Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – описание характера труда менеджера и требований к его профессиональной компетенции.

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и общие принципы труда менеджера.

2. Изучить общие требования к компетентности менеджера.

3. Описать труда менеджера и требования к его профессиональной компетенции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и общие принципы труда менеджера. Требования к личностным качествам менеджера……………………………………………………………..5

2. Общие требования к компетентности менеджера…………………………..14

3. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  и общие принципы труда менеджера.  Требования к личностным качествам  менеджера……………………………………………………………..5

2. Общие  требования к компетентности  менеджера…………………………..14

3. Характер  труда и требования к профессиональной компетенции менеджера………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Развитие  рыночных отношений поставило ряд  новых задач, решение которых невозможно на базе старых представлений, методов и подходов к управлению предприятием. Особую остроту приобретает проблема организации трудовой деятельности менеджеров. Современные технологии и производственные процессы требуют не только высокой квалификации и исполнительной дисциплины менеджеров, но и их творческого участия в производстве, поиске резервов его рационализации. В этой связи современные менеджмент – это не столько наука и практика управления, сколько искусство управления людьми. Успех в бизнесе почти полностью предопределяется умением менеджера работать с коллегами, его личными качествами, способностью эффективно руководить людьми. Научно-технический прогресс предъявляет новые требования к организации труда менеджеров, уровню их профессиональных знаний и психофизиологическим возможностям человека.

     Данная  курсовая работа посвящена актуальной проблеме организации труда менеджеров. Здесь рассмотрены роль и место  менеджеров в системе управления, раскрыто содержание и основные направления рационализации труда менеджеров, показана возможность применения зарубежного опыта организации труда и дана оценка экономической эффективности управленческого труда менеджера.

     Указанная проблема имеет недостаточный уровень  проработанности, так как современная профессия «менеджер» относительно новая, требующая тщательного учета человеческого фактора в деятельности предприятия. С научной точки зрения труд менеджера – это не производство конкретной продукции, а организация эффективной работы предприятия в целом или его подразделений в отдельности. Таким образом, задача менеджеров состоит в большей степени в управлении деятельностью коллектива предприятия, а не только в организации выполнения плановых заданий.  

 

     Цель курсовой работы – описание характера труда менеджера и требований к его профессиональной компетенции.

     В соответствии с выбранной темой  в курсовой работе поставлены следующие  задачи:

     1. Рассмотреть понятие и общие принципы труда менеджера.

     2. Изучить общие требования к компетентности менеджера.

     3. Описать труда менеджера и требования к его профессиональной компетенции.

     Объект  исследования – менеджер как управляющий.

     Предмет исследования – характера труда менеджера и требования к его профессиональной компетенции.

     Методы  исследования: анализ учебников, монографий.

     Курсовая работа состоит из 3 глав, 26 страниц, 1 таблицы и 1 рисунка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и общие  принципы труда  менеджера. Требования  к личностным качествам  менеджера

      Исследования  показывают, что управленческая работа по сути своей очень отличается от неуправленческой. И действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением.

      Управление  предприятием представляет собой процесс, в основе которого лежит воздействие на коллектив предприятия и все стороны его деятельности с целью получения максимальных результатов. Такое воздействие на каждом предприятии и в организации оказывают управленческие кадры. Следовательно, чем эффективнее процесс управления на предприятии, тем выше оказывается результативность деятельности всего предприятия. Однако процесс управления осуществляют люди. В связи с этим эффективность процесса управления зависит от эффективности деятельности управленческого персонала предприятия, которая складывается из эффективности деятельности отдельных работников и групп работников различного уровня образования  и квалификации, которые составляют управляющую систему предприятия.

      Управление  предприятием как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий. Управленческая технология - это искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое действие для достижения поставленных целей. Управление включает совокупность методов и средств сбора и обработки информации, приемов эффективного воздействия на работников, принципов, законов и закономерностей организации и управления, систем контроля. 
 Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда менеджеров: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное. Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, контроль. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждого предприятия. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров. Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления: низшего, среднего и высшего. К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. 
Средний уровень – самый многочисленный, составляющий 50-60% общей численности управленческого персонала предприятия; включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов. Высший уровень – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство предприятия в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято 3-7% общего управленческого персонала [1, с. 97].

      Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется  большим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьмидесяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях менеджмента. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной. Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления предприятия выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. Если рассматривать их труд с точки зрения технологии процесса управления, то задачи руководителей сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются информационным обеспечением всего процесса. Сложность управленческих работ учитывается в требованиях, которым должны отвечать менеджеры при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделяются следующие основные должности управленческого персонала на предприятиях: руководители и их заместители; главные специалисты, инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал, юридический персонал, другие работники. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.

      Таким образом, труд современных менеджеров — это выработка и принятие тысяч возможных вариантов и  нюансов управленческих решений. Осуществляя на практике общие принципы и функции управления, выбирая наиболее оптимальные методы управленческой работы, менеджеры способствуют решению конкретных проблем производства, достижению успеха предприятия. В условиях рынка успешность зависит от умения выжить, результативности и эффективности деятельности предприятия, которые определяются уровнем менеджмента в ней. Труд современных менеджеров необходим предприятиям как главное условие их существования и развития, так как именно менеджмент определяет стратегию, цели, конкретные средства и пути решения задач предприятия, от него зависит степень реагирования предприятия на внешние факторы и возможности использования имеющихся преимуществ и перспектив. Развитие и совершенствование менеджмента, приспособление его к конкретной обстановке в настоящее время являются одним из главных решающих рычагов улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия во всем мире. Отсюда следует, что труд менеджеров изначально является основным двигателем развития экономики. И все природные и другие богатства России будут бесполезны до тех пор, пока не произойдут кардинальные изменения в менеджменте.

      В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности предприятия, функционирующего в рыночных условиях. Принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления – многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники. 
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • к руководителю по отношению к подчиненным;
  • к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

      Общей чертой управленческой работы является роль руководителя. Роль, по определению Минцберга, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Минцберг выделяет 10 ролей, которые принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Все эти 10 ролей определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретного предприятия.

      Играя роль, связанную с принятием решений, менеджер определяет направление роста предприятия. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри предприятия, так и за его пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда предприятие сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов предприятия, представляет его на всех значительных и важных переговорах. Выполняя информационную роль, менеджер собирает текущую информацию о внешней и внутренней среде предприятия, которую использует в интересах своего дела; выступает как центр внутренней и внешней информации, распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели предприятия, передает информацию для внешних контактов предприятия относительно планов, политики, действий, результатов работы предприятия, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. Менеджер, выполняющий межличностные роли, является символическим главой, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Он отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей предприятия, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников, обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги. Чтобы успешно выполнять перечисленные роли, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием [2, с. 132].

      Труд  менеджера не поддается нормированию из-за его многогранности и сложности, особенно в условиях перехода на рыночные отношения.

      К современным менеджерам относят  лиц с «индивидуальным подходом», помогающим подчиненным учиться  на собственном опыте и поддерживающих в сотрудниках дух предпринимательства  и творчества.

      Общая схема внешних факторов влияния  на трудовую деятельность менеджера представлена на рисунке 1.

      

Культура

      

Законодательные акты

      

Философия предприятия

      

Экономическая среда

      

Профессиональная  подготовка

      

Менеджер

 

Личный  опыт

Отраслевая  структура

 

Коллектив

 

Клиенты

Рынок

Конкуренция

 
 
 

      Рис.1. Внешние факторы, влияющие на трудовую деятельность менеджера.

     Внешние факторы существенно воздействуют на трудовую деятельность менеджеров всех уровней. Например, изменившаяся отраслевая структура и переход  на горизонтальное управление изменили функции управления и труд менеджеров, а их богатый личный и производственный опыт вошел в противоречие с реальной действительностью. Многие менеджеры оказались не готовыми к конкуренции, столь естественной в рыночной экономике [5, 146].

     Очень важным личным качеством менеджера  является желание обладать властью над другими людьми.

     Чтобы быть  эффективным менеджером, необходимо быть лидером, то есть обладать способностью влияния на поведение других  людей, заставляя их вести себя определенным образом.

     Психологические качества

     Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в развитых странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно придти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя. Эти обобщения позволили предсказать те способности и умения, которые требуют от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

Информация о работе Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера