Главный вид деятельности менеджера с позиций различных школ управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:19, реферат

Описание работы

Данный реферат посвящен теме «Главный вид деятельности менеджера с позиций различных школ управления».
Атуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время российские организации притерпивают ряд преобразований, касающихся прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам.

Содержание

1.1. Развитие теории и практики управления 4
1.2 Управление как функция и процесс 6
2.1 Школа научного менеджмента 8
2.2. Административная (классическая) школа 10
2.3 Школы человеческих отношений и науки о поведении 13
2.4. Школа науки управления 16
2.5. Сравнительная характеристика основных школ управления 19
3.1 Новая парадигма управления 21
3.2. Роль менеджеров в организациях 24

Работа содержит 1 файл

мой реферат.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

 

 

Введение

 

Данный реферат  посвящен теме «Главный вид деятельности менеджера с позиций различных  школ управления».

Атуальность данной темы заключается в том, что в  настоящее время российские организации притерпивают ряд преобразований, касающихся прежде всего сферы управления.  Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам.

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации [1, с.33]. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.

Однако не все  менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные  функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

В данной работе  будут рассмотрены основные функции  управления, как главного вида деятельности менеджера, с позиций различных школ упраления, с целью оптимизации выбора конкретного, подходящего направления в управленческой деятельности для конкретной организации. 
1. Развитие теории и практики управления

1.1. Развитие теории и практики  управления

 

Науке известно, что управление существовало еще в древнем мире. Однако управление в древности сильно отличалось от современного. Например, было меньше руководителей среднего звена, малочисленной была группа руководителей высшего звена, имеющих право принимать решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Но до XX в. никто не задумывался над тем, чтобы организациями управлять системно. Понимание этого вынашивалось в течение длительного времени, начиная с середины XIX в. и до 20-х г.г. XX в. Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, зародилась в США [2].

Отправной точкой развития современного менеджмента  считают 1866 год. До Ф.У. Тейлора понятие  менеджмента носило весьма обобщенный характер. Он впервые определил его  как «рациональную организацию  вообще» или «организацию производства» по отношению к промышленному предприятию. Теория возникла в условиях монополистического капитализма. Рост масштабов и концентрация производства требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса. Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без всесторонней рационализации экономики, времени и ресурсов [2].

Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд, дополняя друг друга, создали теорию научного менеджмента. Ее основатели пришли к созданию теории на основе своей практической деятельности, работая в качестве инженеров и администраторов на промышленных предприятиях. Затем опробированные эмпирическим путем принципы привели к созданию теории.

В условиях административно-командной  системы большинство принципов  научного менеджмента были неприемлемы. Переход к рыночной экономике дает простор для его применения. Однако не следует забывать, при всей его универсальности менеджмент - часть американской национальной культуры, что не позволяет точно копировать его в наших производственных отношениях [2].

Развитие науки  и практики управления можно представить в виде табл. 1.

 

Таблица 1 – Развитие теории и практики управления

год

 

Вклад

до н/э 5000

Шумеры

письменность, регистрация фактов

4000

Египтяне

признание необходимости планирования, организации и контроля

2600

Египтяне

децентрализация в организации управления

1800

Хаммурапи

использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной  заработной платы, признание недопустимости перекладывания ответственности.

1491

Евреи

концепция организации, скалярный принцип

600

Навуходносор

контроль за производствм и стимулирование через  заработную плату

400

Сократ

формулировка  принципа универсальности менеджмента

400

Ксенофонт

признание менеджмента  как особого вида искусства

175

Катон

использование описаний работ

н/э 20

Иисус Христос

единоначалие, золотое правио, человеческие отношения

1100

Газали

требования  к менеджеру

1835

Маршалл, Логман

признание и  обсуждение относительной важности менеджмента

1881

Джозеф Вартон

разработка  для колледжа курса предпринимательского менеджмента

1900

Федерик У. Тейлор,

научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между  трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка

1916

Генри Файоль

первая полная теория менеджмента, его функции, принципы, признание необходимости преподавания менеджмента

1916

Александр Г. Черн

функциональная  концепция менеджмента

1919

Моррис Л. Кук

различные области  использования менеджмента

1927

Элтон Мейо

социологическая концепция групповых устремлений

1943

Линделл Урвик

сведение воедино  и корреляция принципов мнеджмента

1949

Ноберт Винер

разработка  системного анализа в теории информации

1976

Ромари Стюарт

альтернатива  и ограничение действий менеджера в различных ситуациях

1985

Том Петерс

отношение к  потребителям как к людям, а к  персоналу организации как к  важному ресурсу развития бизнес


 

1.2 Управление как функция  и процесс

 

Многовековое  развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в связи с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. В нем существенную роль стали играть менеджеры, профессионально подготовленные для того, чтобы направлять деятельность других членов организации и эффективно решать задачи, отражающие предназначение организации.

Управление  как функция реализуется через  выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль.

В последующих  разработках состав универсальных  управленческих действий несколько  видоизменялся, отражая важность или приоритетность тех или иных видов работ. В течение 20 лет, начиная с середины 1950-х гг., во многих зарубежных учебниках функции управления рассматривались как процессы планирования, организовывания, работы с персоналом, командования и контроллинга. В отечественных работах в 1960-е гг. было введено понятие «общие функции управления». В их составе выделялись: планирование, организация, координирование, мотивация и контроль [3 c.18].

В настоящее  время в большинстве учебников  управленческий процесс рассматривается в составе четырех базовых составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и контроль. Их содержание раскрывается следующим образом:

* планирование - вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей;

* организовывание  -- формирование структуры организации  и управления, а также обеспечение  всем необходимым для ее нормальной  работы: персоналом, материалами, оборудованием,  зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;

* руководство  (лидерство) -- деятельность по мотивации  персонала, активизации людей,  работающих в организации, выбору  наиболее эффективных каналов  коммуникации и разрешению организационных конфликтов;

* контроль -- мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Управление  нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент -- специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:

* знать, как  планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

* знать и  уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финансах или маркетинге);

* учитывать  особенности отрасли и организации,  в которой они работают (цели, политику, историю, сильные и слабые  стороны, роль в отрасли, культуру) [4].

2. Подход с позиций выделения различных школ в управлении.

2.1 Школа научного менеджмента

 

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут  быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлоpa, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них [2].

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое  использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения [2].

Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может  стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более  того, определение этого наилучшего способа является обязанностью управляющего.

Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих  четырех основных положениях:

1. вместо волевых  решений научно обосновывать  каждый элемент работы;

2. с помощью  определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать  и развивать рабочую силу;

3. тесно сотрудничать  с людьми, обеспечивая при этом  выполнение работы в соответствии  с разработанными принципами  науки; 

4. обеспечивать  обоснованное разделение труда  и ответственности между руководителем  и работниками. Руководители выполняют  ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях [5, c.15].

Сторонники  теории научного управления считали  важнейшей задачей руководителя отбор людей, способных отвечать требованиям работы, а затем их обучение, с тем, чтобы они могли выполнять работу, как предписано [5, c.18].  

2.2. Административная (классическая) школа

 

Принципы административной школы, рассмотренные далее, взяты  из электронного ресурса «Эволюция управленческой мысли [2].

Авторы, которые  писали о научном управлении, в  основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Целью классической школы было создание универсальных  принципов управления. При этом она  исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали  два основных аспекта. Одним из них  была разработка рациональной системы  управления организацией - разделения ее на подразделения или рабочие  группы в соответствии с функциями  бизнеса (финансы, производство и маркетинг). С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Главный вклад Анри Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Принципы управления Анри Файоля:

Разделение  труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

Полномочия  и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия — там возникает ответственность.

Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание в уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

Единство  направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

Вознаграждение  персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса

Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.

Стабильность  рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Информация о работе Главный вид деятельности менеджера с позиций различных школ управления