Функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой рассматриваются основные функции менеджмента как области управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии с задачами социально-экономического развития.
В работе рассмотрены следующие основные функции менеджмента: планирование и прогнозирование, организация, мотивация, контроль и координация. Реализация рассмотренных функций менеджмента проанализирована на примере организации управления Открытого акционерного общества агрофирмы «Южная», далее именуемой ОАО АФ «Южная».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА 3
II ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 7

1. Планирование
2. Создание организационных структур
3. Мотивация
4. Контроль
5. Координация

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Функции менеджмента 2 курсовая.doc

— 671.00 Кб (Скачать)

     Выборочный контроль работы сотрудников также может быть полезен. При этом наряду с выборкой людей полезна и выборка из совокупности дел, которыми занимается данный сотрудник. Сравнительно небольшие затраты времени менеджера позволяют держать под контролем обе рассматриваемые совокупности, каждый элемент который имеет некоторую (одну и ту же для всех элементов совокупности) вероятность быть отобранным т тщательно проконтролированным. 

      Необходимо  также упомянуть и о новом  направлении менеджмента – контроллинге. Контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе (т.е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др). Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

     Таким образом, развитие менеджмента в  ХХ в. можно описать формулой: от Файоля к контроллингу. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV - XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и др. странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х годов.

     Контроллинг - это инструмент менеджера, но сам по себе он не может обеспечить успех предприятия и не может освободить менеджеров от функций управления.   
 

5. КООРДИНАЦИЯ. 

     Центральной функцией менеджмента является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организовывания, мотивации и контроля), а также действие руководителей.

     Одно  из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Обратим внимание на важность эффективной организации потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней.

     Поэтому совершенно необходимы регулярные совещания менеджеров. Не так легко грамотно подготовить и провести совещание, добиться принятия полезных для работы фирмы решений. Необходимо заранее обеспечить участников необходимой информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог начальника, и т.д. Это - наука и искусство, которыми должен владеть менеджер. Надо иметь в виду, что хорошо разработаны и методы срыва совещаний, превращения их в пустое времяпровождение, а также методы организации коллективного принятия решений, выгодных кому-либо лично, но не фирме. Менеджер должен быть готов к активной борьбе с подобными поползновениями.

     На  некоторых совещаниях проводятся голосования. К настоящему времени теория голосования достаточно разработана, и установлено, что результат голосования во многих случаях зависит от процедуры голосования и методов принятия решения. Так, председательствующий может спросить "кто за?", а может и по другому: "Есть ли у кого возражения?". В первом случае естественно принять тот вариант, за который подано наибольшее число голосов "за", а при втором - тот, против которого меньше всего возражений. А как быть, если один вариант имеет много сторонников и заметное число противников, а остальные оставляют участников совещания равнодушными? Этот пример показывает, как важно заранее утвердит регламент совещания.

     Координация действий менеджеров происходит и при  подготовке документов - планов, приказов, предложений, направляемых в другие организации, ответов на распоряжения и запросы властей и др. Обычно один из сотрудников - назовем его Исполнителем - готовит первоначальный вариант документа. Он размножается и рассылается на отзыв заинтересованным в нем менеджерам, а иногда и в другие организации. Исполнитель составляет сводку отзывов, с одними из замечаний соглашается, против других высказывает возражения. Затем собирают т.н. "согласительное совещание", на которое приглашают всех тех, с чьим мнением Исполнитель не согласен. В результате дискуссии по ряду позиций достигается компромисс, и возражения снимаются. Окончательное решение по проекту документа с учетом оставшихся возражений принимает генеральный директор или Совет директоров, т.е. высшая инстанция в данной организации. Именно такова процедура подготовки Законов РФ, государственных стандартов и иных ответственных документов.

     Во  многих случаях эта процедура  заменяется на визирование, при котором свое согласие менеджеры выражают, накладывая на документ визу, т.е. расписываясь (иногда добавляя несколько слов по затрагиваемой проблеме). Например, подготовленное для отправки в другую организацию письмо визируют руководители нескольких отделов, и генеральный директор его подписывает от имени фирмы, не вникая в суть (поскольку каждый день он подписывает десятки писем, то вникать некогда). Адресату уходит письмо, на обратной стороне которого указаны фамилия и телефон Исполнителя (поскольку адресат тоже хорошо знаком с процедурой подготовки документов, он понимает, что по конкретным вопросам надо обращаться к Исполнителю, а не к генеральному директору). В архиве фирмы остается письмо с визами, так что в случае необходимости легко выяснить, кто составил и одобрил документ.

     Менеджер должен быть уверен в своей точке зрения и уметь ее отстаивать. Но для блага дела иногда полезно идти на компромиссы, открыто заявляя: "Я с Вами не согласен, я остаюсь на своей точке зрения, но ради блага фирмы, ради возможности совместной работы готов пойти на то-то и то-то". Искусство компромисса - одно из самых сложных, но и необходимых для менеджера.  

      Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены  друг с другом, проникают друг в  друга так, что порой их трудно разделить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. РЕАЛИЗАЦИЯ  ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

    (на  примере ОАО АФ  «Южная») 

    1. Краткие сведения о предприятии.
 

    Виноградарская  аграрная акционерная фирма открытого  типа «Южная» организована с 21.01.1993 года на основании постановления  правительства Российской Федерации № 88 от 29.10.1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», а также постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края № 90 от 21.01.1993 года на базе совхоза «Южный».

    А/Ф  Южная расположена в западной части Таманского полуострова, между двумя морями. На севере омывается Таманским заливом, на западе и юге Черным и Азовским морями. Административно –хозяйственный центр –ст. Тамань, ул.Карла Маркса, 158, ж/д станция – ст. Тамань (пос. Сенной).

    Основными видами деятельности являются:

    • производство сельскохозяйственной продукции и винограда и их переработка;
    • производство, закупка, хранение, розничная и оптовая реализация алкогольной и иной спиртосодержащей пищевой продукции;
    • производство, хранение и оптовые поставки спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов), производство, поставки и хранение вина, перегонка виноматериалов и отходов виноделия на спирт-сырец, производство и хранение спирта ректификованного из всех видов пищевого сырья;
    • внедрение новых технологий в сфере производства, переработки, хранения и торговли сельскохозяйственной продукции, винограда, продовольственных товаров;
    • организация торгового обслуживания (оптовой, розничной, специализированной, комиссионной торговли);
    • выполнение строительно-монтажных, пуско-наладочных, ремонтно-эксплуатационных и проектных работ;
    • транспортно-экспедиционные услуги; складские услуги;
    • осуществление промышленной разработки карьеров на землях общества для производства кирпича, малоцементных блоков, облицовочных плиток;
    • производство и реализация товаров народного потребления, продуктов питания, продукции производственно-технического назначения, стройматериалов, столярных изделий;
    • прокат, аренда, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, сельскохозяйственной техники, оборудования, иного имущества;
    • организация общественного питания,
    • организация и сервисное обслуживание туристических маршрутов и баз отдыха;
    • оказание маркетинговых, рекламных услуг;
    • осуществление благотворительной деятельности;
    • производство и реализация плодовых, виноградных и иных саженцев и прививок;
    • внешнеэкономическая деятельность.

    Численность учредителей по состоянию на 01.01.2009 года составляла 1054 человек.

    Общая земельная площадь на 01.01.2009 г. : - 10956 га

    в т.ч. с/х угодия – 8787 га

    из  них: пашня – 1795 га

    многолетние насаждения –6436 га

    пастбища  –556 га

    А/Ф  Южная – одна из самых крупных  с/х производителей Темрюкского  района, а по выращиванию винограда  – одна из самых крупнейших в  России. Основное производственное направление  хозяйства – выращивание и переработка винограда. Кроме того производится: зерно, плоды, овощи, мясо, молоко. В состав агрофирмы входят семь отделений, винзавод, автогараж, строительный цех, ремонтные мастерские, молочно – товарная ферма и другие вспомогательные и подсобные участки. 
 

2. Основные показатели деятельности предприятия.

Основные показатели деятельности ОАО А/Ф «Южная»  за 2007-2009гг приведены в таблице 1.

    Таблица 1 - Основные показатели деятельности ОАО А/Ф «Южная»

Показатель 2007

(тыс.руб.)

2008 год

(тыс.руб.)

2009 год

(тыс.руб.)

Абс. откло-нение

(тыс.руб.)

Темп роста,

%

1. Выручка от реализации, тыс. р. 810503 808044 979447 168944 120,8
2. Товарная продукция, тыс. р. - 776640 968528 191888 124,7
3. Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. 423561 447001 622875 199314 147
4. Сумма материальных затрат, тыс.р. 979206 960585 896599 -82607 91,6
5. Среднегодовая стоимость ОС, тыс.р. 1187396 1338140 1338358 150962 112,7
6. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. 1203416 1038748 856309 -347107 71,1
7 Среднесписочная численность персонала, чел.   2229 1943 -286 87,2
8 Фонд заработной платы, тыс. руб. 218376 253339 238513 20137 109.2
9 Среднемесячная зарплата, руб.   9470 10200 730 107,7
10 Прибыль от реализации продукции, тыс. р.   316956 319644 2688 100,8
11 Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб 111245 261321 289904 178659 260,6
12 Чистая прибыль, тыс. руб 295378 253701 267678 -27700 90,6
13 Фондоотдача, руб./руб.   5,8 7,2 1,4 124
14 Производительность труда, тыс. руб. на чел.   101,23 109,41 35,01 1,5
15 Общие затраты, тыс. руб.   960585 896599 -63986 93,3
16 Материалоотдача, руб./руб.   1,89 1,44 -0,13 91,5
  17 Рентабельность производства 110 94 103 -7 93,6

Информация о работе Функции менеджмента