Характеристика и основные направления деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение Представительства КБШ ж.д. в Татарстане, как формальной организации. С помощью сайта ОАО «РЖД» и учебного пособия «Менеджмент на железнодорожном транспорте» дать общую характеристику предприятия, рассмотреть внешнюю и внутреннюю среду организации, сделать выводы по проведенным исследованиям.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика предприятия
1.1.История создания и развития предприятия 3
1.2.Организационно правовая форма и предмет деятельности 4
1.3.Ресурсы предприятия 5
1.4.Структура предприятия 7
1.5.Краткая характеристика работы подразделений 8
2.Внешняя среда организации
2.1.Среда прямого воздействия 14
2.1.1.Поставщики 14
2.1.2.Конкуренты 15
2.1.3.Потребители 15
2.2.Среда косвенного воздействия 17
2.2.1.Состояние экономики 17
2.2.2.Политические факторы 18
2.2.3.Технология 20
3.Внутренняя среда организации
3.1.Цели и миссия организации 21
3.2.Уровни управления в организации 22
3.3.Характеристика персонала предприятия 23
3.4.Основные направления кадровой политики 24
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 234.00 Кб (Скачать)
 

       5. Локомотивное депо

    1. Начальник  
    2. Заместитель начальника  
    Специалисты: 
    1. Ведущий инженер по эксплуатации локомотивов 
    2. Инженер по эксплуатации локомотивов 
    3. Инженер 
     

   
  1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА  ОРГАНИЗАЦИИ

                Как бы ни старались, мы не сможем назвать хотя бы одну организацию, которая существует независимо от внешнего мира. Организаций, существующих в вакууме, просто нет. Понятие «внешняя среда» включает ряд определенных факторов ее окружения, которые влияют на организацию. Они взаимосвязаны и оказывают влияние на все, что происходит внутри нее. Более того, с каждым годом количество этих факторов возрастает. В школьных учебниках по биологии описывается теория Чарльза Дарвина, которая объясняет, почему не все виды животных смогли выжить в процессе эволюции. Выжили только те, которые сумели адаптироваться, т.е. приспособиться к внешнему воздействию. Организация, как и любой живой организм, тоже может и должна меняться, потому что меняется мир, который ее окружает. А значит, внешние опасности могут помешать ей достичь цели или возникшие во внешнем окружении возможности могут остаться незамеченными, а, следовательно, неиспользуемыми ею. 
     

       2.1.Среда  прямого воздействия

       Среда прямого воздействия или микросреда включает ряд факторов - поставщики, потребители, конкуренты. 
     

       2.1.1. Поставщики 

       Рассмотрим один фактор внешней среды. Поставщики. Зависимость между организацией и сетью поставщиков велика. Яркий пример — обеспечение энергией. Повышение цен на энергоносители приводит к росту себестоимости и удорожанию услуг железнодорожного транспорта. Рассматривая поставщиков как фактор прямого воздействия, нужно видеть все многообразие. Ведь организации нуждаются не только в поставке материалов, сырья, оборудования, но и трудовых ресурсов, а также капитала. Поставщики сырья и материалов, допустим пастельного белья в пассажирские вагоны это швейная фабрика города Ульяновск, доставкой угля для отопления вагонов занимается компания ОАО «Урал». Поставщики трудовых ресурсов — не только биржи труда, кадровые агентства, но и учебные заведения, занимающиеся подготовкой нужных специалистов. Если организация не обеспечена рабочей силой нужной квалификации и соответствующей специальности, то вряд ли она сможет быть эффективной. В процессе роста и развития большинство организаций нуждаются в финансовых ресурсах. Основные потенциальные поставщики капитала — банки, акционеры. Невозможность получения нужного объема средств может быть большим препятствием в развитии организаций. 
     
     
     

       2.1.2. Конкуренты

       Значимым  фактором внешней среды являются конкуренты — организации, соперничающие с данной организацией и заинтересованные в одной и той же цели.

       Конкуренты  — важный внешний фактор, влияние которого оспаривать невозможно. Руководство каждого предприятия четко понимает, что, если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Они могут вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал, новые идеи. Характер взаимоотношений с конкурентами может быть разный. С одной стороны — это желание понять, почему потребитель предпочитает услуги или товары конкурента, быть информированным о планах конкурента, его удачах. А с другой стороны — совместные проекты, поиск возможности взаимодействия на взаимовыгодных началах.

       Специфика транспорта России заключается в том, что в сложившихся геополитических условий во многих регионах кой-то один вид транспорта является монопольным, а другие дополняют, в основном, в конечном и начальных пунктах перемещения товаров и людей. Особенно это относится к восточной части России, занимающей более половины территории страны. В этом случае наиболее эффективное использование различных видов транспорта — не конкуренция, а их рациональное взаимодействие. Немало примеров подтверждает правильность такого подхода. В нашей стране железнодорожный транспорт не имеет равных среди других видов транспорта по объему провозной способности и непрерывности функционирования. Можно назвать железнодорожный транспорт стержневой отраслью, объединяющей работу многих производств и влияющей на уклад жизни населения. Но в то же время, на транспортном рынке  присутствует конкуренция между видами транспорта, например между автомобильными фирмами, авиаперевозками, водным транспортом и железными дорогами на параллельных направлениях. 
     

       2.1.3 Потребители

       Потребители - это, несомненно, главная оставляющая микросреды, потому что будущее организации, ее успех и благополучие напрямую зависят от того, как относятся потребители к товарам или услугам организации. В конечном итоге потребительский спрос определяет успех организации. Ведь ecли товары или услуги организации не интересуют потребителя, он идет к конкуренту. Причины могут быть разные: высокая цена изделия, низкое качество, отсутствие убедительной рекламы, устаревший дизайн и т.д. В  
     
     

    итоге организация, имеющая проблемы сбытом, целей своих не достигнет. К сожалению, сегодня далеко не все организации ориентированы на потребителя. Решая ежедневные проблемы, они забывают о тех, для кого работают. Когда мы говорим об ориентации на потребителя, о внимании к его интересам, мы имеем в виду не только коммерческие организации. Учебные заведения, например, тоже существуют для удовлетворения потребностей в образовании тех, кто в них учится.

       Продукция, которую предлагают организации железнодорожного транспорта своим потребителям, специфична, так как является услугой по перевозке. Потребитель этой транспортной услуги — пассажир, грузополучатель или грузоотправитель. Понимание того насколько важно внимание к запросам клиента, его требования» необходимо всем, кто с ним соприкасается, — и билетным кассирам, и проводникам, и сотрудникам товарной конторы. Мы уже говорили о том, что на российских железных дорогах создана СФТО (Система фирменного транспортного обслуживания) для улучшения качества обслуживания отправителей грузов, расширения ассортимента услуг, наиболее полного удовлетворения потребностей в перевозках. Для пассажиров железнодорожного транспорта ежегодно расширяется спектр услуг. С конца 2001 г. на Москово кой железной дороге начала действовать новая система информационного обслуживания пассажиров «Экспресс-3». Теперь в вокзальной кассе можно будет заказать не только место в поезде. Собравшись в дорогу, путник теперь вправе выбрать мужское, женское или семейное купе, место для инвалида или для работы в дороге. Кроме того, пассажиру предложат предварительно купить билет за 63 дня до поездки. В специальных сервис-центрах и кассах можно получить любую справку по городу, в который направляется пассажир. Ему заранее закажут в чужом городе такси, номер в гостинице, билет в театр, автомобиль напрокат, а при смешанном маршруте - билет на самолет или теплоход. Часть из перечисленных услуг уже сейчас оказывают центры на Павелецком, Белорусском и Киевском вокзалах столицы. С помощью системы «Экспресс-3» пассажир без проблем проследит весь путь следования своего багажа, от погрузки до выгрузки. Помимо этого, новая технология позволит снизить количество неиспользованных мест в поездах на 5—10 %. На любой станции можно будет заранее купить билет на проходящий поезд с конкретным номером места. Не только фирменные поезда, но и вагоны повышенной комфортности с удивляющим пассажиров сервисом стали уже привычным делом. В таких вагонах, кроме традиционных услуг, пассажиру предлагают еще питание и разнообразные удобства, вплоть до одноразовых тапочек, душевых кабин, показа видеофильмов. Стоимость этих услуг входит в цену билета. По маршруту «Москва—Тула» курсирует поезд-музей, поездка на котором в Ясную Поляну для пассажиров незабываема. Как поражает неискушенного российского пассажира поезд, который электричкой назвать - язык не повернется. «Экспресс» - это электропоезд, вагоны которого оснащены кондиционерами, телевизорами, биотуалетами. Ощущение полного комфорта не покидает пассажира во время поездки. А, главное, цена за проезд в таких электропоездах умеренная, что позволяет успешно конкурировать с автобусными междугородними маршрутами. 
     

       2.2 Среда косвенного  воздействия

       Макросреда — также оказывает влияние, но оно не так заметно, как влияние среды прямого воздействия. Макросреда обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство организации зачастую вынуждено опираться на предположение о такой среде, основываясь на неполной информации, строя прогнозы. Особенно очевидной сложность этой проблемы становится в процессе планирования деятельности организации. К макросреде относят технологические факторы, состояние экономики, систему ценностей в обществе и другие социокультурные факторы, политические факторы, а также международную обстановку и природные изменения и катаклизмы. Рассмотрим их подробнее. 
     

       2.2.1. Состояние экономики

       Состояние экономики косвенно влияет на работу любой организации. Руководство должно умело оценивать, как скажутся на деятельности организации общие изменения в экономике. От состояния экономики будут зависеть стоимость используемых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Например, если прогнозируется инфляция, руководство может увеличить запасы ресурсов, взяв кредит для их приобретения. Если прогнозируется экономический спад, то организация будет стремиться к скорейшей реализации готовой продукции, так как могут появиться трудности с ее сбытом, возникнут вопросы сокращения персонала, будут отодвинуты планы расширения производства.

       «Опять  цены взлетели! И билеты на поезда дорожают. Совсем обнаглели!» — такую оценку экономической ситуации в стране можно услышать частенько. А обвинения в адрес МПС наивны. Как объяснить повышение цен обывателю? Рассмотрим такой пример: поезд, идущий из пункта А в пункт Б, является конечным продуктом, так же как и пирог. Цена пирога зависит от стоимости всех его компонентов, значит, если дорожают мука, сахар и т. д., дорожает и пирог. А если дорожают рельсы, шпалы, вагоны, электричество, уголь и прочие составляющие, то и услуги по перевозке не могут оставаться в прежней цене бесконечно. Решение о повышении цен на билеты дается нелегко, потому что это самая непопулярная мера, какую только можно представить. Однако это вынужденный шаг. Как известно, пассажирские перевозки убыточны, и не только в нашей стране. Если раньше большая часть дотировалась из бюджета, то теперь это стало невозможным. И государство винить в этом не стоит. Поэтому в железнодорожном ведомстве приняли решение: финансировать пассажирские перевозки за счет грузовых, то есть ввести так называемое «перекрестное» субсидирование. Несколько лет МПС таким образом удерживало рост цен на билеты. Но долго так продолжаться не может, потому что эта ситуация противоречит всем возможным экономическим законам, да и грузоотправители начинают протестовать. В конце концов, повышение грузовых тарифов бумерангом ударит по пассажирам, только в другом качестве — в растущих ценах на товары. Но даже ощутимое повышение цен на билеты не сможет полностью компенсировать реальные затраты на перевозку пассажиров. Ведь пассажиры хотят, чтобы поезд был современным, красивым, удобным, безопасным. А это требует больших затрат, при чем, таких, о которых простой обыватель даже не задумывается. Например, для того, чтобы разработать самую современную в мире систему безопасности на российской железной дороге, много лет, должны были работать несколько институтов и предприятий. Рассматривая состояние экономики, стоит учитывать, что то или иное конкретное изменение может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное - на другие организации.

       В силу своего экономико-стратегического значения и универсальности железнодорожный транспорт больше других видов транспорта подвержен государственному контролю. Поэтому транспортная политика многих промышленно развитых стран создается и изменяется зависимости от общих социально-экономических процессов, вызываемых различными факторами (колебаниями топливно-энергетического баланса, экологическими проблемами, новыми достижениями науки и техники).

       Являясь важной составной частью экономики, железнодорожный транспорт способствует расширению торговых связей, культурному обмену, научно-техническому прогрессу и, в итоге, развитию цивилизации. 
     

       2.2.2 Политические факторы

         Многие аспекты политической обстановки в стране представляют для руководителей особый интерес. Именно политические факторы влияют на действия правительства в области налогообложения доходов организаций, установления налоговых льгот или льготных торговых пошлин, законодательства, защиты прав потребителей, контроля цен и заработной платы.

         Законы и государственные органы, регулирующие деятельность организаций, также оказывают влияние на деятельность предприятий и фирм. Как бы ни относилось руководство организации к законам и требованиям государственных органов, оно должно придерживаться их или нести ответственность в форме штрафов или даже полного прекращения ведения дел.

        Существует  несколько основных законов, регулирующих деятельность организаций железнодорожного транспорта. Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте», принятый 25 августа 1995 г., №153 ФЗ. Он определяет экономические, правовые и организационные основы деятельности федерального железнодорожного транспорта, его место и роль в экономике и социальной сфере РФ, регламентирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, а также пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа.

          Транспортный устав железных  дорог Российской Федерации, который был принят 8 января 1998 г., №2 ФЗ. Устав призван обеспечивать устойчивое функционирование федерального железнодорожного транспорта, современное регулирование отношений в области перевозок, способствовать стабилизации и подъему российской экономики.

        Федеральный закон о естественных монополиях (от 17 августа 1995 г. №147 ФЗ) определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ. Разработан ряд важных документов для обеспечения необходимой правовой базы функционирования железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики. Это проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Федеральном железнодорожном транспорте», где определена система государственного регулирования на железнодорожном транспорте.

Информация о работе Характеристика и основные направления деятельности предприятия