Автор: Власова Татьяна, 02 Декабря 2010 в 01:31, реферат
Государственная (публичная) служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службы. На государственной службе занято около 2 млн. человек, местной - 1,4 млн. и медицинской - 0,8 млн.
Введение………………………………………………………………...с 3
Глава 1.Законодательная основа госслужбы во Франции…………...с 6
Глава 2.Понятие и категории госслужащих………………………..…с 7
Глава 3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы…………………….…с 10
Глава 4.Правовой статус госслужащего…………………..................с 16
Глава 5.Руководство государственной службой………………….…с 20
Заключение…………………………………………………………….с 23
Список использованных источников и литературы…………….......с 25
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Законодательная основа госслужбы во Франции…………...с 6
Глава 2.Понятие и категории госслужащих………………………..…с 7
Глава 3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы…………………….…с 10
Глава
4.Правовой статус госслужащего…………………...........
Глава 5.Руководство государственной службой………………….…с 20
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………….......с 25
Введение
Тема реферата - « Государственная служба во Франции». Такой выбор обусловлен, прежде всего, интересом к организации государственной службы в одной из ведущих капиталистических держав.
Государственная (публичная) служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службы. На государственной службе занято около 2 млн. человек, местной - 1,4 млн. и медицинской - 0,8 млн.
Местная публичная служба начала формироваться во Франции в середине 1980-х годов. Законами от 13 июля 1983 года и от 26 января 1984 г. для государственной и местной служб был установлен единый табель классификации персонала, должностей и чинов.1
Французская система администрации во многом представляла для России нечто вроде недостижимого идеала упорядоченной государственной организации. И во многом организации госслужбы в России и Франции были похожи (внешними чертами), особенно в некоторые исторические периоды.2
Интересно сравнить некоторые черты государственной службы Франции с особенностями, присущими госслужбе в России.
Изучение бюрократической системы Франции, уходящей корнями во времена абсолютизма, единой централизованной административной системы, позволяет сделать выводы о некоторой преемственности российской госслужбы.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что и в России и во Франции наблюдается один и тот же процесс централизации государственной службы, именно поэтому для объективной характеристики и оценки системы отечественной госслужбы необходимо подробным образом изучить и проанализировать принципы государственной службы во Франции.
Целью исследования является изучение особенностей организации госслужбы во Франции.
Задачи, требующие подробнейшего рассмотрения, следующие:
1.Законодательная основа госслужбы во Франции;
2.Понятие и категории госслужащих;
3.Процесс службы: конкурсный отбор, поступление на службу, прохождение карьеры, прекращение службы;
4. Правовой статус госслужащего;
5.Руководство государственной службой.
При написании работы я руководствовалась различной литературой.
Во-первых, следует выделить сборник обзоров законодательства - «Государственная служба в зарубежных странах».
Детальной характеристике организации государственной службы во Франции посвящена статья Пилипенко А.Н. Автор описывает все ступени прохождения государственной службы французскими чиновниками, начиная с права допуска к государственным должностям и заканчивая мотивами прекращения служебных полномочий. Подробно дается перечень оснований, по которым может быть отказано в приеме на государственную службу, дана характеристика трех видов конкурсного отбора на службу, описание права на продвижение по службе, причины прекращения служебной деятельности.
В статье затронута тема руководства государственной службой во Франции, проведения политики в этой сфере.
Во-вторых, необходимо отметить учебное пособие «Государственная служба (комплексный подход)», которое во главе 5 представляет не только организацию и правовое регулирование госслужбы во Франции, но и традиции ее государственной бюрократии, современные попытки ее реформирования.
В пособии рассматриваются категории чиновников и структура «полноправного чиновничества».
Тщательному анализу подвергается концепция карьеры или закрытой госслужбы, которая, по утверждению автора имеет «достаточно серьезное идеологическое обоснование». Автор отмечает такие недостатки госслужбы Франции, как несменяемость кадров, приоритет стажа над деловыми качествами и пр.
Представлена информация о правовом статусе государственного служащего Франции. Отдельно рассматриваются общегражданские права чиновника, его права как наемного работника и специфические права. Анализируются обязанности чиновника.
Наконец, третье пособие, которое использовалось при написании работы - «Государственная служба и государственные служащие во Франции». В этой книге полностью освещено правовое положение госслужащего (права, обязанности, ответственность). Дана оценка законодательной базе государственной службы Франции.
При написании работы использовались различные источники, среди которых можно выделить:
Конституцию Франции 1958 г.;
Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1789 г.;
Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях служащих;
Закон от 11 января 1984 г., содержащий положения общего статута центральной публичной госслужбы;
Закон от 26 января 1984 г., содержащий положения о местной публичной службе;
Закон от 6 января 1986 г., содержащий положения статута о государственной медицинской службе.
Структура работы следующая: введение, пять глав, заключение, список использованных источников и литературы.
Во введении содержится обобщение материала, определена цель и поставлены задачи работы, раскрыта актуальность исследуемой темы, дана характеристика использованных источников и литературы, обозначена структура работы.
Первая глава посвящена анализу законодательной базы госслужбы Франции, отдельное внимание уделено статутам, как нормативно-правовым актам, регулирующим правовое положение чиновников.
Вторая глава освещает вопрос определения понятия государственного служащего, категорий французского чиновничества. Акцент поставлен на отсутствие нормативного определения государственного служащего.
Весь процесс прохождения службы затрагивается в третьей главе, где
рассматривается характер допуска к государственной службе, принцип и технология конкурсного отбора, прохождение карьеры, ее завершение.
Следующая глава целиком посвящена определению правового статуса чиновника во Франции.
Наконец, в пятой главе освещается вопрос руководства и подготовки чиновников к государственной службе, проблема ответственности за проведение политики в области государственной службы.
Заключение посвящено обобщению материала, характеристике поставленных задач, анализу результата их решения.
Глава 1. Законодательная основа госслужбы
во Франции
Французское законодательство достаточно полно и четко регулирует организацию государственной службы. Ее основные принципы закреплены в Конституции 1958 года, а также в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле Конституции 1946 года. Статья 34 Конституции 1958 года относит "установление категорий публичных учреждений" и "основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим" к сфере законодательного регулирования. Декларация прав человека и гражданина провозглашает принцип равного доступа граждан к публичной службе (ст. 6), а Преамбула Конституции 1946 г. - свободное определение условий труда и право на забастовку. 3
Отдельное место в механизме нормативно-правового регулирования публичной службы занимают статуты - нормативные акты, регулирующие правовое положение чиновников. Различают общий, особые и специальные статуты. Общий статут публичной службы применяется ко всем чиновникам. Его положения содержатся в четырех законах: Закон от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях чиновников; Закон от 11 января 1984 г., содержащий положения статута о центральной публичной службе; Закон от 26 января 1984 г., содержащий положения о местной публичной службе; Закон от 6 января 1986 г., содержащий положения статута о государственной медицинской службе.
Кроме того, существуют и особые статусы, регламентирующие специфику применения общего статута к служащим, входящим в определенный штат (корпус) чиновников). В них, как правило, фиксируются функциональные обязанности служащих, условия и порядок принятия на службу, продвижение по службе и присвоение соответствующих чинов и рангов. Особые статуты принимаются декретом Государственного совета после консультации с Высшим советом центральной государственной службы.
Ряд принципиальных положений, касающихся государственной службы, содержится в решениях Конституционного совета.
Глава 2.Понятие и категории государственных
служащих.
Во французском законодательстве отсутствует определение понятия «государственный служащий». Закон от 13 июля 1983 года определяет круг лиц, обладающих статусом чиновника. Это гражданские служащие центральной государственной администрации и администрации регионов департаментов, коммун и их учреждений, за исключением служащих палат парламента и судей общих судов.
По французскому праву чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в штат и получившее ранг в административной иерархии. Госслужащий - понятие более широкое: это лицо, основной деятельностью которого является участие в несении административной службы в пользу госоргана. Таким образом, все чиновники - госслужащие, но не все госслужащие - чиновники. Если чиновник по определению связан с госслужбой на всю профессиональную жизнь фактом включения его в штат и присвоения ему ранга, то другие категории госслужащих рассматриваются как люди временные или, во всяком случае, не до конца интегрированные в систему. К таким категориям относятся:
Почасовики, т.е. лица, нанятые для выполнения определенной ограниченной задачи (исследования, разработки, обучение и т.п.) на условиях повременной оплаты в соответствии с расценками госслужбы, но не более чем на 120 часов в месяц;
Работники по контракту, нанимаемые на 3-х летний срок с возможностью однократного его продления на должности, как правило, либо технические, узкоспециальные, либо возникшие лишь недавно и потому еще не включенные в штат. Сам контракт может носить характер либо административно-правовой, если предполагается участие служащего в отправлении каких-либо управленческих функций, либо частноправовой;
Помощники - служащие, нанятые без контракта, т.е. односторонним решением администрации для выполнения временной работы; на практике это обходной маневр, позволяющий обойти нормы права госслужбы; помощник не пользуется защитой ни статута госслужбы, ни трудового права;
Чиновники-стажеры, т.е. служащие, назначенные на постоянную должность, но с испытательным сроком от 6 месяцев до 2 лет; по итогам стажировки они сдают тесты, после чего могут быть зачислены в штат, уволены, либо статус категорий служащих как бы «второго сорта», которые хотя и работают в госаппарате, но не имеют гарантий и привилегий, предусмотренных статутом чиновника.4
Таким образом, правовая доктрина и административная практика различают понятия "служащий" и "чиновник". Правовое положение чиновника характеризует включение на постоянной основе в штат государственного органа на должность, соответствующую его чину (рангу) в административной иерархии. 5
Важным понятием является штат (корпус) - объединение чиновников, выполняющих примерно одинаковую работу (гражданские администраторы, инспекторы казначейства, учителя и др.). В системе центральной госслужбы Франции существует около тысячи штатов (корпусов). В зависимости от выполняемых функций и условий поступления на госслужбу чиновничество внутри штата (корпуса) подразделяется на четыре категории: A, B, C, D. Каждая определяется уровнем найма и характером исполняемых функций.