Автор: Власова Татьяна, 02 Декабря 2010 в 01:31, реферат
Государственная (публичная) служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службы. На государственной службе занято около 2 млн. человек, местной - 1,4 млн. и медицинской - 0,8 млн.
Введение………………………………………………………………...с 3
Глава 1.Законодательная основа госслужбы во Франции…………...с 6
Глава 2.Понятие и категории госслужащих………………………..…с 7
Глава 3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы…………………….…с 10
Глава 4.Правовой статус госслужащего…………………..................с 16
Глава 5.Руководство государственной службой………………….…с 20
Заключение…………………………………………………………….с 23
Список использованных источников и литературы…………….......с 25
Чиновник имеет право на участие в обсуждении условий его труда и совершенствования системы карьерного продвижения, на внесение предложений по изменению отдельных норма статутов. Оно реализуется через создание при администрации разных уровней консультативных органов - высших советов госслужбы, паритетных административных комиссий и технических комитетов.
Закон от 13 июля 1983 г. запрещает проводить какие бы то ни было различия между служащими в силу их политических, профсоюзных, философских и религиозных взглядов или этнической принадлежности, регистрировать в личном деле служащего сведения о взглядах и принадлежности к каким-либо организациям. Каждый чиновник имеет право на доступ к личному делу на условиях, предусмотренных законом.
Служащие могут создавать профсоюзные организации, вступать в профсоюзы, представлять их. Профсоюзы служащих имеют право обжаловать в судебном порядке регламентные акты, наносящие ущерб их коллективным интересам. Они могут вести переговоры с правительством относительно оплаты труда, обсуждать вопросы, связанные с условиями и организацией труда. Преамбула Конституции 1946 г. устранила запрет на забастовки государственных служащих. Это положение Конституции воспроизведено в Законе от 13 июля 1983 г. Служащие судебных органов, полицейские, сотрудники национальной безопасности и некоторые другие лишены права на забастовку ввиду специфики их деятельности.
Через своих представителей служащие вправе принимать участие в работе консультативных органов по организации деятельности публичных служб, в подготовке статутных правил и решений, касающихся их продвижения по службе. 10
Каждый служащий имеет право на вознаграждение, которое включает жалованье, выплату на содержание жилища, семейную надбавку к жалованью, а также иные выплаты, установленные законодательными и регламентными актами. Размер жалованья зависит от звания и занимаемой должности. На служащих распространяются также специальные режимы социального страхования и пенсионного обеспечения.
Право
на отпуск предполагает 5 категорий: ежегодный,
по болезни, на рождение ребенка и уход
за ним, на профессиональную подготовку,
на профсоюзную подготовку.
3.Специфические
права чиновника
Прежде всего чиновник не несет материальной ответственности за ущерб, вызванный его служебной ошибкой, даже по приговору суда. В этом случае госорган берет на себя покрытие расходов.
Государство обязано защищать чиновника от угроз, насилия, оскорблений, клеветы или ущерба, жертвой которых он становится в связи со своей работой, а также возмещать понесенный им моральный и материальный ущерб.
Предусмотрены права на защиту и обжалование. Оба они обеспечены тщательно регламентированной процедурой, предполагающей, в частности, право чиновника на полный, конфиденциальный и обстоятельный доступ к своему досье ,право на помощь защитника и «право суда равных себе», т.е. дело чиновника рассматривает орган, включающий представителей его служебного уровня. Наконец, чиновник имеет «право на прощение», означающее, например, что выговор автоматически удаляется из его досье через три года, если за этот срок он не был подвергнут новым санкциям.
Обязанности чиновника
Обязанности носят стандартный характер: обязанность посвятить себя службе и только ей; запрет, за некоторыми исключениями, на параллельную частную профессиональную деятельность с ограничением доходности последней; обязанность отстраненности от частных интересов; обязанности лояльности, соблюдения достоинства.
Обязанность иерархического подчинения балансируется принципом разумного управления, автономией чиновника и правом на его участие в обсуждении. Если приказ одновременно и незаконен, и наносит серьезный ущерб интересам государства, то чиновник обязан его не исполнить. Но если приказ просто незаконен, он должен быть исполнен.
Другая группа обязанностей чиновника связана с информацией. Помимо соблюдения служебной тайны на госслужащего возложена обязанность профессиональной сдержанности, запрещающая ему сообщать постороннему лицу информацию, полученную им при исполнении служебных обязанностей. Последняя должна использоваться только в служебных интересах.
Также существует обязанность обеспечивать доступ заинтересованных лиц и организаций к открытым документам, а также разъяснять мотивы принятых решений. Эта обязанность была установлена Законами 1978 и 1979 гг., специально посвященными развитию отношений между администрацией и гражданами и мотивировке административных актов.
Ответственность госслужащих
Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей влечет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, уголовную ответственность.
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на служащих, делятся на четыре группы: предупреждение и выговор; понижение в ступени, временное отстранение от должности сроком до 15 дней; лишение звания, временное отстранение от должности сроком от шести месяцев до двух лет; увольнение.
Служащий, привлеченный к дисциплинарной ответственности, имеет право получить свое личное дело, а также помощь защитников по своему выбору. Любое дисциплинарное взыскание, кроме предупреждения и выговора, налагается на чиновника только после консультации с дисциплинарным советом. Заключение совета, как и решение о наложении взыскания, должно быть мотивировано.
Решение о взыскании может быть обжаловано в дисциплинарный совет. Члены совета должны иметь звание не ниже, чем у чиновника, обратившегося с жалобой. Отстраненный от своих обязанностей служащий сохраняет право на жалованье и все доплаты, предусмотренные законодательством. Его дело должно быть рассмотрено в четырехмесячный срок. Если в течение этого срока никакое решение не принято, он восстанавливается в должности. За некоторые преступления, специфические для государственной службы, такие как взяточничество, коррупция, подлог или превышение власти, чиновник несет уголовную ответственность. 11
Глава 5.Руководство государственной службой
Ответственность за проведение политики в области государственной службы несет премьер-министр. Согласно статье 13 Закона от 11 января 1984 года премьер-министр следит за исполнением положений статута о государственных служащих. Координацией и выработкой основных направлений политики в области государственной службы занимается Генеральное управление администрации и государственной службы. Управление организует межведомственные конкурсы на замещение должностей, опекает региональные институты администрации, Национальную школу администрации, руководит межведомственными штатами. Вместе с ним фактическое соуправление осуществляет Бюджетное управление Министерства экономики и финансов, в обязательном порядке проверяющее все акты, прямо или косвенно затрагивающие финансовые вопросы госслужбы.
В соответствии со статьей 13 Конституции Президент страны обладает исключительным правом назначения на ряд установленных законом ключевых постов, а по ряду должностей может делегировать эти свои полномочия премьер-министру, который производит назначения номенклатуры своего уровня плюс те, что ему делегировал Президент, утверждает ряд назначений, сделанных министрами, управляет межведомственным штатом гражданских администраторов, а также в целом отвечает за политику в области центральной госслужбы.
Защита корпоративных интересов чиновников возложена на консультативные органы - Высший совет центральной госслужбы, паритетные административные комиссии, паритетные технические комитеты и комитеты гигиены и безопасности. Эти коллегиальные органы обычно образуются из равного числа представителей администрации и делегируемых профсоюзными организациями чиновников. Высший совет в обязательном порядке дает свои заключения на любой законопроект, касающийся общего статута государственной службы, на любой проект особого статута, в также по любому вопросу, который ставят перед ним премьер-министр или 1/3 членов совета.
Франция является родоначальницей создания системы специализированных учебных заведений, выпускники которых пополняли ряды государственных служащих. Среди них наиболее престижны: Высшая нормальная школа, Политехническая школа, Национальная административная школа (ЭНА), Региональный институт администрации. Слушатели ЭНА специализируются на правовых и экономических проблемах управления. Право на поступление сюда имеют три категории граждан, каждая из которых проходит отдельный конкурс: -лица с высшим образованием и не старше 26 лет; -государственные служащие не старше 30 лет со стажем не менее 5 лет; -выборные должностные лица местных органов, а также руководители профсоюзов и общественных ассоциаций. По окончании школы, исходя из результатов экзаменов и зачетов, производится классификация выпускников, по итогам которой они назначаются на тот или иной пост. При этом подписывается личное обязательство работать на государство в течение 10 лет под залог возврата сумм, выплаченных слушателю во время обучения .
Выпускниками
ЭНА являются практически все высшие чиновники,
что способствует сохранению в их среде
корпоративных принципов.12
Заключение
Государственная служба во Франции представляет собой сложную бюрократическую систему.
Были рассмотрены основы законодательства госслужбы Франции. Установлено, что основными актами, регулирующими систему госслужбы, являются Законы 1983, 1984, 1986 гг., особые и специальные статуты. Отдельное место занимают Конституция 1958 г. и Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.
Выяснено, что госслужащий - понятие более широкое, чем чиновник. Отличие чиновника от других категорий госслужащих в том, что чиновник закреплен на службе на всю профессиональную жизнь.
В работе обозначены все этапы прохождения службы, включающие конкурсный отбор, непосредственное прохождение карьеры и прекращение полномочий.
Дана характеристика правового положения французских чиновников. Достаточно подробно освещены права, обязанности госслужащих, установлены критерии их ответственности.
В заключительном разделе внимание уделено управлению госслужбой во Франции. Установлено, что управление осуществляется не только вышестоящими органами (премьер-министр, президент), но и паритетными административными комиссиями, создаваемыми непосредственно в штате чиновников.
Проанализировав систему госслужбы во Франции, можно сделать вывод, что французская госслужба представляет собой всесторонне регламентированную, продуманную, высокоцентрализованную административную систему. «Есть определенный резон для российского стремления к этому идеалу». 13
Однако, с другой стороны суть французской государственной службы схожа с российской - это закрытая и подробно регламентированная система администрирования с чертами иерархичности, кастовости и верноподданности государству. Корпоративность - главная особенность французской госслужбы.
На этом фоне происходят некоторые перемены, но «в рамках столь знакомой нам по собственному опыту модели борьбы с бюрократией посредством создания новых бюрократических структур».14
Список
использованных источников и литературы
Источники:
Конституция Франции 1958 г.;
2.Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.;
3.Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих;
4.Закон от 11 января 1984 г., содержащий положения общего статута центральной публичной госслужбы;
5.Закон от 26 января 1984 г., содержащий положения о местной публичной службе;
6.Закон от 6 января 1986 г., содержащий положения статута о государственной медицинской службе
Литература:
1.Государственная служба в зарубежных странах. Сборник обзоров законодательства. М., 1996. - 166 с.
2.Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 440 с.