Глобализация мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Глобализация представляет собой объективный социально-экономический про­цесс, начавшийся в 1980—1990 гг., приводящий к формированию единого мирового экономического пространства. На сегодняшний день она является высшей ступе­нью интернационализации экономической жизни, ее специфической формой, от­ражающей усиление уже существующей в мире взаимозависимости хозяйствую­щих субъектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и предпосылки глобализации……………………………………..5
1.2. Основные направления глобализации……………………………………....9

ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ…………………………………………………………………..12
2.1. Финансовые аспекты глобализации……………………………………….12
2.2. Роль государства на новом этапе экономической глобализации………..19

ГЛАВА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ИХ СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ……………………………………………...24
3.1. Преодоление бедности и отсталости………………………………………24
3.2. Проблема мира и демилитаризации……………………………………….27
3.3. Экология и демографическая проблема…………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….36

Работа содержит 1 файл

глобализации мировой экономики крат.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Еще одним фактором глобализации является сама деятельность современных транснациональных корпораций. Они глобальны по масштабам, ибо производят продукцию, сбывают ее и черпают финансовые ресурсы где угодно и как угодно, лишь бы это наилучшим образом соответствовало их долгосрочным стратегиче­ским планам.

Направлением глобализации стала трансформация геополитической си­туации. Речь идет, во-первых, о демократизации политической системы в большинстве развитых государств и в международном масштабе, гарантирующей стабильность, соблюдение нрав человека, внешнюю открытость; о создании единого правового пространства. Во-вторых, о военно-политической стабилизации в мире в связи с окончанием «холодной войны», крушением глобального военного и политического противо­стояния, формированием политической однополярности. В-третьих, об усилении взаимного влияния стран, давления со стороны крупных компаний, действии международных организаций (ВТО), снятии различных барь­еров. В-четвертых, о нарастании остроты проблем, общих для всех стран, о которых уже шла речь, — нехватке ресурсов, прежде всего природных, усилении загрязне­ния окружающей среды, бедности, терроризме и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Последствия глобализации и региональной интеграции

 

2.1. Финансовые аспекты глобализации

 

Перемещение капиталов является едва ли не наиболее контролируемой нацио­нальными государствами сферой, ибо финансы служат своего рода кровеносной системой экономики любой страны. И ни одно, даже самое либеральное государ­ство не разрешает ни свободного допуска чужого капитала на собственный рынок, ни бесконтрольного отлива за рубеж отечественного капитала. Сегодня глобализация финансовых рынков имеет наиболее значительные мас­штабы. Она стала возможной в связи с либерализацией в конце XX столетия фи­нансовой сферы, осуществлением технических, экономических и организацион­ных нововведений и мероприятий, в частности:

•   отказом от золотого стандарта, жесткой фиксацией валютных курсов и разва­лом Бреттон-Вудской системы;

•  международным согласованием правил регулирования финансовых опера­ций и устранением барьеров, препятствующих свободному перемещению ка­питалов и позволяющих всем субъектам конкурировать на всех рынках;

•   осуществлением расчетов через Интернет в результате технических достиже­ний в сфере обработки информации и телекоммуникаций, повсеместного внедрения информационных технологий;

•  устранением или смягчением ограничений на перемещение капиталов через границы;

•  либерализацией внутренних рынков капитала и развитием нерегулируемых международных рынков;

•  ускоренным ростом производных финансовых инструментов (опционов, фьючерсов и проч.);

•   увеличением объема правительственных заимствований, соответственно, предлагаемых облигаций;

•  приватизацией, увеличивающей предложение акций;

•  появлением крупных институциональных инвесторов, особенно пенсионных фондов.

Это позволяет мгновенно и беспрепятственно осуществлять финансовые и ва­лютные сделки, перемещать финансовые средства в любую точку планеты; стиму­лирует, конкуренцию и приводит к выравниванию уровней доходности, операционных издержек и кредитных рисков (хотя рассчитывать на это в полной мере, пока будут существовать национальные валюты и национальные границы, нельзя). В результате появляется возможность быстрее привлекать средства с меньшей стоимостью, минимально раскрывая точную и ценную в конкурентном отношении информацию.

Важным фактором глобализации рынков капитала стало изобретение свопов. Те, кто выходил на внешние рынки, могли получать па них финансирование, но не все­гда наиболее привлекательные возможности финансирования были деноминиро­ваны в нужной валюте или имели желаемую форму процентной станки (фиксиро­ванную или «плавающую»). При помощи же предоставляемых свопами возможностей можно быстро и недо­рого преобразовать любую валюту в почти любую другую, а также фиксированные ставки.[1]

Следовательно, гибкость заимствований, ставшая возможной благодаря сво­пам, доступ к информации и новые возможности ее обработки, появившиеся благодаря технологическим достижениям, стали движущей силой процесса гло­бализации рынка капиталов. В спою очередь, конкуренция, привнесенная уси­ливающейся глобализацией рынков капитала, привела к повышению эффектив­ности традиционных рынков капиталов во многих странах и облегчению досту­па на них.

Об экономическом кризисе, начавшемся в 2008 г., часто говорят как о первом мировом кри­зисе эпохи глобализации. Это верно, если вести счет ее истории на десятилетия. Однако все будет выглядеть несколько иначе, если измерять ее сто­летиями. Мы наблюдаем, кризис ро­ста, в ходе которого разрешаются накопившиеся противоречия, и открывается дорога для следую­щего этапа глобализации. Кризисные явления, отчетливо проявившиеся в 2008 г., не были неожиданными. Они нарастали постепенно, о них знали, за ними наблюдали, их анализировали. Кризис предрекали. Неизвестно было лишь, когда именно он произойдет. Задолго до начала кризиса были исследованы его причи­ны, предсказаны вероятные последствия, предло­жены способы разрешения приведших к нему противоречий.

Все страны заинтересованы в поддержании стабильности мирового хозяйства, создании усло­вий, способствующих росту производства, науки и благосостояния населения, в ограничении сти­хийных колебаний на глобальном рынке и недо­пущении их перерастания в общемировые эконо­мические кризисы. Достижение этих целей осложняется вследствие объективной неустойчи­вости рыночного механизма и анархичности меж­дународной системы, основанной на национальном (государственном) суверенитете. Если в пределах отдельных стран сбои рыночного механизма  компенсируются государством, то в масштабах планеты такая возможность отсут­ствует.

В условиях взаимозависимости экономическая политика, проводимая без оглядки на партнеров, неэффективна - сводятся на нет усилия по обеспечению устойчивого развития государства. На­пример, борьба за привлечение капитала вылива­ется в налоговую конкуренцию, сужающую фи­нансовые возможности государства в проведении экономической и особенно социальной политики. Если же, несмотря на сокращение доходов, оно сохраняет свои расходы на прежнем уровне, воз­никает бюджетный дефицит, который влечет за собой уже более серьезные макроэкономические последствия. Правда, налоговая конкуренция мо­жет иметь и положительный эффект — создание благоприятной среды для бизнеса.

Налоговую конкуренцию усиливает существо­вание оффшорных зон - стран и территорий с чрез­вычайно низкими, иногда нулевыми ставками налогообложения. Наступление против них ведет главным образом ОЭСР, считающая, что, уста­навливая пониженные ставки налогообложения, оффшоры занимаются демпингом, тем самым, по­хищая налоговую базу и подрывая в целом фи­нансовую систему других государств. Понятно, что сами страны-оффшоры не согласны с такой по­становкой вопроса. Свой бизнес они рассматрива­ют как неотъемлемый элемент глобализации - такой же, как, например, создание зарубежных предприятий, а назначение пониженных или даже нулевых налоговых ставок - как конкурентное преимущество[1].

Другой пример - торговые войны, в ходе кото­рых страны пытаются превзойти своего визави в степени ограничения ввоза товаров, а на встреч­ные меры отвечают введением новых таможен­ных барьеров. В итоге решения, принятые неза­висимо друг от друга, вступают между собой в противоречия, что не только снижает их эффек­тивность, но и превращает в фактор дестабилиза­ции мирового рынка.

По мере развития и усложнения глобализации расширяется круг вопросов, требующих согласо­ванного решения, причем не только во внешней, но и во внутренней экономической политике. Возрастает необходимость более тесного, вплоть до передачи решений на наднациональный уровень, сотрудничества во всех сферах - промыш­ленной, торговой, финансовой, снабжения энер­гетическими и минеральными ресурсами, науч­ных исследований и технологии, контроля над деятельностью ТНК и т.д.

Глобальный характер по своей природе имеют экологическая, энерге­тическая и продовольственная проблемы. Такой же характер приобретает и проблема междуна­родной преступности, в том числе в финансовой сфере. Итак, охватывая практически все стороны жизни общества, глобализация ставит новые за­дачи, требующие объединения усилий, что, в свою очередь, стимулирует глобализационные процессы.

В различных областях мировой экономики та­кие процессы развиваются с неодинаковой скоро­стью. Особенно быстрыми темпами они разворачивались в сфере международных финансов, где намного опережали сближение регулирующих механизмов. В результате именно международ­ная финансовая система оказалась самой уязви­мой частью мирового хозяйства. На исходе ны­нешнего этапа глобализации (предположитель­но, вторая половина ХХ- начало XXI в.) ее состояние оказывало растущее влияние на вос­производственные процессы в отдельных стра­нах, на темпы их экономического роста, между­народное перемещение факторов производства. Одновременно сужались возможности нацио­нальных правительств по сохранению контроля над движением курсов валют, состоянием торго­вых и платежных балансов. Они пытались найти решение в совместном регулировании финансо­вых отношений, но обнаружилась неготовность к тесному согласованию политики, не говоря уже о делегировании части полномочий на глобальный уровень.

Были попытки каким-то образом ограничить бесконтрольное перемещение спекулятивного капитала, дестабилизирующее как националь­ные, так и мировую финансовые системы. Но проблема в том, что для этого необходимы чет­кие согласованные действия всех государств, а мировое сообщество оказалось не готово к высо­кой степени координации экономического регу­лирования. В 1978 г. Джеймс Тобин выдвинул идею обложения валютных операций косвенным налогом в размере 0.1%. Она широко обсужда­лась, в том числе в законодательных органах ряда стран, но не получила официальной поддержки.[1]

В последние годы растущее влияние приобре­тают непрозрачные, неконтролируемые финан­совыми регуляторами структуры, такие, как суве­ренные (государственные) инвестиционные фон­ды, скупавшие акции ведущих западных банков, компаний и бирж. Принимающие страны обеспокоены не столь­ко величиной суверенных фондов, сколько их не­прозрачностью и не всегда понятной мотивацией вложений, что дает повод рассматривать их как фактор нестабильности национальных финансо­вых рынков. В связи с этим страны Запада уже­сточают контроль над иностранными инвестици­ями, что, в свою очередь, тревожит зарубежных держателей долларов и евро, поскольку сужают­ся возможности обеспечения мировых валют.

Страны Запада уже не могут обходиться без вложений суверенных фондов, превратившихся в необходимое условие поддержания курсов их ва­лют, прежде всего доллара. Таким образом, с одной стороны, страны За­пада нуждаются в притоке капиталов для поддер­жания своей финансовой системы, а с другой - опасаются активизации деятельности фондов прямых инвестиций и суверенных фондов.

Стараясь ввести такую деятельность в прием­лемые рамки, принимающие страны инициирова­ли заключение международных соглашений, на­лагающих на капиталоэкспортирующие страны обязательства по раскрытию информации о суве­ренных фондах и их использованию только в ком­мерческих целях. Первые такие соглашения США заключили с правительствами Сингапура и Объединенных Арабских Эмиратов.

В основе кризиса 2008 г. лежит противоречие между транснационали­зацией бизнеса и возможностями правительства отдельного государства, которое не может рас­пространить свою власть за пределы его террито­рии. Образующиеся в ходе глобализации внена­циональные рынки также не попадают в сферу традиционного регулирования, действующего в рамках одной страны. По мере углубления меж­дународной экономической взаимозависимости данное противоречие обостряется. Частично оно находит свое разрешение в активизации межгосу­дарственного регулирования экономики. Объединяя свои усилия, страны надеются сни­зить вероятность возникновения международных экономических конфликтов и получить от миро­вого сообщества некие гарантии от целенаправ­ленной экономической агрессии со стороны дру­гих государств. Одновременно растет потреб­ность в регламентировании применения торгово-политических средств, используемых для обеспе­чения национальных экономических интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль государства на новом этапе экономической глобализации

 

Усиление роли транснациональных агентов в мировой экономике и тот факт, что отдельной стране без согласования действий с партнерами все труднее достичь намеченных целей, дают ос­нование для утверждения об отмирании государ­ства или, во всяком случае, об ослаблении его ро­ли в современных условиях. Трудно отрицать, что и сегодня государство обладает всей полнотой власти, и пе­редача части суверенитета международным и наднациональным органам ничего не меняет, по­скольку делегированные полномочия в любой момент могут быть отозваны. Значение государ­ства не нивелируется и в ходе региональных инте­грационных процессов. Наиболее продвинутая европейская интеграция ведет не к исчезнове­нию, а к объединению суверенитетов, причем объединенный суверенитет оказывается не сла­бее, а сильнее разрозненных национальных.

Информация о работе Глобализация мировой экономики