Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:23, реферат
Важнейшими составляющими или ограничителями при принятии управленческих решений становятся имеющиеся у предприятий ресурсы, организационная структура предприятий, персонал и система управления предприятием. В качестве такого подхода, способствующего совершенствованию стратегического управления и повышению эффективности принятия управленческих решений, выступает стратегический менеджмент.
GAP-анализ
Введение
Важнейшими составляющими
или ограничителями при принятии
управленческих решений становятся
имеющиеся у предприятий
На современном этапе в России внедрение в управленческую деятельность предприятий инструментов стратегического менеджмента для обеспечения эффективного функционирования предприятия в долгосрочной перспективе разработано недостаточно. В качестве инструмента стратегического менеджмента важным является применение GAP-анализа. Данный способ позволяет определить с помощью метода экспертных оценок: текущие значения стратегических показателей; максимально доступные значения стратегических показателей; выбор критерия, по которому будет происходить дальнейшее развитие компании.
Представленная работа посвящена теме "GAP-анализ".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "GAP-анализ".
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "GAP-анализ". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "GAP-анализ" определяют несомненную новизну данной работы.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "GAP-анализ" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Gap в переводе с английского языка может означать: брешь, пролом, щель, интервал, пробел, лакуна, пропуск, расхождение, разрыв, пропасть и т.д. Для перевода названия методики Gap Analysis лучше всего подойдет слово "разрыв", так как речь в целом идет об анализе разрывов между действительным настоящим состояниям (где мы сейчас) и желаемым (куда мы хотим попасть). Разработан Стэнфордским исследовательским институтом (Калифорния).
Эти разрывы в общем виде могут включать:
- Разрыв между рыночным предложением компании (в самом широком смысле) и существующим на рынке уровнем спроса
- Разрыв между
текущей деятельностью или
- Разрыв между
действительными целями и
- Разрыв между
текущими показателями работы
и лучшими показателями в
Суть, ради чего проводится Gap-анализ, можно выразить простой формулой:
Желаемое = Имеющееся + Необходимое
или
Желаемое – Имеющееся = Необходимое
Gap-анализ занимается
выявлением различия между тем
что есть, и что должно быть
и кроме того позволяет
что мы должны делать,
чтобы изменить "что есть" на
то, "что должно быть", какие
потребуются усилия, ресурсы и
главное время для приведения
системы к требованиям
пути при достижении поставленных целей при внедрении систем менеджмента и оценить результативность и эффективность проведенных
мероприятий.
Заметим, что не стоит ожидать, что все несоответствия будут выявлены полностью, поскольку это потребует слишком много времени и ресурсов, хотя при наличии должного опыта и навыков в этой работе можно надеяться на успех.
Перед проведением Gap-анализа необходимо составить некоторую форму, в которую будут заноситься результаты, причем это надо сделать так, чтобы она была понятна, наглядна, легко заполняема и т. п.
Проведение GAP-анализа
Говоря о GAP-анализе, как правило понимают набор мероприятий, позволяющих делать выводы о несоответствии внутренней среды маркетинга внешнему окружению или о внутренних несоответствиях. Это может быть, например, между планами руководства и пониманием исполнителей, а также несоответствие ассортимента структуре спроса, несоответствие продукции аналогичной продукции конкурентов, несоответствие восприятия продукции и её отдельных качеств по сравнением с восприятием продукции конкурентов, можно говорить также и о ГЭП-анализе различий между идентичностью бренда и его восприятием.
GAP-анализ может
применяться как в
GAP-анализ это
сравнение текущей ситуации в
организационной структуре
Если gар-анализ показал наличие брешей, то естественным становится следующий этап - генерация идей заполнения этих брешей. Генерация идей - постоянный поиск возможностей создания новых товаров (услуг). Он включает определение источников новых идей и методов их генерации.
Источниками могут быть сотрудники различных служб, каналы сбыта, конкуренты, правительственные службы и т.д. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на желаниях и нуждах потребителей. Источники, ориентированные на НИОКР, выявляют возможности создания новых товаров на основе фундаментальных исследований.
Методы генерации идей включают мозговую атаку, gар-метод, опросы и т.д. Целесообразен возможно более широкий сбор любых идей без их немедленной критики.
Сначала намечается схема улучшений, затем разрабатывается желаемое состояние (с точки зрения внешних и внутренних покупателей). На следующем этапе разрабатывается детальная программа развития компании в желаемом направлении. В простых случаях достаточно разработать последовательность действий (1, 2, 3 .), в более сложных приходится задействовать более сложные организационные формы — проектные группы, тестирование решений, разработка различных вариантов, макетов и т.д.
Сначала разрабатывается прогноз касательно изменений объемов спроса и (или) поставок сырья, материалов в будущем. Если прогнозы неоднозначны и допускают множественность вариантов развития событий, то для каждого варианта необходимо разработать отдельный сценарий.
Gap-анализ предполагает
построение графика (рис. 1) с использованием
двух важнейших экономических
переменных деньги и время.
Суть построения графика
Основными переменными данной графической модели являются показатели T и S, то есть период и ожидаемый экономический эффект. Показатель Т0 характеризует нынешний, современный период развития научно-исследовательской организации или инновационной компании, а линия a тенденцию стратегического развития научно-исследовательской организации или инновационной компании, экстраполированную на основе предыдущих результатов их деятельности. Линия а стремится к экономическому эффекту S0, стратегическому периоду Т1 (Т1 как минимум, пятилетний период), то есть к тому сроку, когда реализация стратегической программы коммерциализации технологии или портфеля технологий должна быть за вершена.
Организации и компании, функционирующие в условиях внутренней инвестиционной и инновационной закрытости, в лучшем случае обречены на относительно стабильное положение на рынке. Лидерства на рынке и роста организации и компании можно добиться только с помощью инвестиционных и инновационных способов активизации (на графике обозначены соответственно буквами c, d, e, f ), соединяющих нынешнюю тенденцию развития организации или инновационной компании с потенциальным, возможным путем ее роста.
Рис. 1. Графическая модель Gap-анализа
Линия b отражает ту тенденцию, которая произойдет в случае реализации проектов коммерциализации технологий и привлечения инвестиций. При этом существует четыре основных направления инвестиционной деятельности, которые позволяют эту тенденцию осуществить. Четыре стратегических направления деятельности организации или инновационной компании по реализации проектов коммерциализации технологий различаются сразу по нескольким пара метрам:
длительность ожидания базового экономического эффекта от продажи или эксплуатации инновационной технологии или портфеля технологий;
величина требуемых
степень риска и вероятность достижения стратегической инвестиционной цели (SGI – Strategic Goal of Investment);
оптимальный ожидаемый экономический эффект.
Показатель Gap означает ту разницу, которую можно компенсировать четырьмя основными способами. Инвестиционная стратегия оптимизации (на графике обозначена как c). В случае использования данного способа реализации стратегии научно-исследовательская организация или инновационная компания должна привлечь дополнительные инвестиционные средства в совершенствование имеющихся технологий для производства продукции и услуг.
Инвестиционная стратегия инновации (на графике обозначена как d): инновационная компания инвестирует собственные средства или привлекает инвестиционные ресурсы для приобретения новых технологий, разработку новой продукции или услуг.
Инвестиционная стратегия сегментирования (на графике обозначена как e): научно-исследовательская организация или инновационная компания привлекает внешние инвестиции или инвестирует собственные финансовые ресурсы с целью вывода инновационных технологий на новые рынки. Инвестиционная стратегия диверсификации (на графике обозначена как f ): наиболее дорогостоящий и рискованный способ реализации стратегии коммерциализации технологий, заключающийся во вложении значительных средств в расширение портфеля проектов коммерциализации технологий, расширение областей деятельности, номенклатуры новой продукции и услуг.
Основные категории разрывов:
1) Рынок
2) Качество продукции, обслуживания
3) Организационные
4) Руководство бизнесом
5) Бизнес-процессы
6) Информационные технологии
РЫНОЧНЫЕ РАЗРЫВЫ
GAP коммуникаций - разрыв между
фактически оказанной услугой,
купленным товаром и
GAP оценки клиентом качества
услуги - ожидания основываются на
собственном опыте и знаниях
клиента и сравниваются с
GAP реализации - разрыв между
стандартами обслуживания и
Рыночный GAP - разрыв между производимой продукцией или оказываемыми услугами с одной стороны и с другой стороны — неудовлетворяемыми потребностями и ожиданиями клиентов. А также несоответствие ассортимента структуре спроса, несоответствиие продукции аналогичной продукции конкурентов, несоответствие восприятия продукции и её отдельных качеств по сравнением с восприятием продукции конкурентов, можно говорить также и о GAP-анализе различий между идентичностью бренда и его восприятием.
Конкурентный GAP - разрыв между
текущими преимуществами компании и
возможностями конкурентов, сравнение
характеристик продуктов и
GAP реализации - разрыв между
восприятием продукции
Имиджевый GAP - разрыв между имиджем компании и восприятием продуктов
GAP ценности - разрыв между
ожиданиями от продукции
GAP выполнения - разрыв между
планами высшего руководства
и восприятием продукции