Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа
Глобализация представляет собой объективный социально-экономический процесс, начавшийся в 1980—1990 гг., приводящий к формированию единого мирового экономического пространства. На сегодняшний день она является высшей ступенью интернационализации экономической жизни, ее специфической формой, отражающей усиление уже существующей в мире взаимозависимости хозяйствующих субъектов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и предпосылки глобализации……………………………………..5
1.2. Основные направления глобализации……………………………………....9
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ…………………………………………………………………..12
2.1. Финансовые аспекты глобализации……………………………………….12
2.2. Роль государства на новом этапе экономической глобализации………..19
ГЛАВА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ИХ СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ……………………………………………...24
3.1. Преодоление бедности и отсталости………………………………………24
3.2. Проблема мира и демилитаризации……………………………………….27
3.3. Экология и демографическая проблема…………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….36
В опубликованном в 2008 г. докладе "Государство в меняющемся мире", в частности, говорится о невозможности обеспечения устойчивого экономического и социального развития без эффективного государства. Авторы считают неверной саму постановку вопроса о большем или меньшем его участии в экономике, поскольку польза или зло от деятельности государства, как, впрочем, и любого другого субъекта, определяется не ее размахом, а эффективностью. Пока именно государство обеспечивает легитимность действий транснациональных игроков. В условиях глобализации претерпевают изменения только инструменты и методы государственного вмешательства в хозяйственную жизнь[1]. Говорить об отмирании государства в результате активизации роли транснациональных экономических агентов можно лишь как о тенденции с неизвестными перспективами. В современном же мире полностью сохраняют свое значение и государство, и национальные интересы.
Другое дело, что интересы, которые отстаивает конкретное правительство в определенный момент времени, далеко не всегда являются подлинно национальными. Выявить национальный интерес в той или иной области вообще весьма непросто, хотя бы потому, что приходится иметь дело с взаимно противоречивыми интересами различных групп населения - производителей и потребителей, работодателей и работников, предпринимателей и предпринимателей и т.д.
Отношение к глобализации противоречивое, что вызвано неоднозначностью оценки ее выгод и недостатков, неодинаковым восприятием на разных уровнях, в разных странах и разными фирмами ее последствий, основными из которых можно считать:
во-первых, повышение динамизма мировой экономики, обусловленное более свободным перемещением финансов, инвестиций, товаров, услуг, технологий и характеризующееся:
1) ускорением процессов разработки и внедрения новинок, формирования высокотехнологичных отраслей;
2) быстрым увеличением производства на предприятиях ТНК (свыше 10% в год) и экономии на масштабах, что может привести к сокращению издержек и снижению цен;
3) высокими темпами развития ряда стран (новых индустриальных), которые обеспечили их за счет привлечения капиталов и технологий из-за рубежа и своей дешевой рабочей силы;
4) устранением зависимости национальных экономик от наличия ресурсов;
5) углублением разделения труда и специализации под воздействием международной конкуренции;
6) высокими темпами роста слияний и поглощений (40% в год);
во-вторых, усиление неравномерности мировой экономики вследствие:
1) экспансии горстки развитых стран, обеспечиваемой огромным производственным и научно-техническим потенциалом, высокой конкурентоспособностью экономики, наличием квалифицированной рабочей силы;
2) появления новых индустриальных стран, которым удалось адаптироваться к процессам глобализации и либерализации, добиться высокого, хотя и нестабильного роста за счет иностранных инвестиций и технологий, развития экспорто-ориентироваиного производства и инфраструктуры;
3) неспособности большинства государств на равных с высокоразвитыми странами участвовать в глобализации, а поэтому скатывание их к маргинализации и разорению.
Основной проблемой участия развивающихся стран в глобализации является неконкурентоспособность их хозяйствующих субъектов по сравнению с компаниями развитых стран из-за низкого уровня развития производства и технологий. Существующая система международного разделения труда основывается на том, что развитые страны выступают поставщиками безграничных нематериальных ресурсов — технологий, информации, наукоемкой продукции, капитала; развивающиеся страны поставляют ограниченные материальные ресурсы, сырье и энергию.
Все попытки развивающихся стран догнать развитые за счет производства и экспорта полуфабрикатов и сырья обречены на неудачу, поскольку они постоянно обесцениваются по отношению к готовой продукции (до 40-45% за десятилетие), в результате чего эти страны теряют до 5-6% ВВП. Таким образом, структура международного разделения труда оказывается бесперспективной для большинства из них.
В-третьих, рост глобальной нестабильности мировой экономики, основными причинами которой являются:
1) сохраняющаяся цикличность мирового экономического развития и стихийность мирового рынка, в результате чего в условиях взаимозависимости стран кризисные процессы легко переходят с одной экономики на другую (в свою очередь, глобализация еще более усиливает нестабильность мировой экономики);
2) неконтролируемое накопление транснационального краткосрочного капитала, который в силу своего спекулятивного характера способен увеличивать размах конъюнктурных колебаний, порождать национальные и региональные финансовые кризисы и даже расшатывать политические системы;
3) неустойчивость мировой финансовой системы и финансовых рынков, являющаяся одной из наиболее острых проблем мировой экономики, способная разрушить все ее достижения нескольких десятилетий.
Неустойчивость вызвана обстоятельствами, о которых говорилось выше (внедрение информационных технологий, либерализация, отрыв финансовых потоков от материальных, а также реальных потребностей экономики; финансовые спекуляции; дерегулирование банковской сферы). Глобализация финансовой сферы формирует новый механизм принятия основополагающих решений, в результате чего мировой коллективный инвестор определяет внутреннюю экономическую ситуацию во многих странах. Либерализация, усиление взаимозависимости стран и НТП ограничили способность даже развитых стран осуществлять контроль над внутренними и основными международными процессами, политикой международных организаций; вынудили передать последним часть своих полномочий, а развивающиеся страны лишены такой возможности.
Таким образом, в условиях глобализации роль государств не столько снижается, сколько качественно меняется; государство не создает препятствия конкуренции, а помогает конкурировать, способствует усилению конкурентоспособности национальных фирм, развивая инфраструктуру, науку, образование. В то же время создание глобализироваиного мирового порядка требует готовности к утрате части национального суверенитета, использованию рыночных инструментов управления общественными процессами, сокращению функций государства.
Глобализацию осложняет проблема с миграцией рабочей силы, поскольку в промышленно развитых странах весьма высок уровень безработицы, а если спрос на рабочую силу существует, то он относится к высококвалифицированному «человеческому капиталу», тем не менее поток мигрантов туда не сокращается. Глобализация обостряет противоречия между тенденцией к объединению производителей в рамках ценностной цепочки (результат — возникновение огромных международных корпораций) и усилением анархии в экономике в целом.
Глава 3. Глобальные проблемы мировой экономики и пути их совместного решения
3.1. Преодоление бедности и отсталости
В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран. Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 долл. в день (по паритету покупательной способности). Для сравнения, в России таковых в первой половине 90-х гг. было менее 2%.
В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии — около 43% и в Индии — примерно 48%.[1]
Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического прогресса «обходят стороной» многие развивающиеся страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.
Нарастание социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе этнических, религиозных, территориальных. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) во второй половине 90-х гг. в мире насчитывалось более 150 конфликтов различного происхождения. Учитывая тенденцию к расширению «клуба» ядерных держав за счет развивающихся стран, невозможно предугадать всю возможную катастрофичность подобного развития событий.
Большинство экономистов сходится в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости. Однако многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости. Оно осуществляется, прежде всего, по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран Тропической Африки — даже более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долл. в год'(1996 г.).
Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции — прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира. По данным МВФ, в 90-е гг. чистый приток всех финансовых ресурсов (т.е. за вычетом платежей по ним) в развивающиеся страны составлял ежегодно от 114 до 229 млрд долл. Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, достаточно широко распространенными в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.
3.2. Проблема мира и демилитаризации
Проблема необходимости сохранения мира на Земле и избежания разрушительной ядерной войны, воспринимавшаяся еще до недавнего времени как глобальная проблема номер один, в настоящее время утратила прежнюю остроту и фатальность. Изменение политической обстановки в мире, начавшееся в середине 70-х гг. (получившее название «разрядка»), и окончание «холодной войны» в конце 80-х гг. постепенно привели к прекращению борьбы двух систем, державшей весь мир в страхе на протяжении почти сорока лет после окончания Второй мировой войны. Это нашло свое отражение в заключении целой серии договоров и соглашений в военно-политических областях, реальном сокращении вооруженных сил, вооружений и расходов на них у основных стран — бывших противников по противостоянию. Снижение напряженности в мире подтверждается и почти двукратным сокращением с конца 80-х гг. мировой торговли оружием.
Изменение военно-политической обстановки в мире повлекло за собой последствия противоречивого характера. Во многих развитых странах, а также особенно в бывших советских республиках, активно идет процесс конверсии военного производства, на которую ранее возлагались большие надежды в связи с высвобождением большого количества производственных мощностей и рабочей силы. Однако конверсия оказалась делом и экономически (переналадка специфического оборудования), и социально (массовое высвобождение работников оборонных отраслей и сокращение численности вооруженных сил) очень дорогим. По оценкам экспертов СИПРИ, первоначальные расходы на конверсию превышают расходы на гонку вооружений.
Глобальное противостояние сменилось усилением и увеличением числа различного рода конфликтов локального характера по поводу территориальных, этнических, религиозных разногласий, грозящих превратится в региональные или глобальные конфликты с соответствующим вовлечением новых участников (конфликты в Африке, Юго-Восточной Азии, Афганистане, бывшей Югославии и т.п.). Увеличение числа локальных конфликтов влечет за собой рост числа военных беженцев. По подсчетам СИПРИ, в середине 90-х гг. в дальнем по отношению к России зарубежье насчитывалось порядка 50 конфликтов, где велись боевые действия и лилась кровь.
Новым и неожиданным вызовом мировому сообществу явилось расширение «клуба» ядерных держав. Весной 1998 г. Индия и Пакистан испытали ядерное оружие. В числе околоядерных называют ЮАР, Израиль, Иран, Ирак, КНДР, а также Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. Реальная угроза расползания ядерного оружия, которое находится за пределами международного урегулирования, может создать новую трудноразрешимую ситуацию в мире, потребует новых политических и экономических подходов.