Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:19, реферат
Данный реферат посвящен теме «Главный вид деятельности менеджера с позиций различных школ управления».
Атуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время российские организации притерпивают ряд преобразований, касающихся прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам.
1.1. Развитие теории и практики управления 4
1.2 Управление как функция и процесс 6
2.1 Школа научного менеджмента 8
2.2. Административная (классическая) школа 10
2.3 Школы человеческих отношений и науки о поведении 13
2.4. Школа науки управления 16
2.5. Сравнительная характеристика основных школ управления 19
3.1 Новая парадигма управления 21
3.2. Роль менеджеров в организациях 24
Школа человеческих отношений
Принципы школы человеческих отношений, рассмотренные далее, взяты из электронного ресурса «Эволюция управленческой мысли [2]. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность школы научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой. Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне, открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе. |
Школа поведенческих наук
Принципы школы поведенческих наук, рассмотренные далее, взяты из электронного ресурса «Эволюция управленческой мысли [2] Развитие таких
наук, как психология и социология
и совершенствование методов
исследования после второй мировой
войны сделало изучение поведения на рабочем
месте в большей степени строго научным.
Среди наиболее крупных фигур более позднего
периода развития поведенческого- Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Поведенческий
подход стал настолько популярен, что
он почти полностью охватил всю
область управления в 60-е годы. Как
и более ранние школы, этот подход
отстаивал «единственный |
Принципы школы науки управления, рассмотренные далее, взяты из электронного ресурса «Эволюция управленческой мысли [2]. В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента - эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления. Можно выделить два основных направления эмпирической школы: исследования в области практики управления и разработка теоретических основ современного капиталистического общества. Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капиталистическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение характера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др. Эти теории отражают те изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями за последние десятилетия. Среди наиболее видных представителей эмпирической школы можно назвать П. Друкера, Р. Дэвиса, Д. Миллера и др. Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации. У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:
Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления. Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций. Теоретики эмпирической школы не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий. Широкое распространение получила одна из рекомендаций школы - целевое управление, на необходимость внедрения которого указывал П. Друкер. |
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов (табл. 2.) [2].
Таблица 2 – Вклад различных направлений
Школа научного управления
(школа количественного |
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Отбор работников,
лучше всего подходящих для
выполнения задач, и 3. Обеспечение
работников ресурсами, 4. Систематическое
и правильное использование 5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы. |
Классическая школа управления |
1. Развитие принципов управления. 2. Описание функций управления. 3. Систематизированный
подход к управлению всей |
Школа человеческих
отношений и школа |
1. Применение
приемов управления 2. Применение
наук о человеческом поведении
к управлению и формированию
организации таким образом, |
Шкала науки управления |
1. Углубление
понимания сложных управленческ 2. Развитие количественных
методов в помощь |
Представим в виде таблицы (табл. 3.) основные школы менеджмента для их сравнительной характеристики. [2].
Таблица 3 – Подход с позиций школ управления (основные школы менеджмента)
Характеристика |
Ш К О Л Ы | ||||
Научного менеджмента |
Административная (классическая) |
Человеческих отношений |
Поведенческих наук |
Науки управления | |
Годы |
1885 – 1920 |
1920 – 1950 |
1930 – 1950 |
1950 – по н/в |
1950 – по н/в |
Представители |
Фредерик Тейлор Франк Гилберт Лилия Гилберт Генри Гантт Харрингтон Эмерсон |
Анри Файоль Макс Вебер Оливер Шелдон Л. Урвик |
Элтон Мэйо Честер Бернард Мэри Паркер Фоллетт Абрахам Маслоу |
Дуглас МакГрегор Франк Абрамс Крис Арджирис Фредерик Герцберг |
Н. Винер Г. Саймон Л. Канторович |
Исходные посылки |
Рациональная
организация труда, разработка формальной
структуры организации и |
Цель – создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху; выявление общих характеристик и закономерностей организаций. |
Социальные
и психологические факторы |
Необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, которое представляет собой реакцию на стимулы. |
Использование методов научного исследования для решения проблем управления, в основу которых были положены модели ситуаций. |
3. Современный подход к роли менеджера в организации
Новая парадигма управления, рассматриваемая далее, взята из учебника «Управление организацией» под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П. [6, c.26-27].
Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Теоретики и практики управления того времени рассматривали организации как закрытые системы. Пожалуй, именно этот подход сформировал сложившуюся в этот период систему взглядов на управление. Ее основные черты:
1. Предприятие - закрытая система, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности.
2. Главный фактор
успеха и
3. Главная задача
менеджмента состоит в
4. Главными источниками
прибавочной стоимости
5. Основой системы
управления является контроль
всех видов деятельности, функциональное
разделение работ, нормы,
К такой системе научных взглядов на управление привела логика промышленного (индустриального) развития, выразившегося в формировании крупных организаций (предприятий, компаний, корпораций), на которых сосредоточиваются большие капиталы, производственные потенциалы, трудовые ресурсы. Рост числа и размеров предприятий был прямым следствием повышения деловой активности. При этом крупные предприятия, состоявшие из большого числа производственных единиц, достигали роста продаж, снижения затрат и повышения доходов путем укрепления управленческой координации.
Это требовало высокой концентрации власти и единоличного принятия управленческих решений.
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестали «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е гг. XX в. главное внимание в принципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.
Принципы управления (90-е гг. XX в.)
1. Лояльность к работающим
2. Ответственность
как обязательное условие
3. Коммуникации,
пронизывающие организацию
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах
6. Своевременная
реакция на изменения в
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой
8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы
9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
10. Этика бизнеса
11. Честность и доверие к людям
12. Опора на
фундаментальные основы
13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть
14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Наиболее полное
описание видов работ, которые менеджеры
выполняют в организации, приведено
в работе известного канадского ученого
Генри Минцберга «Работа
Очень важна роль менеджера как лидера, т.е. человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей [4].
Роли менеджеров в организации
Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например: потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.
Информация о работе Главный вид деятельности менеджера с позиций различных школ управления