Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа
Глобализация представляет собой объективный социально-экономический процесс, начавшийся в 1980—1990 гг., приводящий к формированию единого мирового экономического пространства. На сегодняшний день она является высшей ступенью интернационализации экономической жизни, ее специфической формой, отражающей усиление уже существующей в мире взаимозависимости хозяйствующих субъектов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС…………………………………………………………………………5
1.1. Понятие и предпосылки глобализации……………………………………..5
1.2. Основные направления глобализации……………………………………....9
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ…………………………………………………………………..12
2.1. Финансовые аспекты глобализации……………………………………….12
2.2. Роль государства на новом этапе экономической глобализации………..19
ГЛАВА 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ИХ СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ……………………………………………...24
3.1. Преодоление бедности и отсталости………………………………………24
3.2. Проблема мира и демилитаризации……………………………………….27
3.3. Экология и демографическая проблема…………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….36
Еще одним фактором глобализации является сама деятельность современных транснациональных корпораций. Они глобальны по масштабам, ибо производят продукцию, сбывают ее и черпают финансовые ресурсы где угодно и как угодно, лишь бы это наилучшим образом соответствовало их долгосрочным стратегическим планам.
Направлением глобализации стала трансформация геополитической ситуации. Речь идет, во-первых, о демократизации политической системы в большинстве развитых государств и в международном масштабе, гарантирующей стабильность, соблюдение нрав человека, внешнюю открытость; о создании единого правового пространства. Во-вторых, о военно-политической стабилизации в мире в связи с окончанием «холодной войны», крушением глобального военного и политического противостояния, формированием политической однополярности. В-третьих, об усилении взаимного влияния стран, давления со стороны крупных компаний, действии международных организаций (ВТО), снятии различных барьеров. В-четвертых, о нарастании остроты проблем, общих для всех стран, о которых уже шла речь, — нехватке ресурсов, прежде всего природных, усилении загрязнения окружающей среды, бедности, терроризме и др.
Глава 2. Последствия глобализации и региональной интеграции
2.1. Финансовые аспекты глобализации
Перемещение капиталов является едва ли не наиболее контролируемой национальными государствами сферой, ибо финансы служат своего рода кровеносной системой экономики любой страны. И ни одно, даже самое либеральное государство не разрешает ни свободного допуска чужого капитала на собственный рынок, ни бесконтрольного отлива за рубеж отечественного капитала. Сегодня глобализация финансовых рынков имеет наиболее значительные масштабы. Она стала возможной в связи с либерализацией в конце XX столетия финансовой сферы, осуществлением технических, экономических и организационных нововведений и мероприятий, в частности:
• отказом от золотого стандарта, жесткой фиксацией валютных курсов и развалом Бреттон-Вудской системы;
• международным согласованием правил регулирования финансовых операций и устранением барьеров, препятствующих свободному перемещению капиталов и позволяющих всем субъектам конкурировать на всех рынках;
• осуществлением расчетов через Интернет в результате технических достижений в сфере обработки информации и телекоммуникаций, повсеместного внедрения информационных технологий;
• устранением или смягчением ограничений на перемещение капиталов через границы;
• либерализацией внутренних рынков капитала и развитием нерегулируемых международных рынков;
• ускоренным ростом производных финансовых инструментов (опционов, фьючерсов и проч.);
• увеличением объема правительственных заимствований, соответственно, предлагаемых облигаций;
• приватизацией, увеличивающей предложение акций;
• появлением крупных институциональных инвесторов, особенно пенсионных фондов.
Это позволяет мгновенно и беспрепятственно осуществлять финансовые и валютные сделки, перемещать финансовые средства в любую точку планеты; стимулирует, конкуренцию и приводит к выравниванию уровней доходности, операционных издержек и кредитных рисков (хотя рассчитывать на это в полной мере, пока будут существовать национальные валюты и национальные границы, нельзя). В результате появляется возможность быстрее привлекать средства с меньшей стоимостью, минимально раскрывая точную и ценную в конкурентном отношении информацию.
Важным фактором глобализации рынков капитала стало изобретение свопов. Те, кто выходил на внешние рынки, могли получать па них финансирование, но не всегда наиболее привлекательные возможности финансирования были деноминированы в нужной валюте или имели желаемую форму процентной станки (фиксированную или «плавающую»). При помощи же предоставляемых свопами возможностей можно быстро и недорого преобразовать любую валюту в почти любую другую, а также фиксированные ставки.[1]
Следовательно, гибкость заимствований, ставшая возможной благодаря свопам, доступ к информации и новые возможности ее обработки, появившиеся благодаря технологическим достижениям, стали движущей силой процесса глобализации рынка капиталов. В спою очередь, конкуренция, привнесенная усиливающейся глобализацией рынков капитала, привела к повышению эффективности традиционных рынков капиталов во многих странах и облегчению доступа на них.
Об экономическом кризисе, начавшемся в 2008 г., часто говорят как о первом мировом кризисе эпохи глобализации. Это верно, если вести счет ее истории на десятилетия. Однако все будет выглядеть несколько иначе, если измерять ее столетиями. Мы наблюдаем, кризис роста, в ходе которого разрешаются накопившиеся противоречия, и открывается дорога для следующего этапа глобализации. Кризисные явления, отчетливо проявившиеся в 2008 г., не были неожиданными. Они нарастали постепенно, о них знали, за ними наблюдали, их анализировали. Кризис предрекали. Неизвестно было лишь, когда именно он произойдет. Задолго до начала кризиса были исследованы его причины, предсказаны вероятные последствия, предложены способы разрешения приведших к нему противоречий.
Все страны заинтересованы в поддержании стабильности мирового хозяйства, создании условий, способствующих росту производства, науки и благосостояния населения, в ограничении стихийных колебаний на глобальном рынке и недопущении их перерастания в общемировые экономические кризисы. Достижение этих целей осложняется вследствие объективной неустойчивости рыночного механизма и анархичности международной системы, основанной на национальном (государственном) суверенитете. Если в пределах отдельных стран сбои рыночного механизма компенсируются государством, то в масштабах планеты такая возможность отсутствует.
В условиях взаимозависимости экономическая политика, проводимая без оглядки на партнеров, неэффективна - сводятся на нет усилия по обеспечению устойчивого развития государства. Например, борьба за привлечение капитала выливается в налоговую конкуренцию, сужающую финансовые возможности государства в проведении экономической и особенно социальной политики. Если же, несмотря на сокращение доходов, оно сохраняет свои расходы на прежнем уровне, возникает бюджетный дефицит, который влечет за собой уже более серьезные макроэкономические последствия. Правда, налоговая конкуренция может иметь и положительный эффект — создание благоприятной среды для бизнеса.
Налоговую конкуренцию усиливает существование оффшорных зон - стран и территорий с чрезвычайно низкими, иногда нулевыми ставками налогообложения. Наступление против них ведет главным образом ОЭСР, считающая, что, устанавливая пониженные ставки налогообложения, оффшоры занимаются демпингом, тем самым, похищая налоговую базу и подрывая в целом финансовую систему других государств. Понятно, что сами страны-оффшоры не согласны с такой постановкой вопроса. Свой бизнес они рассматривают как неотъемлемый элемент глобализации - такой же, как, например, создание зарубежных предприятий, а назначение пониженных или даже нулевых налоговых ставок - как конкурентное преимущество[1].
Другой пример - торговые войны, в ходе которых страны пытаются превзойти своего визави в степени ограничения ввоза товаров, а на встречные меры отвечают введением новых таможенных барьеров. В итоге решения, принятые независимо друг от друга, вступают между собой в противоречия, что не только снижает их эффективность, но и превращает в фактор дестабилизации мирового рынка.
По мере развития и усложнения глобализации расширяется круг вопросов, требующих согласованного решения, причем не только во внешней, но и во внутренней экономической политике. Возрастает необходимость более тесного, вплоть до передачи решений на наднациональный уровень, сотрудничества во всех сферах - промышленной, торговой, финансовой, снабжения энергетическими и минеральными ресурсами, научных исследований и технологии, контроля над деятельностью ТНК и т.д.
Глобальный характер по своей природе имеют экологическая, энергетическая и продовольственная проблемы. Такой же характер приобретает и проблема международной преступности, в том числе в финансовой сфере. Итак, охватывая практически все стороны жизни общества, глобализация ставит новые задачи, требующие объединения усилий, что, в свою очередь, стимулирует глобализационные процессы.
В различных областях мировой экономики такие процессы развиваются с неодинаковой скоростью. Особенно быстрыми темпами они разворачивались в сфере международных финансов, где намного опережали сближение регулирующих механизмов. В результате именно международная финансовая система оказалась самой уязвимой частью мирового хозяйства. На исходе нынешнего этапа глобализации (предположительно, вторая половина ХХ- начало XXI в.) ее состояние оказывало растущее влияние на воспроизводственные процессы в отдельных странах, на темпы их экономического роста, международное перемещение факторов производства. Одновременно сужались возможности национальных правительств по сохранению контроля над движением курсов валют, состоянием торговых и платежных балансов. Они пытались найти решение в совместном регулировании финансовых отношений, но обнаружилась неготовность к тесному согласованию политики, не говоря уже о делегировании части полномочий на глобальный уровень.
Были попытки каким-то образом ограничить бесконтрольное перемещение спекулятивного капитала, дестабилизирующее как национальные, так и мировую финансовые системы. Но проблема в том, что для этого необходимы четкие согласованные действия всех государств, а мировое сообщество оказалось не готово к высокой степени координации экономического регулирования. В 1978 г. Джеймс Тобин выдвинул идею обложения валютных операций косвенным налогом в размере 0.1%. Она широко обсуждалась, в том числе в законодательных органах ряда стран, но не получила официальной поддержки.[1]
В последние годы растущее влияние приобретают непрозрачные, неконтролируемые финансовыми регуляторами структуры, такие, как суверенные (государственные) инвестиционные фонды, скупавшие акции ведущих западных банков, компаний и бирж. Принимающие страны обеспокоены не столько величиной суверенных фондов, сколько их непрозрачностью и не всегда понятной мотивацией вложений, что дает повод рассматривать их как фактор нестабильности национальных финансовых рынков. В связи с этим страны Запада ужесточают контроль над иностранными инвестициями, что, в свою очередь, тревожит зарубежных держателей долларов и евро, поскольку сужаются возможности обеспечения мировых валют.
Страны Запада уже не могут обходиться без вложений суверенных фондов, превратившихся в необходимое условие поддержания курсов их валют, прежде всего доллара. Таким образом, с одной стороны, страны Запада нуждаются в притоке капиталов для поддержания своей финансовой системы, а с другой - опасаются активизации деятельности фондов прямых инвестиций и суверенных фондов.
Стараясь ввести такую деятельность в приемлемые рамки, принимающие страны инициировали заключение международных соглашений, налагающих на капиталоэкспортирующие страны обязательства по раскрытию информации о суверенных фондах и их использованию только в коммерческих целях. Первые такие соглашения США заключили с правительствами Сингапура и Объединенных Арабских Эмиратов.
В основе кризиса 2008 г. лежит противоречие между транснационализацией бизнеса и возможностями правительства отдельного государства, которое не может распространить свою власть за пределы его территории. Образующиеся в ходе глобализации вненациональные рынки также не попадают в сферу традиционного регулирования, действующего в рамках одной страны. По мере углубления международной экономической взаимозависимости данное противоречие обостряется. Частично оно находит свое разрешение в активизации межгосударственного регулирования экономики. Объединяя свои усилия, страны надеются снизить вероятность возникновения международных экономических конфликтов и получить от мирового сообщества некие гарантии от целенаправленной экономической агрессии со стороны других государств. Одновременно растет потребность в регламентировании применения торгово-политических средств, используемых для обеспечения национальных экономических интересов.
2.2. Роль государства на новом этапе экономической глобализации
Усиление роли транснациональных агентов в мировой экономике и тот факт, что отдельной стране без согласования действий с партнерами все труднее достичь намеченных целей, дают основание для утверждения об отмирании государства или, во всяком случае, об ослаблении его роли в современных условиях. Трудно отрицать, что и сегодня государство обладает всей полнотой власти, и передача части суверенитета международным и наднациональным органам ничего не меняет, поскольку делегированные полномочия в любой момент могут быть отозваны. Значение государства не нивелируется и в ходе региональных интеграционных процессов. Наиболее продвинутая европейская интеграция ведет не к исчезновению, а к объединению суверенитетов, причем объединенный суверенитет оказывается не слабее, а сильнее разрозненных национальных.