Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Туристская индустрия – это совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма.
Введение ……………………………………………………………………..…..2
Глава 1. Функции и цели управления в туризме …………………………..….3
Сущность и содержание функций управления в сфере туризма…..…..3
Мотивация как функция управления …………………………….…......7
Глава 2. Цели управления туристической организацией ………………..…...11
2.1. Связи между элементами структуры …………………………………..….17
Заключение ……………………………………………………………….….…..24
Список используемой литературы ………………………………………….….26
Московский Государственный Университет экономики, статистики и информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету : Менеджмент в туризме
На тему: Функции управления в туризме
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..….
Глава 1. Функции и цели управления в туризме …………………………..….3
Глава 2. Цели управления туристической организацией ………………..…...11
2.1. Связи между элементами структуры …………………………………..….17
Заключение ……………………………………………………………….….…..
Список используемой литературы ………………………………………….….26
Введение
В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение и для государства в целом, и для отдельной личности.
Туристская индустрия
– это совокупность предприятий,
учреждений и организаций материального
производства и непроизводственной
сферы, обеспечивающих производство, распределение,
обмен и потребление
Туризм — это не только
важная отрасль экономики, но и сложная
организационная структура. Не всегда
можно точно определить, что же
относится к туризму: потребители
не замечают тесного взаимодействия
туристских структур, а представители
туристских предприятий выделяют в
своей работе лишь часть общей
системы. Между тем структура
туризма определяет место трудовых
коллективов и отдельных
Глава 1. Функции управления в туризме
1.1 Сущность и содержание функций управления в сфере туризма
Функции управления – это
конкретный вид управленческой деятельности,
который осуществляется специальными
приемами и способами, а также
соответствующая организация
Функции управления имеют
специфический характер, особое содержание
и могут осуществляться самостоятельно.
Они могут быть, как неразрывно
связаны, так и не связаны между
собой. Чаще всего они как бы взаимопроникают
друг в друга. Например, информация,
собранная посредством
Если менеджер желает обеспечить
«безоблачное» будущее своему предприятию
(организации), он должен постоянно
выполнять все управленческие функции.
И начинать нужно с планирования.
Если работа спланирована, то она должна
быть организована. Качество труда
в большей степени зависит
от побуждающих мотивов, предложенных
менеджером. Наконец, чтобы определить
точность выполнения планов, нужно
проконтролировать процесс
Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Существует несколько подходов к классификации функций управления. Для туристской индустрии важнее всего рассмотреть планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Каждая из этих функций менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации .
Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.
Планирование – это
один из этапов процесса управления, на
котором определяются цели любой
туристской структуры, а также методы
их достижения. В одних случаях
фирма прекращает свое существование
после достижения поставленных целей,
в других ставятся новые, более значимые
цели. Это указывает на то, что
планирование не представляет собой
какого-то одноразового действия. Это
непрерывный процесс (одна из стадий
процесса управления) изучения новых
путей и методов
Формирование политики предприятия
осуществляется чаще всего на высшем
уровне управления. Все положения
политики туристской фирмы представляются,
как правило, в виде ведущего туристского
образа. Ведущий образ содержит в
себе долгосрочные цели, философию, политику
(принципы взаимоотношений с различными
заинтересованными группами), культуру
предприятия и его
Применительно к конкретному туристскому региону речь должна идти, прежде всего о его конкурентоспособности. Конкретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:
• участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона;
• текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
• разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;
• претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона – прежде всего оказание консультаций туристским предприятиям, проведение инновационного менеджмента.
Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона.
Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.
В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап (организовывание), т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.
На примере организации работы туроператоров можно более наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.
Как уже отмечалось, важная цель планирования – это каким-то образом решить проблему неопределенности. Потребность в приспособлении к переменам – один из факторов, придающих планированию такое важное значение. Тем не менее, каким бы важным не было планирование, это только начало. Туристская фирма, имеющая много разных планов и не имеющая цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функция планирования и организационная функция тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация как бы объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное.
Поскольку функция организации
состоит в сведении воедино всех
специалистов турфирмы, задача в том,
чтобы определить миссию, роль, ответственность,
подотчетность каждого из них. Процесс
организации структурирует
• определение и детализация целей турфирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
• определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
• поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
• координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы должен знать, что он должен сделать и в какие сроки, а также того, кто им руководит (управляет);
• единство цели – каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;
• размах контроля, или размах менеджмента, – каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.
Относительно последнего
принципа можно рассуждать по-разному.
Нелегко определить идеальное число
сотрудников, которыми должен руководить
один менеджер. В реальной жизни
это число сильно варьируется
от организации к организации, от
одного управленческого уровня к
другому. Так, высшие руководители управляют
не более чем десятью
В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), – время и частоту, т.е. сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым сотрудником и как часто это делать. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.
1.2. Мотивация как функция управления
При рассмотрении данного вопроса менеджмент туризма ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) путешествий и мотивацию трудовых отношений.
Мотивы путешествий. Цель поездки (мотив, побуждающий человека путешествовать) – это причина, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путешествия нужна прежде всего для того, чтобы правильно разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами.
Следует иметь в виду, что путешествующая группа, т.е. группа людей, совместно совершающих поездку, имеет, как правило, только одну основную цель посещения. Вместе с тем у каждого члена группы может быть и своя, отличная от групповой, мотивация путешествия. В связи с этим для менеджмента очень важно получить ответ на вопрос о том, каким образом могут быть систематизированы причины (мотивы) путешествий. Чаще всего единственный мотив выделить нельзя. Ситуация усложняется тем, что причины, сопутствующие поездке, лежат чаще всего в подсознании, а на первый план выдвигается сразу несколько причин. Именно поэтому принято говорить о мотивации путешествия. В связи с этим целесообразно выделить пять основных групп мотивации путешествий:
● Физическая мотивация. Физическая мотивация подразделяется на отдых, лечение и спорт. Если основной причиной путешествия является восстановление физической силы, то на первом месте стоит отдых. Если должно быть восстановлено здоровье, решающим фактором будет оздоровление, лечение. Если во время отпуска в первую очередь ищут разгрузку и движение для тела, то в таком случае важнейшей физической мотивацией является спорт.