Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – описание характера труда менеджера и требований к его профессиональной компетенции.

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и общие принципы труда менеджера.

2. Изучить общие требования к компетентности менеджера.

3. Описать труда менеджера и требования к его профессиональной компетенции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и общие принципы труда менеджера. Требования к личностным качествам менеджера……………………………………………………………..5

2. Общие требования к компетентности менеджера…………………………..14

3. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     В процессе выполнения своих функций  менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — подчиненными, коллегами, руководителями, акционерами, заказчиками и другими людьми и организациями, прямо и косвенно связанными с деятельностью того предприятия, где работает менеджер.

     Чтобы работать с людьми, столь резко  различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны обладать многими специфическими личностными качествами, усиливающими доверие и уважение со стороны тех лиц, с кем они вступают в контакт.

     От  ошибок и просчетов в работе не застрахованы самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления, работать над исправлением существующего на предприятии положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера

     Менеджер - это специалист, профессионально  занимающийся управленческой деятельностью  в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

     Есть  пять базовых операций в работе каждого  менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста фирмы.

     Во-первых, менеджер, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Решает, что должно быть сделано, чтобы достичь  этих целей.

     Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует  виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые трудовые задачи. Менеджер группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить.

     В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и  коммуникацию. Он составляет команду  из людей, ответственных за различные  работы. И делает это с помощью  специфических приемов, через кадровые постановления об оплате, о назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

     В-четвертых, важный элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы  измерения - мало есть факторов столь  важных для успеха фирмы. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей фирмы и в то же время на работе конкретного индивида и помогали ему её делать. Менеджер анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

     Наконец, в-пятых, менеджер способствует росту  компетенции людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной из возможных  интерпретаций представляют собой  как раз совокупность условий, способствующих росту компетенции членов фирмы [3, с. 84].

     У менеджеров особый предмет труда  — информация, работая с которой  они принимают решения, необходимые  для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в  сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров. В современных условиях это компьютеры, системы телекоммуникаций, Интернет и информационные технологии, позволяющие не только экономить время, связанное с принятием решений, но и повышать их качество.

     По  сравнению с другими видами труда  в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

  • он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;
    • участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
    • предметом труда является информация;
    • средством труда — организационная и вычислительная техника;
    • результатом труда — управленческое решение.

     Чтобы выполнять свои функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием [2, с. 118].

     Требования  к их профессиональной компетенции  можно условно разделить на две  группы (таблица 1).

     Таблица 1

     Требования  к профессиональной компетенции  менеджеров

Специальные знания Человеческие  качества
Понимание природы управленческого труда  и процессов управления  Владение искусством управления человеческими ресурсами  организации
Знание  должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы  Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления [государственными, региональными и пр.)
Умение  использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений  Способность к  самооценке, конструктивному анализу  своих действий и непрерывному повы­шению квалификации
Умение  мыслить стратегически и управлять  в реальном масштабе времени  Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий
 

     Первую  составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время  все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может  быть неполной и недостоверной; принимаемые  решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация ха­рактеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям. Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам:

     1. Они должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и не­определенность.

     2. Они должны знать все, что связано с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями.

     3. Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли.

     4. Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.

     5. Им необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.

     6. Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации.

     7. Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.

     Вторая  группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана  с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это прежде всего:

     •    высокое чувство долга и преданность  делу;

     •   честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

     •   умение четко выражать свои мысли  и убеждать;

     •   уважительное и заботливое отношение  к людям вне зависимости от их положения в организационной  иерархии;

     •   способность быстро восстанавливать  свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

     Третья  категория требований, связанных  с компетентностью в области  специализации предприятия, предусматривает  наличие специальных знаний в  вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Менеджмент  предприятия, работающий в конкурентной рыночной среде, предъявляет высокие  требования к профессионализму управленческого  профессионала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности и эффективность деятельности всего предприятия. В последнее время происходят значительные изменения в статусном положении менеджера, росте интереса и понимания характера его работы и требуемых от менеджера навыков и умений.

     В курсовой работе проведен анализ трудовой деятельности менеджера, выявлены наиболее важные умения и навыки, которыми должны обладать профессиональные менеджеры.

     В центре деятельности по управлению организацией стоит менеджер – должностное лицо, профессионально осуществляющее управление.

     Управленческий  труд характеризуется особым предметом  и результатом труда, содержанием труда, разделением и кооперацией в деятельности работников управления.

     Факторами успешной деятельности менеджера являются: комплекс научных знаний, опыт управленческой деятельности и искусство менеджера.

     Менеджер  в процессе своей деятельности играет роли, определенные его должностным  положением в организации.

     Для успешного выполнения менеджером своих  функций он должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Необходимые качества личности менеджера могут целенаправленно формироваться и воспитываться. 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Бусыгин, А.В. Эффективный менеджмент: учебник / А.В. Бусыгин. – М.: Финпресс, 2000. – 246 с.
  2. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснии. – М.: Проспект, 2004. – 254 с.
  3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: МГУ, 2005. – 282 с.
  4. Дафт, Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. – СПб: Питер, 2002. – 237 с.
  5. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: учеб. пособие. / Е.Н. Кнышова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 353 с.
  6. Коротков, Э.М. Концепция российского менеджмента / Э.М. Коротков. – М.: ДеКа, 2004. – 297 с.
  7. Менеджмент / Под ред. В.П. Галенко, А.И. Рахманов, О.А. Страхова. – СПб.: Питер, 2003. – 334 с.
  8. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 648 с.
  9. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник и др. – 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. – 283 с.
  10. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник/З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 374 с.
  11. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 265 с.

Информация о работе Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера