Автор: Власова Татьяна, 02 Декабря 2010 в 01:31, реферат
Государственная (публичная) служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службы. На государственной службе занято около 2 млн. человек, местной - 1,4 млн. и медицинской - 0,8 млн.
Введение………………………………………………………………...с 3
Глава 1.Законодательная основа госслужбы во Франции…………...с 6
Глава 2.Понятие и категории госслужащих………………………..…с 7
Глава 3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы…………………….…с 10
Глава 4.Правовой статус госслужащего…………………..................с 16
Глава 5.Руководство государственной службой………………….…с 20
Заключение…………………………………………………………….с 23
Список использованных источников и литературы…………….......с 25
Высшая - A - объединяет штаты чиновников с магистерской степенью, выполняющих функции по разработке концепций и руководству (атташе, гражданские администраторы и пр.). В категорию B входят чиновники среднего звена, имеющие диплом бакалавра или равноценные (административные секретари, контролеры и пр.). Последующие две категории охватывают работников практического уровня с более низким образованием, при этом категория D постепенно сокращается.
Как правило, вся карьера чиновника проходит внутри одной категории. Переход в более высокую, скорее, исключение. Каждой категории соответствует индексированная классификация, определяющая минимальный и максимальный оклады входящих в нее чиновников.
Каждая категория охватывает несколько рангов. Ранги - основное звено карьерной классификации. Это звание, дающее его владельцу право на занятие ряда соответствующих рангу должностей, является для чиновника важной гарантией стабильности его положения, его защитой от превратностей административной жизни. Иногда ранги называют классами. Каждый ранг делится на ступени, и вся карьера чиновника проходит, как правило, через повышение ступеней и рангов.
Должность - понятие, отдельное от ранга. Это конкретная рабочая позиция и соответствующая ей ставка в бюджетном расписании. Административный орган самостоятельно назначает чиновника на должность, соответствующую его рангу. Каждому рангу соответствует ряд должностей. 6
Глава 3.Процесс службы
Принцип равного доступа, закрепленный в Конституции, предполагает запрет любой дискриминации на основании пола, убеждений или взглядов кандидата. Однако этот принцип не является абсолютным. Если кандидат выражает несовместимые с должностью, на которую он претендует, взгляды, это служит основанием для отклонения его кандидатуры. В целом же Закон устанавливает пять условий допуска: наличие французского гражданства, обладание политическими правами, соблюдение законов, положительное отношение к законам о службе в армии, а также физическая пригодность для данной работы. Соблюдение принципа равного доступа контролируется судом, и поэтому на практике, кроме кандидатов, не удовлетворяющих требованиям закона и статута, отсеиваются лишь умственно отсталые либо явно безнравственные лица.
Допуск к государственной службе определяется принципом равенства, закрепленном в статье 6 Декларации прав человека и гражданина, согласно которой все граждане «в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям без каких-либо иных различий, кроме тех, которые обусловлены их добродетелями и талантами». Законодательно запрещается дискриминация при приеме на службу по признакам пола. Предпочтение при приеме на службу мужчинам или женщинам делается только исходя из специфики службы. На основании принципа свободы мнения и совести, провозглашенного Декларацией прав человека и гражданина, не допускаются ограничения при допуске к государственной службе по мотивам политического, философского или религиозного характера. Кроме того, особые статуты, конкретизируя общий статут, могут содержать особые условия приема на службу в конкретный персонал. Как правило, они касаются возраста, образования и стажа службы. Что касается возраста, то обычно закрепляется максимальный возраст. Применительно к служащим категории A он составляет обычно 35 лет, категорий B,C и D - 45 лет.
Конкурсный отбор
Конкурс считается наиболее демократичной процедурой, обеспечивающей соблюдение принципа равного доступа, а также наиболее эффективным способом отбора, поскольку позволяет выделить самых способных, основываясь на их заслугах и талантах.
Закон определяет конкурс как способ распределения ограниченного числа госдолжностей посредством испытаний, позволяющих независимому коллегиальному органу - жюри - классифицировать конкурсантов по их заслугам для последующего назначения на должности. Конкурс открывается постановлением соответствующего министра и может быть по его усмотрению объявлен либо исключительно «внешним» (еще его называют «учебным»), т.е. предназначенным только для кандидатов, лишь предполагающих поступить на госслужбу, либо «внутренним» или «конкурсом чиновником» , т.е. для продвижения служащих, уже имеющих определенный стаж, либо смешанным, открытым и для тех, и для других, что на практике чаще всего и делают. Постановление об открытии конкурса должно быть предано широкой огласке, достаточность которой определяет Административный суд.
Жюри образует орган, обладающий полномочиями назначать на открывающиеся должности. Оно должно быть беспристрастным и подчиняться регламенту конкурса. По результатам испытаний жюри составляет список пригодных, с точки зрения, кандидатов, ранжируя их в соответствии с полученными оценками. Оно вправе вообще не одобрить ни одного кандидата либо представить дополнительный список. Этим полномочия жюри исчерпываются. Его положительная рекомендация дает лишь возможность, а не право получить должность.
Само назначение проводится органом или лицом, объявившим конкурс. Организатор конкурса должен учитывать рекомендации жюри: придерживаться представленного жюри списка, а также установленной им ранжировки кандидатов, но в принципе может и вообще отказаться от назначения кого-либо на должность. Лицо, получившее назначение, не сразу приобретает статус чиновника, а получает должность-стажера либо ученика.
Административный суд контролирует законность конкурсов и производимых по их итогам назначений. Любой участник конкурса имеет право обжаловать его результаты. Если жалоба признана правомерной, то итоги конкурса аннулируются, и он проводится заново.
Принцип конкурса не является универсальным. Закон и общий статут допускают и другие процедуры - использование списков пригодности, профессиональные экзамены или даже в некоторых случаях произвольный выбор. Есть перечень высших должностей, назначение на которые производится по решению правительства. Это так называемые политические должности - генеральный секретарь, префект, посол и пр. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться правительством с согласия суда. Это дает правительству большую свободу в назначениях. Но лицо, назначенное подобным образом и не состоявшее до тех пор на госслужбе, посредством такого назначения статуса чиновника не приобретает.
Решения о назначениях данного уровня, разумеется, принимаются с учетом политических взглядов кандидатов, а обладатели этих постов обязаны соблюдать лояльность по отношению к правительству. При этом их могут уволить безо всяких проступков с их стороны, по одним лишь соображениям целесообразности.
Для некоторых должностей категории A, в основном в службах контроля и инспекций, особые статуты на определенных условиях допускают произвольный выбор администрации. Особые статуты для других категорий также не исключают внеконкурсных способов набора, если замещаемая должность не настолько важна, чтобы было целесообразно применять сложную и дорогую конкурсную процедуру.
Кроме того, существуют так называемые зарезервированные должности, предусмотренные Кодексом военных пенсий по инвалидности и жертвам войны и некоторыми другими актами. На эти должности в виде благодарности, компенсации за инвалидность или возмещения ущерба принимаются только инвалиды, сироты войны, вдовы, военнослужащие.7
Прохождение карьеры
Французское законодательство различает активную государственную службу и иные состояния на государственной службе. К числу иных состояний Закон от 11 января 1984 года относит: откомандирование, вывод за штат, перевод в резерв, несение военной службы, отпуск по уходу за детьми.
Откомандирование мотивируется государственными интересами. Откомандированный чиновник выводится за штат органа, но продолжает пользоваться в нем правами на продвижение по службе и пенсию. Командирование может быть краткосрочным (до 6 месяцев) и долгосрочным (до 5 лет) с возможным продлением.
Вывод за штат заключается в том, что чиновник теряет право на продвижение по службе и пенсию. Он подчиняется правилам новой службы.
Чиновник может быть переведен в резерв по причине продолжительной болезни или длительного отпуска. По окончании срока нахождения в резерве чиновник может быть уволен с согласия паритетной административной комиссии, если он предварительно трижды отказался от предложенных ему должностей.
При прохождении военной службы чиновник теряет право на получение оклада в учреждении, из которого он был призван. При прохождении военной подготовки он получает оплачиваемый отпуск.
Отпуск по уходу за детьми предоставляется матери или отцу ребенка сроком на два года.
Закон устанавливает пятилетний мораторий на переход государственных служащих в частные предприятия
Продвижение чиновника по службе проводится на основе оценки его профессиональных качеств. Оценка проводится его непосредственным начальником по 20-бальной шкале. Руководитель службы обязан ежегодно сообщать чиновнику его оценку. Последний подписывает учетную карточку и вправе вносить в нее свои замечания. Вынесенная оценка может быть обжалована чиновником в административном суде в двухмесячный срок.
Существует два вида повышения: по ступени и по рангу. Повышение по ступени производится в рамках ранга и больше связано с выслугой лет, чем с достоинствами работника: хорошие оценки могут ускорить повышение ступени, но плохие не могут ему воспрепятствовать, если чиновник достиг максимального стажа в данном классе. В последнем случае повышение является правом чиновника и происходит автоматически.
Что касается повышения по рангу, то необходимый стаж работы является лишь предварительным условием, позволяющим претендовать на него. Далее все решают заслуги претендента, оцениваемые одним из трех способов: внесение в список лиц, представленных к повышению, профессиональный экзамен перед включением в эти списки и обычный конкурсный профессиональный отбор. Органы, присваивающие более высокий ранг, должны строго придерживаться не только списков, но и очередности претендентов в них. Число вакансий ограничено, так как структура штата - процент носителей каждого ранга - величина постоянная. Система профэкзаменов позволяет отдельным чиновникам «перескочить» через ранг. Есть и некоторые гарантии от произвола - возможность апелляции в паритетные административные комиссии, в Высший совет центральной госслужбы или в административный суд. 8
Прекращение службы
Окончательное прекращение служебных функций, которое влечет за собой утрату статуса чиновника, наступает в следующих случаях: выход на пенсию, согласованного ухода в отставку, увольнения, отставки.
Для так называемых подвижных чиновников пенсионный возраст составляет 60, для «оседлых» - 65 лет. Этот рубеж для администрации обязателен. Смягчающие меры в основном направлены не на продление срока службы, а на более ранний постепенный выход из нее.
Кроме того, любой чиновник может при стаже 15 лет попросить выхода на пенсию, которая буде выплачиваться ему по достижении пенсионного возраста. Источники пенсий - отчисления из оклада чиновника (7%) и взносы государства. Размер пенсии зависит от последнего оклада и ежегодных доплат. Он ограничен 75 % от последнего или максимального общего оклада.
Чиновник может быть снят с работы в качестве высшей дисциплинарной санкции и по соответствующей процедуре. Это «высшая мера» автоматически влечет потерю права на пенсию. Кроме того, он может быть уволен с согласия паритетной комиссии по доказанной профнепригодности, а также по Закону об освобождении кадров. В этом случае он получает право на пособие.
Утрата французского гражданства, лишение гражданских прав, запрещение судебным органом занимать должность на публичной службе, невосстановление в должности вследствие служебного проступка влекут за собой увольнение с публичной службы.
Даже после прекращения карьеры чиновник обязан сохранять по отношению к государству обязательства сдержанности и беспристрастности. Это выражается в запрете на занятие некоторыми видами частной деятельности.9
Глава 4. Правовой статус государственного
служащего
Права
чиновника
Общегражданские
права
На
чиновника распространяется принцип свободы
мнения, восходящий к Декларации прав
человека и гражданина и закрепленный
в Конституции 1946 г., гласящей, что «никто
не может быть ущемлен в своей работе или
должности на основании своего происхождения,
своих мнений или убеждений», а также в
общем статуте, определяющем права и обязанности
служащих. Это «новшество» было законодательно
введено для французских чиновников лишь
в 1983 г. как запрет на дискриминацию по
мотивам взглядов и убеждений. Статус
распространяется на все стадии карьеры
и гарантируется запретом на любые упоминания
взглядов, политической, философской или
религиозной деятельности чиновника в
его документах или досье, а также принципом
конкурсного набора на основании деловых
качеств и самой системой закрытой карьеры.
Права
чиновника как наемного работника
Главное из них - право на вознаграждение, включающее оклад, постоянно индексируемый в сторону увеличения в соответствии с изменением прогрессирующей минимальной ставки межпрофессиональной зарпалаты, а также ряд пособий. К ним относятся пособие на жилье, доплата на содержание семьи, а также так называемые дополнительные пособия, о которых документ, одобренный французским МИДом, говорит, что они «характеризуются одновременно большим разнообразием и окружающей их тайной». Они различаются по министерствам, видам служб и даже отдельным группам служащих, приводя к серьезному неравенству в реальном вознаграждении, выплачиваемом служащим. Законом 1983 г. правительство попыталось ограничить данную практику, установив, что пособия могут вводиться только законами или регламентами, но при этом было оговорено сохранение всех пособий, выплачиваемых чиновникам на момент принятия Закона. Было подчеркнуто, что норма Закона 1983 г. должна применяться с условием сохранения ранее полученных прав.