Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:23, реферат
Важнейшими составляющими или ограничителями при принятии управленческих решений становятся имеющиеся у предприятий ресурсы, организационная структура предприятий, персонал и система управления предприятием. В качестве такого подхода, способствующего совершенствованию стратегического управления и повышению эффективности принятия управленческих решений, выступает стратегический менеджмент.
Несколько примеров вопросов, которые помогут найти разрывы:
1. Рыночные разрывы:
Как компания определяет преимущества компании и продуктов по сравнению с конкурентами, с лучшими отраслевыми компаниями?
Как компания определяет недостатки
по сравнению с конкурентами, с
лучшими отраслевыми
Как компания определяет рыночные возможности?
Что нужно для охвата большей доли рынка?
Как повысить удовлетворенность клиентов?
2. Разрыв между уровнем производства и объемом спроса (дефицит / перепроизводство):
Прогноз рассчитывается периодически, например, ежемесячно, поквартально и т.д.
На основе прогнозов делается
вывод о необходимости
3. Качество:
Насколько хорошо поставлено в компании обслуживание клиентов?
Какой у нас процент
жалоб клиентов, в чем причины
и насколько поправимы
4. Производство:
Каковы свободные и доступные ресурсы компании?
- имеющиеся резервы: неполная
занятость сотрудников,
- потенциальные ресурсы:
реорганизация структуры,
5. Снабжение:
Разрыв между планируемым уровнем производства и потенциальными объёмами поставок сырья и комплектующих, логистические разрывы.
6. Технологии. Какие технологии
позволят нам достичь желаемых
результатов и решить
3) Определение желаемого уровня развития компании.
Задачи:
- Выработка собственниками
и руководством видения
- Детализация разрывов
- Целеполагание. Постановка целевых показателей развития компании
Видение
На данном этапе большую роль играет видение бизнеса в определенном будущем собственниками и топ-менеджментом компании.
Желаемое состояние
Утверждения, формулируемые в установках должны быть максимально детальны и конкретны с одной стороны и с другой — соответствовать глобальным целям, глобальному видению.
Детализация и анализ разрывов
На этом этапе важную роль
грамотная детализация ("декомпозиция")
общих утверждений. Как правило,
клиенты ожидают идеальных
Детализация разрывов осуществляется на основе: анализа данных аудита маркетинга, т.е. данных о предприятии с одной стороны и выявленных стратегических разрывов с другой стороны, а также на основе мнений персонала, руководства, экспертов, изучения эффективности бизнес-проессов конкурентов (бенчмаркинг) и др.
В процессе анализа разрывов необходимо ответить на следующие вопросы
В чем заключаются разрывы?
Как мы попали в эту ситуацию?
Хотим ли мы заполнить эти разрывы?
Можем ли мы заполнить эти разрывы?
Каким образом мы можем преодолеть разрывы, чтобы достигнуть целей? (Использовать резервы, расширить долю рынка, захватить новые сегменты, выйти на новые рынки и т.д.)
В процессе оценки существующего разрыва необходимо выяснить, преодолим ли он вообще. Если разрыв слишком велик для преодоления его с помощью собственных ресурсов, целесообразно либо пересмотреть желаемое будущее, либо разбить его достижение на несколько переходных этапов, либо растянуть процесс на более длительный период времени.
Целеполагание: цели и целевые показатели
Целевое состояние. Необходимо
разработать и
1. Спрогнозируйте параметры спроса и предложения
Разработайте несколько сценариев
Определите, какая компания будет адекватна рыночной ситуации в будущем для каждого сценария
Разработка комплекса целей, целевых состояний, целевых показателей производится на основе:
- собственного видения руководства
- лучших отраслевых примеров (benchmarks)
- теоретически возможных и необходимых критериев.
В процессе целеполагания рекомендуется придерживаться S. M. A. R. T. принципов ("умных целей"):
Определенность, точность, ясность, недвусмысленность ( Specific )
Изменяемость (Measurable )
Достижимость (Achievable )
Реалистичность, соотносимость с другими процессами (Related )
Конкретность по срокам выполнения (Time-bound ).
4) Прогнозирование развития
Данный этап позволяет оценить, какое положение могла бы занимать ваша компания; просчитать все возможные преимущества, которые она получит вследствие принятия тех или иных решений.
Другими словами мы изучаем "цену вопроса", т.е. получаем понимание размера эффекта от ликвидации разрывов и стоимость работ по ликвидации этих несоответствий.
Задачи
- Прогноз изменений внешней среды
- Оценка привлекательности возможностей и альтернатив
- Оценка привлекательности
мероприятий по ликвидации
Прогноз рынка.
Долгосрочный (5-10лет) и среднесрочный (1-3 года) прогноз развития рынка осуществляется на основе:
1. PEST-анализа (исходные
данные для анализа макросреды)
Метода экспертных оценок;
2. Математических моделей: с помощью экстраполяции; на основе математических моделей (например, cash flow) и т.д.
Прогноз развития.
Пессимистический вариант — существующие условия работы не изменяются, улучшений нет.
Оптимистический (идеальный) вариант — все разрывы успешно ликвидированы, максимально возможная эффективность, недостижимый идеал.
Вероятный вариант — частичная ликвидация разрывов, рассчитанная на основе имеющихся в компании возможностей.
Оценка привлекательности.
Сопоставляя прогноз развития
внешней и внутренней среды компании,
можно сделать вывод о
Разработка набора инициатив и мероприятий по ликвидации выявленных разрывов и достижению желаемого целевого состояния.
Источниками инициатив и идей мероприятий могут выступать:
- сотрудники различных служб;
- участники каналов сбыта
- информация о деятельности конкурентов;
- правительственные службы;
- данные маркетинговых
исследований: возможности, основанные
на желаниях и нуждах
- научные разработки: возможности
создания новых товаров на
основе фундаментальных
Как известно невозможно сразу делать все одновременно, поэтому из общего перечня улучшений необходимо выбраны те, которые удовлетворяют большинству ниже перечисленных критериев:
1. Доступны для бюджета компании;
Обеспечивают наилучшую финансовую отдачу, прибыльность;
Максимально соответствуют стратегическим целям, плану развития компании, не противоречат прочим бизнес-процессам;
Способны принести эффект немедленно;
2. Способствуют улучшению рыночной позиции компании, как например:
- увеличению рыночной доли компании;
- повышению имиджа продуктов, улучшению репутации компании;
- повышению удовлетворенности и лояльности клиентов и т.д.
5) Планирование
На этапе планирования подробно описывается комплекс мероприятий и инициатив по ликвидации избранных разрывов.
Задача - разработка бизнес-плана или плана мероприятий.
На данном этапе необходимо
разбить комплекс работ по каждому
разрыву на составляющие, отвечающие
каждому значимому
Примерная структура бизнес-плана или плана мероприятий
· Ценности
Цели и задачи
Видение
Миссия
Фокусировка
Описание продукции
Ценностные установки, предлагаемые ценности
Дифференциаторы и барьеры
Ключевые связи и отношения
План маркетинга
Команда
· Организационный план. Ликвидация разрывов.
· Финансовый план
Контроль и корректировка
Прочее. Допущения и предположения
Пример разработки стратегии компании «Московский кондитер» на основе результатов анализа разрывов.
GAP-анализ показывает как стратегическая инновационная деятельность научно-исследовательских организаций и инновационных компаний связана с такими функциями управления научно-исследовательской организацией или инновационной компанией, как маркетинг, реализация проектов коммерциализации технологий, производство и др., что означает максимально широкую компетентность менеджеров организаций и инновационных компаний, отвечающих за формулирование и реализацию стратегии инновационного развития.
Результатом GAP-анализа может быть принятие нового плана развития компания или принятие отдельных решений, например о:
- Модернизации продукции,
изменения функциональности
- Пересмотре ассортимента;
- Изменении порядка работы с поставщиками;
- Пересмотре структуры бюджета компании;
- Пересмотре ценовой политики
- Изменение системы скидок
- Введении инновационных бизнес-процессов;
- Пересмотре рекламных мероприятий для изменения имиджа товаров;
- Улучшении инфраструктуры по работе с клиентами;
- Повышении производительности отдельных процессов (количество звонков, контактов и т.д.);
- Мероприятиях повышения лояльности клиентов;
- Разработке (оптимизации)
маркетинговой информационной
- Реализации программы
развития корпоративной
- Реализации программы стимулирования персонала;
- Программе инвестиций;
- Выделении в отдельную группу более перспективных клиентов
- Пересмотре программы связи с общественностью — PR
- Пересмотре программы особых отношений с органами власти — GR
и многое, многое, многое другое .