Глобальное управление как мировая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:20, реферат

Описание работы

Стремительное развитие мировой цивилизации само собой порождает проблемы управления стихийными процессами, то есть глобального управления. Существует множество трактовок этого определения. Результаты мирового кризиса 2008 года дали почву для обсуждения этой проблемы на новом уровне, они показали резкое несоответствие «между реальной финансово-экономической глобализацией мира и отставанием политической глобализации, по сути - отсутствием адекватного вызовам XXI века политического мироустройства» ( Вебер, «Современный мир и проблема глобального управления», «Век глобализации», 2009, № 1)

Содержание

Актуальность выбранной темы
Глобальное управление: понятие, концепции, теории
Реальность глобального управления в мире
Проблемы глобального управления
Итоги и выводы. Возможное решение поставленных проблем
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Глобальное управление как мировая проблема.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

 

Демографические изменения. Грядущее поколение станет свидетелем колоссальных и сложных изменений в мире. Первостепенная проблема будет заключаться в адаптации к громадному приросту населения. По прогнозам демографов в ООН и других организациях, численность мирового населения, прежде чем стабилизироваться, увеличится в полтора

раза: с 6 млрд человек  в 2000 году до 9 млрд человек в 2050 году (United Nations, 2005; и U.S. Census Bureau). В большинстве  обсуждений демографических тенденций  в последние годы основное внимание уделялось неуклонному увеличению численности пожилого населения и влиянию, которое оно будет оказывать на налоговое бремя и оказание услуг здравоохранения и других социальных услуг. Еще более сокрушительным будет ожидаемое давление на перспективы развития. Все эти 3 млрд человек, составляющие указанный прирост, будут жителями развивающихся стран, в которых в настоящее время большинство населения живет в условиях бедности.

 

Главная из Целей в  области развития Декларации тысячелетия (ЦРТ), принятых лидера-

ми почти всех стран  в 2000 году, состоит в сокращении вдвое  уровня крайней бедности за период между 1990 и 2015 годом. В глобальном масштабе эта цель может быть достигнута, и даже отстающие регионы в  настоящее время, как минимум, обеспечивают достижение целевого показателя роста доходов на душу населения. Поддержание этого прогресса в ходе преобразований в предстоящие десятилетия потребует стратегического руководства в богатых и бедных странах, многосторонних учреждениях, частном секторе и гражданском обществе, а также сотрудничества между ними. Эти суровые демографические реалии углубляют расхождение во мнениях относительно издержек и выгод глобализации, а также относительно того, кто выигрывает, а кто проигрывает в результате глобализации экономических сил, отождествляемой с распространением рыночных идей. Сомнения в том, что глобализация имеет «человеческое лицо», и в том,

что она приносит реальные блага всем и позволяет сократить мировую бедность, угрожают возродить негативную реакцию на процесс в целом — реакцию, которая обращала вспять эпизоды глобальной интеграции в прошлом и широко и зловеще обострилась всего несколько лет назад.

 

Энергоресурсы. Другая жизненно важная и усиливающаяся глобальная проблема связана с обеспечением энергоресурсами. Так, уже сейчас 2 млрд человек не имеют доступа к

электроэнергии. В результате прироста мирового населения на 3 млрд человек к 2050 году число потенциальных новых потребителей составит 5 млрд человек, что на миллиард больше,чем число людей, имеющих доступ к электроэнергии в настоящее время. В одном только секторе электроэнергетики масштабы усилий, которые потребуются для удовлетворения этого дополнительного спроса, представляют собой грандиозную

проблему, даже если оставить в стороне связанные с этим задачи по модернизации транспорта (более широкое использование гибридных автомобилей, работающих на электроэнергии), уменьшению загрязнения окружающей среды и минимизации изменений климата, вызываемых человеческой деятельностью. Масштабы инвестиций в новые источники производства и распределения электроэнергии, необходимые для удовлетворения растущего спроса, будут огромными, даже без учета замены и обновления существующих мощностей или введения более чистой технологии. Будущие требования к энергоснабжению невозможно удовлетворить без активного стратегического руководства

и координации. Глобальный энергетический рынок уже существует, и глобальные учреждения ведут наблюдение за рынками, представляя различные стороны. Но даже несмотря на это, поскольку значительная часть инвестиций в энергоресурсы, будь то нефть, природный газ, биомасса, атомная энергия или альтернативные источники энергии, управляются частными компаниями или парагосударственными предприятиями, частный сектор и национальные интересы представлены более широко, чем глобальные общественные интересы.

 

В области, где ожидаются крупномасштабные, долгосрочные, интенсивные инвестиции, которые могут вызвать серьезные вторичные эффекты для окружающей среды и отразиться на прибыльности других инвестиций в тот же сектор или связанные с ним сектора, система глобального управления энергоресурсами отсутствует. Не существует системы отсчета, в которой предприятия частного и государственного секторов могли бы оценивать значимость влияния других участников на их действия и планировать свои собственные действия и корректировки в более долгосрочной перспективе, чем могут

обеспечить автономно  функционирующие рынки.

 

Здравоохранение. Значение вторичных эффектов или цепной реакции в глобальном здравоохранении является еще более самоочевидным. Раздробленность институциональных подходов в глобальном здравоохранении вызывает беспокойство. Разумеется, то, что благотворительные организации и специальные фонды предоставляют дополнительные

ресурсы на цели искоренения заболеваний, является отрадной тенденцией. Однако расширение числа финансируемых донорами программ ставит вопросы относительно обеспечения надлежащей подотчетности. Кроме того, возникает опасность того, что эти усилия могут в конечном итоге приводить к борьбе с конкретными заболеваниями вместо

устранения коренных причин, представляющих угрозу для глобального здравоохранения, а именно бедности, слабости институтов и недостаточных инвестиций в системы общественного здравоохранения, особенно в развивающихся странах (Waldman, 2007).

 

Главное учреждение глобального общественного здравоохранения, ВОЗ, не получает достаточного финансирования, чрезмерно ориентирована на целевые проекты и плохо приспособлена для осуществления инвестиций в учреждения охраны здоровья и системы общественного здравоохранения. Всемирный банк отчасти может восполнить существующие пробелы и делает это, но его кредиты на цели здравоохранения независимы от ВОЗ и официально не скоординированы с ней. Существует четкая необходимость межотраслевого, межминистерского и межучрежденческого подхода в глобальном здравоохранении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги и  выводы. Возможное решение поставленных проблем

 

Для повышения эффективности  управления глобальными взаимодействиями требуются меры по трем направлениям:

  1. рационализация отношений между суверенными государствами,
  2. модернизация существующих многосторонних учреждений
  3. создание эффективного органа надзора.

 

Первым и  наиболее важным направлением является реформирование процесса, посредством которого политические лидеры стран собираются на высшем или министерском уровне для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. Ответственность за разработку глобальной

системы в значительно большей степени лежит на правительствах стран, чем на международных организациях как отдельных учреждениях. Эти организации построены на основах членства и руководятся и направляются официальными органами стран, в том числе министерствами финансов, энергетики, здравоохранения и развития. До тех пор пока взаимодействия между этими органами не будут отражать взаимосвязи между проблемами финансов, бедности, здравоохранения, энергетики и безопасности, и до тех пор пока они не начнут отражать реалии расширенного и глобализированного мира нового столетия, никакие усилия по реформированию этих учреждений не смогут принести удовлетворительных результатов. Кроме того, маловероятно, что ре-

формирование международных  организаций и глобального управления в целом будет вполне успешным без расширения числа участников встреч на высшем уровне и усиления

их полномочий.

 

Вторым направлением является модернизация системы многосторонних учреждений. Некоторые, подобно МВФ, считаются эффективными, но недостаточно политически легитимными, другие же, например, ООН — наоборот. За последние два года МВФ разработал программу конкретных реформ, которая, если она будет реализована решительно и в полном объеме, может дать ответы на поставленные вопросы относительно его политической легитимности. Главные элементы этой программы, относящиеся к управлению, заключаются в том, чтобы расширить влияние динамичных и быстрорастущих регионов, соответственно уменьшив влияние доминировавших ранее стран, роль которых в мировой экономике относительно снизилась по сравнению

со странами с формирующимся рынком, и принять более открытые и прозрачные процедуры выбора собственного руководства.

 

Третьим направлением является формирование нового мандата для увязки существующего спектра международных организаций с глобальными проблемами. Создание этого нового мандата должно быть приоритетной задачей для нового глобального координационного комитета глав государств. ЦРТ представляют пример комплексного, многосекторного подхода к борьбе с глобальной бедностью, и благодаря этому они позволяют объединить цели гендерного равенства, всеобщего образования, здравоохранения и экологической устойчивости. ( Джеймс M. Ботон и Колин И. Брэдфорд мл. Глобальное «Глобальное управление: новые участники, новые правила. Почему модель ХХ века

нуждается в модернизации», 10 Финансы & развитие декабрь 2007)

 

Эволюция человечества всегда была и в значительной мере остается стихийным процессом. Неотъемлемое свойство стихийных процессов – их инерционность. Формы социальной жизни закрепляются и воспроизводятся посредством религиозных верований, обычаев, моральных и правовых норм, политических институтов. В условиях медленных или сравнительно медленных темпов развития это не создавало проблем глобального масштаба. Но в ХХ веке положение человечества радикально изменилось. Модели мирового развития, основанные на экстраполяции в будущее сегодняшних реальных тенденций, определенно указывают на снижение способности обществ адаптироваться к новым условиям в порядке «самонастройки». Негативные тенденции и угрозы нарастают быстрее, чем сказываются результаты спорадических, разрозненных и постоянно запаздывающих усилий поставить их под контроль.

Пытаясь обнаружить то «твердое ядро» в организации мирового общества, которое может придать  ему целостность, идентичность и  способность ответить на вызовы времени, исследователи приходят к выводу, что его следует искать в проблематике международного управления11. Проблема глобального управления (управляемости) уже давно витает в воздухе. Серьезные наблюдатели признают – «наша планета плохо управляется» (Г.Шмидт), некоторые идут дальше, квалифицируя состояние мировой системы как близкое к хаосу.

 

При всей важности повышения  авторитета и эффективности ООН  этого уже недостаточно. Эффективное  управление невозможно без управляющих  органов, наделенных властными полномочиями. Применительно к глобальному  социуму речь идет об институтах наднациональной власти, тогда как ООН может действовать лишь с согласия представленных в ней национальных государств. Существующая международная институциональная система не может обеспечить должного уровня управляемости глобальными процессами. В отсутствие институтов, обладающих необходимыми властными полномочиями, и упирается, по существу, проблема обретения человечеством качеств субъекта, способного направлять свое развитие.

 

Говоря о глобальном управлении, следует подчеркнуть, что это, прежде всего, управление процессами, а не территориями. Управление не «вместо» национальных государств, а вместе с ними. Укрепление института государства – важнейшее условие создания более стабильного и управляемого мирового порядка17. Глобальное управление подразумевает и механизмы саморегулирования на основе использования международно-признанных индикаторов – измеряемых и поддающихся проверке параметров, соблюдение которых необходимо, чтобы обеспечить желаемый вектор изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Глобализация не означает «конца политики» и не обрекает на безальтернативность. Задача «текущего  момента» – преодолеть отставание «политической глобализации» от экономической, институционально обеспечить необходимый уровень управляемости тем глобальным миром, в котором все мы сегодня живем. Другими словами, придать международному сотрудничеству новое качество, адекватное изменившимся условиям бытия человечества, новым условиям обеспечения международной безопасности во всех ее ипостасях, новому уровню взаимозависимости стран и народов.

Для оценки предлагаемых проектов и концепций глобального  управления необходим соответствующий  временной масштаб. То, что кажется  невозможным сегодня, может осуществиться  в будущем. Кто бы мог в середине XIX века вообразить себе появление спустя сто лет Организации Объединенных Наций? Кто мог полвека назад представить себе, что из Европейского объединения угля и стали вырастет нынешний Европейский союз? Разница в том, что для решения осаждающих человечество проблем остается все меньше времени. Поэтому действовать надо сейчас – только так можно приблизиться к установлению приоритета человека в XXI веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. «Глобальное управление: новые участники. Новые правила.( почему модель 21 века нуждается в модернизации)» Джеймс М. Ботон, Колин И. Брэдфорд мл.
  2. «Аналитические материалы. Определение теоретических подходов. Проблемы глобального управления: выбор аналитической парадигмы.» О. Н. Баранов.
  3. «Проблематика глобального управления в мировой политике» О. Н. Баранов
  4. Статья « Концепции и проблемные аспекты глобального управления как научно-прикладной дисциплины» Соколова А. А.
  5. «Современный мир и проблема глобального управления» А. Вебер
  6. Статья « Становление системы глобального управления» В. Соколенко
  7. «Глобальное управление как предмет политологического исследования: концептуальные характеристики» Н. C. Швейкина

Информация о работе Глобальное управление как мировая проблема