответствие  российского менеджмента и менталитета…………..............12

2.2. Функции  менеджмента……………………………………………………...18

2.3. Задачи  финансового  менеджменте………………………………………...21

Глава 3. Будущее  менеджмента………………………………………………….24

3.1. Перспективы  развития менеджмента……………………………………….24

3.2. Российский  менеджмент и национальная культура……….……………….27

Заключение………………………………………………………………………... 31

Список литературы:………………………………………………………………. 32

 

Введение

 

    В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем  управление, или  менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.

    В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства  и т.п. в результате непосредственного  участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых  достижений в практической организации  экономических и социальных процессов.

    Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление  зависит от уровня развития товарного  производства. Менеджмент как форма  управления имманентно присуща товарному  производству. Наличие в Российской Федерации переходной к рынку  экономики означает в то же время  и процесс формирования менеджмента. Так же, от уровня технического и  технологического развития общества. Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 начале 20 века, была вызвана  переходом от ремесленного к машинному  производству. Изменилась система управления и при переходе к конвейерному производству.

    Цель  курсовой работы – проанализировать с исторической точки зрения российскую модель менеджмента.

    Исходя  из цели, формируются следующие задачи курсовой работы:

  1. Охарактеризовать российскую модель менеджмента;
  2. Проследить соответствие российского менеджмента и менталитета;
  3. Систематизировать информацию об историческом развитии менеджмента в России.

    Источниками информации для решения вышеперечисленных  задач являются: сборники научных  трудов, монографии, статистические сборники, периодическая литература.

    Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших  направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется. Именно поэтому данная исследовательская  работа представляет  собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, направленного  на достижения предприятием, действующим  в рыночных условиях хозяйственных  оптимальных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.  

Глава 1 Характеристика Российской модели менеджмента

1.1 Развитие менеджмента  в России

 

    Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении  ее системы управления оставили известный  русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с  1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

    В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких  ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

    Известный советский ученый А.К. Гастев занимался  вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок  в практическую деятельность занимался  Центральный институт труда (ЦИТ), созданный  осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

    Недостатком концепции трудовых установок Гастева, является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком  узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

    Важная  роль в развитии научной организации  труда и управления в СССР принадлежит  видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад  в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но, несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации  труда значителен. Им обобщен большой  практический материал хозяйственного строительства в СССР.

    Проблемы  научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил  понимание научной организации  труда на все сферы человеческой деятельности.

    Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации  труда и управления в СССР в  период подготовки ко II Всесоюзной конференции  по НОТ, За несколько недель до конференции  были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.

    Крупный вклад в развитие теоретических  основ социалистической организации  производственных процессов был  внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал  их влияние на длительность производственного  цикла.

    В 30-е гг. была проделана большая  научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом  которой был выход в свет первого  советского учебника по организации  производства. В эти же годы было положено начало формированию системы  подготовки кадров с высшим и средним  специальным экономическим образованием для предприятий и органов  управления. Кроме того, была введена  новая для того времени специальность  — инженер-экономист отраслевого  профиля, которая вскоре стала ведущей  среди экономических специальностей.

    В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал  оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов  руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

    В послевоенный период времени возобновилась  научная и практическая работа в  области организации и управления производством. Вместе с тем, имело  место сокращение исследований в  области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

    Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

    К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви  экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей  стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

    Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования  системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

    Период  времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.

    К ним относятся:

    • Реформа системы управления экономикой 1965 г.

    • Реформа системы управления 1979 г.

    • Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

      В связи с произошедшими серьезными  изменениями  в политической  системе управления, в стране  развернулась дискуссия о механизме  перехода к рынку. Специальная  комиссии, возглавляемая академиком  А. Г. Аганбегяном, предложила  три альтернативных варианта  перехода к рыночным отношениям:

    • внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;

    • быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;

    • создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

    Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой  был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому  рынку. Эта программа многими  учеными рассматривалась как  «шоковая терапия».

    По  итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от плановой системы  управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа  «500 дней», основной целью которой  было полное разрушение административно-командной  системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

    Однако, несмотря на принятые меры, не удалось  приостановить развала экономики  России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения  является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства .

    Процесс движения России к рыночной экономике  необратим. Россия сейчас проходит тот  эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека  тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями  в условиях рыночной экономики. (Приложение 1)

Именно  поэтому имеют место такие "болезни", как:

    • спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;

    • уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;

    • отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;

    • нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;

Информация о работе Характеристика российской модели менеджмента