Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:18, контрольная работа
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Организационная структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются следующие:
- ускоренная разработка
новых видов продуктов под
воздействием
- интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;
- систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.
1.1.3 Мотивация
Руководитель всегда должен
помнить, что даже прекрасно составленные
планы и самая совершенная
структура организации не имеют
никакого смысла, если кто-то не выполняет
фактическую работу организации. И
задача функции мотивации заключается
в том, чтобы члены организации
выполняли работу в соответствии
с делегированными им обязанностями
и сообразуясь с планом. Руководители
всегда осуществляли функцию мотивации
своих работников, осознавали они
это сами или нет. Раньше считалось,
что мотивирование - это простой
вопрос, сводящийся к предложению
соответствующих денежных вознаграждений
в обмен за прилагаемые усилия.
На этом основывался подход к мотивации
школы научного управления. Исследования
в области поведенческих наук
продемонстрировали несостоятельность
чисто экономического подхода. Руководители
узнали, что мотивация, т.е. создание
внутреннего побуждения к действиям,
является результатом сложной
В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация как основная функция
менеджмента связана с
Потребности - это осознанное
отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение
к действию. Первичные потребности
заложены генетически, а вторичные
вырабатываются в ходе познания и
обретения жизненного опыта. Потребности
невозможно непосредственно наблюдать
или измерять. Об их существовании
можно судить лишь по поведению людей.
Потребности служат мотивом к
действию. Потребности можно
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.
Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.
Теория ожиданий основывается
на предположении, что человек направляет
свои усилия на достижение какой-либо
цели только тогда, когда будет уверен
в большой вероятности
В рамках теории справедливости
предполагается, что люди подвергают
субъективной оценке отношение вознаграждения
к затраченным усилиям и
1.1.4 Контроль
Непредвиденные обстоятельства
могут заставить организацию
отклониться от основного курса,
намеченного руководством первоначально.
И если руководство окажется неспособным
найти и исправить эти
Контроль-это системное
наблюдение за выполнением планов,
заданий и результатами хозяйственной
деятельности, обеспечение с помощью
информации обратной связи с управляемым
объектом. Учет и контроль необходимы
для управления плановой, финансовой,
производственной и трудовой дисциплины
на предприятии. Контроль как основная
функция менеджмента объединяет
все виды управленческой деятельности,
связанные с формированием
Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль обычно
реализуется в форме
Текущий контроль осуществляется,
когда работа уже идет и обычно
производится в виде контроля работы
подчиненного его непосредственным
начальником. Заключительный контроль
осуществляется после того, как работа
закончена или истекло
Текущий и заключительный
контроль основывается на обратных связях.
Управляющие системы в
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.
На втором этапе сравнения
показателей функционирования с
заданными стандартами
Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.
Контроль является эффективным,
если он имеет стратегический характер,
нацелен на достижение конкретных результатов,
своевременен, гибок, прост и экономичен.
Когда организации осуществляют
свой бизнес на зарубежных рынках, функция
контроля приобретает дополнительную
степень сложности. Контроль на международном
масштабе является особенно трудным
делом из-за большого числа различных
областей деятельности и коммуникационных
барьеров. Результативность контроля
можно улучшить, если периодически
проводить встречи
1.2 Качества менеджера
Есть определенные качества, которые в обязательном порядке должны быть присущи профессиональному менеджеру.
Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые. Познакомимся с ними.
К личным качествам в первую очередь относятся честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.
Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим Посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.
Менеджер должен оберегать дружеские и семейные, да и просто человеческие отношения, которые сами собой не сохраняются, но поддерживать лишь наиболее важные личные контакты с теми, кто по-настоящему привлекают и обогащают жизнь, не соглашаться из вежливости на все требования и просьбы окружающих.
Информация о работе Функции менеджера в организации. Структура профессиональных отношений менеджера