Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:32, курсовая работа
В данной курсовой рассматриваются основные функции менеджмента как области управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии с задачами социально-экономического развития.
В работе рассмотрены следующие основные функции менеджмента: планирование и прогнозирование, организация, мотивация, контроль и координация. Реализация рассмотренных функций менеджмента проанализирована на примере организации управления Открытого акционерного общества агрофирмы «Южная», далее именуемой ОАО АФ «Южная».
ВВЕДЕНИЕ 2
I ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА 3
II ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 7
1. Планирование
2. Создание организационных структур
3. Мотивация
4. Контроль
5. Координация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Выборочный контроль работы сотрудников также может быть полезен. При этом наряду с выборкой людей полезна и выборка из совокупности дел, которыми занимается данный сотрудник. Сравнительно небольшие затраты времени менеджера позволяют держать под контролем обе рассматриваемые совокупности, каждый элемент который имеет некоторую (одну и ту же для всех элементов совокупности) вероятность быть отобранным т тщательно проконтролированным.
Необходимо
также упомянуть и о новом
направлении менеджмента –
Таким образом, развитие менеджмента в ХХ в. можно описать формулой: от Файоля к контроллингу. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV - XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и др. странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х годов.
Контроллинг
- это инструмент менеджера, но сам по
себе он не может обеспечить успех предприятия
и не может освободить менеджеров от функций
управления.
5.
КООРДИНАЦИЯ.
Центральной функцией менеджмента является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организовывания, мотивации и контроля), а также действие руководителей.
Одно из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Обратим внимание на важность эффективной организации потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней.
Поэтому совершенно необходимы регулярные совещания менеджеров. Не так легко грамотно подготовить и провести совещание, добиться принятия полезных для работы фирмы решений. Необходимо заранее обеспечить участников необходимой информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог начальника, и т.д. Это - наука и искусство, которыми должен владеть менеджер. Надо иметь в виду, что хорошо разработаны и методы срыва совещаний, превращения их в пустое времяпровождение, а также методы организации коллективного принятия решений, выгодных кому-либо лично, но не фирме. Менеджер должен быть готов к активной борьбе с подобными поползновениями.
На некоторых совещаниях проводятся голосования. К настоящему времени теория голосования достаточно разработана, и установлено, что результат голосования во многих случаях зависит от процедуры голосования и методов принятия решения. Так, председательствующий может спросить "кто за?", а может и по другому: "Есть ли у кого возражения?". В первом случае естественно принять тот вариант, за который подано наибольшее число голосов "за", а при втором - тот, против которого меньше всего возражений. А как быть, если один вариант имеет много сторонников и заметное число противников, а остальные оставляют участников совещания равнодушными? Этот пример показывает, как важно заранее утвердит регламент совещания.
Координация действий менеджеров происходит и при подготовке документов - планов, приказов, предложений, направляемых в другие организации, ответов на распоряжения и запросы властей и др. Обычно один из сотрудников - назовем его Исполнителем - готовит первоначальный вариант документа. Он размножается и рассылается на отзыв заинтересованным в нем менеджерам, а иногда и в другие организации. Исполнитель составляет сводку отзывов, с одними из замечаний соглашается, против других высказывает возражения. Затем собирают т.н. "согласительное совещание", на которое приглашают всех тех, с чьим мнением Исполнитель не согласен. В результате дискуссии по ряду позиций достигается компромисс, и возражения снимаются. Окончательное решение по проекту документа с учетом оставшихся возражений принимает генеральный директор или Совет директоров, т.е. высшая инстанция в данной организации. Именно такова процедура подготовки Законов РФ, государственных стандартов и иных ответственных документов.
Во многих случаях эта процедура заменяется на визирование, при котором свое согласие менеджеры выражают, накладывая на документ визу, т.е. расписываясь (иногда добавляя несколько слов по затрагиваемой проблеме). Например, подготовленное для отправки в другую организацию письмо визируют руководители нескольких отделов, и генеральный директор его подписывает от имени фирмы, не вникая в суть (поскольку каждый день он подписывает десятки писем, то вникать некогда). Адресату уходит письмо, на обратной стороне которого указаны фамилия и телефон Исполнителя (поскольку адресат тоже хорошо знаком с процедурой подготовки документов, он понимает, что по конкретным вопросам надо обращаться к Исполнителю, а не к генеральному директору). В архиве фирмы остается письмо с визами, так что в случае необходимости легко выяснить, кто составил и одобрил документ.
Менеджер должен быть уверен в своей точке зрения и уметь ее отстаивать. Но для блага дела иногда полезно идти на компромиссы, открыто заявляя: "Я с Вами не согласен, я остаюсь на своей точке зрения, но ради блага фирмы, ради возможности совместной работы готов пойти на то-то и то-то". Искусство компромисса - одно из самых сложных, но и необходимых для менеджера.
Все
перечисленные функции не просто
составляют единое целое. Они переплетены
друг с другом, проникают друг в
друга так, что порой их трудно
разделить.
(на
примере ОАО АФ
«Южная»)
Виноградарская аграрная акционерная фирма открытого типа «Южная» организована с 21.01.1993 года на основании постановления правительства Российской Федерации № 88 от 29.10.1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», а также постановлением главы администрации Темрюкского района Краснодарского края № 90 от 21.01.1993 года на базе совхоза «Южный».
А/Ф Южная расположена в западной части Таманского полуострова, между двумя морями. На севере омывается Таманским заливом, на западе и юге Черным и Азовским морями. Административно –хозяйственный центр –ст. Тамань, ул.Карла Маркса, 158, ж/д станция – ст. Тамань (пос. Сенной).
Основными видами деятельности являются:
Численность учредителей по состоянию на 01.01.2009 года составляла 1054 человек.
Общая земельная площадь на 01.01.2009 г. : - 10956 га
в т.ч. с/х угодия – 8787 га
из них: пашня – 1795 га
многолетние насаждения –6436 га
пастбища –556 га
А/Ф
Южная – одна из самых крупных
с/х производителей Темрюкского
района, а по выращиванию винограда
– одна из самых крупнейших в
России. Основное производственное направление
хозяйства – выращивание и переработка
винограда. Кроме того производится: зерно,
плоды, овощи, мясо, молоко. В состав агрофирмы
входят семь отделений, винзавод, автогараж,
строительный цех, ремонтные мастерские,
молочно – товарная ферма и другие вспомогательные
и подсобные участки.
2. Основные показатели деятельности предприятия.
Основные показатели деятельности ОАО А/Ф «Южная» за 2007-2009гг приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные показатели деятельности ОАО А/Ф «Южная»
Показатель | 2007
(тыс.руб.) |
2008 год
(тыс.руб.) |
2009 год
(тыс.руб.) |
Абс. откло-нение
(тыс.руб.) |
Темп роста,
% |
1. Выручка от реализации, тыс. р. | 810503 | 808044 | 979447 | 168944 | 120,8 |
2. Товарная продукция, тыс. р. | - | 776640 | 968528 | 191888 | 124,7 |
3. Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. | 423561 | 447001 | 622875 | 199314 | 147 |
4. Сумма материальных затрат, тыс.р. | 979206 | 960585 | 896599 | -82607 | 91,6 |
5. Среднегодовая стоимость ОС, тыс.р. | 1187396 | 1338140 | 1338358 | 150962 | 112,7 |
6. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. | 1203416 | 1038748 | 856309 | -347107 | 71,1 |
7 Среднесписочная численность персонала, чел. | 2229 | 1943 | -286 | 87,2 | |
8 Фонд заработной платы, тыс. руб. | 218376 | 253339 | 238513 | 20137 | 109.2 |
9 Среднемесячная зарплата, руб. | 9470 | 10200 | 730 | 107,7 | |
10 Прибыль от реализации продукции, тыс. р. | 316956 | 319644 | 2688 | 100,8 | |
11 Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб | 111245 | 261321 | 289904 | 178659 | 260,6 |
12 Чистая прибыль, тыс. руб | 295378 | 253701 | 267678 | -27700 | 90,6 |
13 Фондоотдача, руб./руб. | 5,8 | 7,2 | 1,4 | 124 | |
14 Производительность труда, тыс. руб. на чел. | 101,23 | 109,41 | 35,01 | 1,5 | |
15 Общие затраты, тыс. руб. | 960585 | 896599 | -63986 | 93,3 | |
16 Материалоотдача, руб./руб. | 1,89 | 1,44 | -0,13 | 91,5 | |
17 Рентабельность производства | 110 | 94 | 103 | -7 | 93,6 |