Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:39, контрольная работа
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Проблема заключается в том, что режиссеры обычно воспринимают сценический менеджмент как нечто само собой разумеющееся. Если он профессиональный, то его не замечают, как сервис в первоклассном отеле. Но плохой сценический менеджмент обычно замечают довольно быстро, т.к. это мешает работе режиссера.
Каковы же составляющие сценического менеджмента? Умение писать безупречные реплики к пьесам, организовать умелую поддержку суфлера, вести ясные и понятые «книги» или документацию постановки — все это я буду рассматривать как нечто само собой разумеющееся. Будучи режиссером и главой Королевской Шекспировской Труппы и Национального Театра Великобритании, я многие годы воспринимал все эти умения как норму. Я предлагаю сосредоточиться на искусстве — или, если вам это больше нравится, на неосязаемых, неуловимых моментах.
Группа сценического менеджмента — и в особенности ее глава — задает настроение и атмосферу работы. Сценическим менеджерам приходиться объединять в команду весь персонал театра — актеров и техников, кроме того, они должны поддерживать связь с администрацией театра. От них веет дисциплиной: они должны приходить вовремя, не тратить время попусту, напряженно работать. Эта дисциплинированность постоянно присутствует в атмосфере и перенимается всем персоналом театра добровольно, без принуждения.
Сценические менеджеры должны все предвидеть заранее. Они должны не объяснять, почему что-то не работает, не находить оправдания ошибкам, а создать такую атмосферу, в которой все работает и все возможно.
Сценические менеджеры должны овладеть искусством дипломатии. Они должны проявлять деликатность в работе с актерами, понимая стресс и напряжение творчества. В то же время, они не должны как-либо выделять ведущих актеров и пренебрегать исполнителями мелких ролей. Важно то, что все они вносят свой вклад в успех пьесы. Им необходимо доверие режиссера, чтобы в нужный момент мягко поправить его, если он ведет себя неблагоразумно или откровенно глупо. Но превыше всего — то, что они должны создавать атмосферу энтузиазма, напряженной работы и веры в успех.
2.2
Менеджмент в театральной
деятельности.
Литература
1.Жаркова Л.С. Деятельность учреждений
культуры. М., 1998. 222с.
2.Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление
персоналом: Учебник. М.: МГУКИ, 2001.359с.
3.Котов В.И. Советы менеджеру. М., 1991. 69 с.
4.Рудич М.И. Менеджмент социально-культурной
сферы. Основы технолоии: Учебное пособие.
Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.208с.
5.Тульчинский Г.Я. Технология менеджмента
в сфере культуры. СПб., 1996.
6.Чижиков В.М. Маркетинговые модели социокультурного
менеджмента // Актуальные проблемы социокультурного
менеджмента. М.: МГУКИ, 2002. С. 69-90.
7. 2. Барков С.А. Управление персоналом.
[Текст] / С.А. Барков.- М.: 1996.-С.56-70.
8. 6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. [Текст] / М. Мескон, М.Альберт,
Ф. Хедоури. - М.: 2002.- С.135-170.
9. Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры.
Опыт России и США. - СПб.: СПбГУКИ, 2003.
10.Герасимова Л.Н. Маркетинговое управление:
информационно-документальные ресурсы:
Учебное пособие. М.: МГУКИ. 2000. 190с.
11.Драгичевич-Шешич М. Экономика культуры
// Арт-менеджер. М., 2002. № 1.
12.И. Настольная книга менеджера по кадрам.
М.: Норма-Инфра, 1998. 349с.
13. В.М. Чижиков, В.В. Чижиков введение
в социокультурный менеджмент.
Менеджер — центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников, и хорошая реклама. Однако, если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни люди — она может лишиться и того и другого.
Что значит быть хорошим менеджером? Один известный американский ученый в разговоре с крупнейшим специалистом по подготовке менеджеров спросил его, в чем разница между хорошим и плохим менеджером. Тот ответил коротко: «Все очень просто, хороший менеджер обеспечивает выполнение работы».
Почему так важны цели?
Все вы наверняка читали в детстве книгу Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Помните первую встречу Алисы с Чеширским Котом?
«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно... — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот*.
В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов менеджмента: цель определяет направление движения. Говоря тем языком, которым мы пользовались в главе 3, именно цель определяет, что, сколько, где и как будет делать фирма. Любое решение, принимаемое в фирме, должно быть продиктовано стремлением приблизиться к цели.
Чем бы ни занимался менеджер в фирме: производством или рекламой, финансами или подбором персонала, ему придется решать все те задачи, которые перечислены на схеме (см. 4.1): ставить цели, строить план действий, уметь организовать работу, заинтересовать людей в ее результатах, проверять, все ли идет как надо, и предвидеть последствия своих решений.
Менеджер и его функции
Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Они:
* устанавливают
связи между операциями в
* обеспечивают выполнение организацией ее предназначения;
* разрабатывают
стратегию деятельности
* отвечают за
результаты деятельности
* обеспечивают связи организации с внешней средой;
* представляют
организацию в различных
Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:
* первая –
менеджер определяет основные
задачи организации, решает
* вторая – менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации;
* третья –
менеджер руководит
Менеджеров традиционно подразделяют на три уровня: низший, средний и высший.
Менеджеры низшего звена (младшие начальники) руководят работниками (не управляющими). Их напряженная работа характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой, время на решение задачи небольшое.
Менеджеры среднего
звена координируют и контролируют
работу младших начальников. Они
обычно возглавляют в организации
крупные подразделения и
Менеджеров высшего звена значительно меньше. Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом. Их работа не имеет четкого завершения, содержит значительный риск. Их труд высоко ценится и, как правило, хорошо оплачивается.
Рекомендуется следующая структура рабочего времени менеджеров высшего уровня: стратегические задачи – 60% времени, тактические – 25%, оперативные – 15%; менеджеров среднего звена – соответственно 25, 50 и 25%; менеджеров низшего звена – 10, 25 и 65%.
Признание особой роли менеджеров поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается, прежде всего, в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а прежде всего – организатором, психологом, социологом.
К любому менеджеру предъявляются требования:
* наличие знаний
в области управления
* компетентность в вопросах технологии отрасли;
* владение навыками
предпринимательства, умение
* умение принимать обоснованные решения с участием нижестоящих работников, привлекать их к исполнению;
* наличие опыта
и знаний в области анализа
экономической ситуации на
* умение анализировать деятельность конкурентов;
* умение предвидеть развитие конъюнктуры, государственного регулирования экономики.
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К организаторским способностям относятся: адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость); контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей); стрессоустойчивость (интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание); доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).
Важнейшее требование к менеджеру – умение управлять людьми, а именно:
* знание своих
прямых подчиненных, их
* знание условий,
связывающих предприятие и
* психологическая компетентность менеджера;
* умение устранять
неспособных с целью
Менеджер должен
обладать также лидерскими качествами.
Лидер имеет иной характер действий,
чем обычный менеджер-
Менеджеры направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию, четко регламентируя права и обязанности. Лидеры же определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. При этом лидер должен быть психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей. Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему.
5.2. Стили руководства
Стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяется факторами объективного и субъективного характера: задачами и функциями коллектива, условиями его работы, размерами и структурой, индивидуальными качествами и опытом руководителя и т.д.
Диапазон стилей руководства простирается от полной демократии до абсолютной автократии. Исследования позволили выявить три наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный или автократический, демократический и либеральный, хотя на практике не часто встречаются руководители, придерживающиеся исключительно того или иного стиля. Чаще наблюдаются сочетания элементов разных стилей.
Основные черты
каждого стиля руководства
Таблица 2
Содержание стилей руководства
Параметры
Авторитарный стиль
Демократический стиль
Либеральный стиль
Природа стиля
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера
Делегирование полномочий с сохранением ключевых позиций у лидера
Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы (организации)
Прерогатива в установлении целей и выборе средств
Принятие решений разделено по уровням на основе участия
Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху
Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях
Информация о работе Функции и задания менеджера в организации эффективной работы театра