Функции и задания менеджера в организации эффективной работы театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:39, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Работа содержит 1 файл

Функции и задания менеджера в организации эффективной работы театра.doc

— 429.00 Кб (Скачать)

Функции и задания менеджера  в организации  эффективной работы театра

Введение

     По  мере вхождения Украины в рынок менеджмент в сфере культуры начал приобретать особое значение. В этом утверждении нет никакого преувеличения. Практика показывает, что любая творческая деятельность нуждается в материальном, прежде всего финансовом, обеспечении. Но хорошо известно, что самое щедрое финансирование может превратиться в растрату при отсутствии грамотного, успешного менеджмента. Кроме того, современные организационные технологии во многих случаях позволяют добиться достаточно высокого уровня финансирования культуры при условии их успешного применения. 
 Таким образом, профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения. 
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес. 
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы. 
 Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. 
 В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы. 
   Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

      
1. Менеджмент в театре

   Театр – это учреждение культуры, осуществляющее профессиональную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, нравственное, умственное и художественное совершенствование человека. Основными видами деятельности театра является: 
 
- Подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений; 
-Организация гастролей, концертов; 
-Проведение творческих вечеров, фестивалей, конкурсов. 
Основными задачами театра является: развивать, развлекать, воодушевлять, создавать произведения искусства. 
 Татр имеет эффективную организацию и придерживается в своей работе установленных профессиональных норм. Обеспечивается сотрудничество с соответствующими партнерами, с группами пользователей и другими профессионалами на местном региональном, общегосударственном и международном уровнях. Предоставляемые услуги физически доступны всем жителям. Комфортность зала и удобство доступа к театру. Технологии анализа театрального продукта и сегментирование рынка. Анкетирование с целью сбора данных о зрителе, анкетирование с целью выявление предпочтений зрителей, анкетирование с целью увеличения продаж билетов. Фильтрация выявленных эмоциональных предложений. Профессиональная подготовка и непрерывное образование сотрудников театра. Организовываются программы, проходящие вне здания театра которые обслуживают и обучают потребителей.

  Театр – очень специфическая вещь соединяющая очень разные профессии. К тому же  тут есть свои особенности. Например, художник в театре – не вполне художник. Он нацелен на создание некоего объекта, который называется спектакль. Композитор в театре – это тоже не самостоятельная фигура, а человек, создающий музыку «для»… Весь коллектив – представители различных специальностей – работает на это «для». В том числе завязанные на технику: звукорежиссеры, художники по свету, рабочие сцены и др. В целом это гигантский человеческий механизм – машина, которая должна быть объединена целью создания произведения, парящего вне нас.

  Поэтому прекрасно подготовленные специалисты должны уметь работать в команде. И тот же художник, говоря по-нашему, не знающий действенного анализа пьесы и роли, не может работать в театре. Он обязан понимать, что такое пьеса, что такое актер как человек в предложенном им костюме. Ведь и костюм создается по индивидуальности персонажа и его характеру, стилистике произведения. То есть речь о гигантском количестве взаимопроникающих профессий создателей спектакля.

  Актуальна в театре профессия менеджера, которая до сих пор не оценена как художественная. Сегодня обязанность менеджера в театре не только распространять билеты через театральные кассы города, а думать, как продвинуть тот или иной спектакль, как работать со зрительской аудиторией. К тому же менеджер тоже должен уметь работать в команде. Сегодня такое умение – это страшный дефицит. Каждый знает что-то свое, и не в курсе, что творится в соседнем цехе.

  Что значит быть хорошим менеджером? Один известный американский ученый в разговоре с крупнейшим специалистом по подготовке менеджеров спросил его, в чем разница между хорошим и плохим менеджером. Тот ответил коротко: «Все очень просто, хороший менеджер обеспечивает выполнение работы».

В работе менеджера очень важны цели?

В книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» вспомним первую встречу Алисы с Чеширским Котом:

- «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

- Мне все равно... — сказала Алиса.

- Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот».

  В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов менеджмента: цель определяет направление движения. Именно цель определяет, что, сколько, где и как будет делать театр. Любое решение, принимаемое в театре, должно быть продиктовано стремлением приблизиться к цели.

Чем бы ни занимался менеджер : производством или рекламой, финансами или подбором персонала, ему придется решать все  задачи: ставить цели, строить план действий, уметь организовать работу, заинтересовать людей в ее результатах, проверять, все ли идет как надо, и предвидеть последствия своих решений.

  Театровед С.Лэнгли, прослеживая эволюцию американского театра, классифицирует театральных продюсеров следующим образом: 
1750-1850 – (первое столетие существования профессионального театра в Америке) наивные менеджеры применительно финансовых вопросов. 
1850-1950 – менеджеры-бизнесмены, которые управляли профессиональным театрам и создавали прибыльные коммерческие предприятия. 
С 1950-х – арт-менеджеры, которые понимают, что на границе третьего столетия существования американского театра при безусловной важности экономики, если театр желает выжить, менеджер должен принимать на себя и художественную ответственность. 
 Театральная индустрия Америки эволюционировала от производства массового продукта 50-х гг. к гибкой специализации 80-90-х гг. прошлого века, во многом благодаря пониманию новой роли менеджера в театральном искусстве. Ещё в 1965 г. в докладе группы экспертов Фонда Рокфеллера "Исполнительское искусство: проблемы и перспективы", были обозначены новые виды ответственности, которые определяли хорошего арт-менеджера как: человека, какой хорошо разбирается в искусстве, которым он занимается, импресарио, исследователя рынка, дипломата, просветителя, эксперта по связям с общественностью, проникновенного человека с опытом, служителя общества, неутомимого законопослушного лидера, тирана и вечного студента. 
 Учитывая, что сравнительно «молодая» американская культура не имеет таких богатых национальных традиций, которые присутствуют в нашей культуре и истории, к этим качествам необходимо добавить ещё одно - искреннюю любовь к родной культуре и к продвигаемому виду искусства (в данном случае, древнее искусство театр). 
 Как справедливо замечает В.Е. Новаторов, содержание социально культурной деятельности столь широко, а задачи столь ответственны, что необходима специализация, т.е. освоение более предметного культурного пространства, использование узких технологий. Создание и продвижение театральных проектов, которые определяются национальной спецификой, требуют менеджера, который специализируется именно на данном виде деятельности и может: 
- знать методики и уметь проводить маркетинговые исследования, которые отображают востребованность театра , показывают их роль в развитии национальных традиций, ; 
- разрабатывать проекты, которые выделяются национальным колоритом и самобытностью; 
- хорошо представлять специфику театра , его творческие возможности;

-особенности зрительской аудитории, в том числе детской; 
- знать специфику организации гастрольной деятельности коллектива театра , структуру международных контактов театральных коллективов; 
- регулировать и координировать деятельность организаций культуры и структурных подразделений театра ; 
- устанавливать деловые связи с государственными и коммерческими банками, спонсорами и партнерами, понимать их потребности и согласовывать с выгодами для коллектива театра; 
- стимулировать успешную деятельность и заинтересованность творческих кадров и персонала театра, содействовать их творческому и профессиональному росту, позиционировать одаренных актёров и других деятелей театрального коллектива и т.д. 
- налаживать долгосрочные связи с драматургами, композиторами, художниками.

 

2. Организационно-функциональная структура театра 
Руководство театра – должностные лица, организующие работу театра: 
-Художественный руководитель театра; 
-Директор тетра; 
-Главный администратор, главный бухгалтер и главный инженер; 
-Заведующие подразделениями и производственными мастерскими; 
-Заведующий костюмерной; 
-Заведующий билетными кассами. 
Внешняя среда организации: 
а) потребители: зрители всех возрастов; 
б) конкуренты: нет конкурентов; 
в) органы управления: департамент культуры, департамент имущественных отношений; 
г) Уникальность собственно трудового процесса в театре предопределяется набором специфических ресурсов, осуществляющих общественно полезную деятельность: 
К ним следует относить: а) социально-психологические ресурсы, включающие в себя общеобразовательные и профессиональные знания, умения,навыки;производственныйопыт;профессионально-квалификационный уровень всех работников театра, состояние их здоровья, уровень культуры и др.;

б) информационные ресурсы - конструкторскую и другую аналогичную документацию, различные виды специализированной управленческой информации, программы на технических носителях, магнитных лентах и др.; в) научные ресурсы - научные знания, достижения, открытия, изобретения и др.;

г) художественно-творческие ресурсы - талант (высокую степень одаренности), мастерство (артистичность, виртуозность), профессиональный опыт и др.

3. Методы управления

  Методы управления – это инструменты, способы воздействия управляющего субъекта на различные управляемые объекты, в качестве которых в театре выступают трудовой коллектив, контингент пользователей, технологические процессы, экономические ресурсы (финансы, материально-техническая база). 
 Методами управления называется совокупность способов и приемов целенаправленного воздействия органов управления театром на управляемый объект (директор театра – на возглавляемый им коллектив). 
 Методы управления классифицируют по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия – при использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание условий для достижения высокой эффективности работы. Можно выделить методы формального и неформального воздействия, соотношение которых в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, его поведение в коллективе. 
 Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку различают: 
-Организационные методы (в том числе административные); 
-Экономические методы; 
-Социально-психологические методы. 
 Организационные методы включают регламентирование, нормирование, инструктирование, методы распорядительного и дисциплинарного воздействия. Административные методы управления занимают особое место в такой системе и включают приемы и способы воздействия субъектов управления на объект на основе силы и авторитета власти: законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций. Эти методы устанавливают и регулируют обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного. 
 Основным административным методом управления является метод принуждения, требующий от подчиненных неукоснительного принятия распоряжения вышестоящего органа к исполнению, критика или обсуждения не допускаются. Метод принуждения реализуется в устной или письменной форме. Устный приказ – это прямое внушение, требующее от руководителя как субъекта власти большой психологической силы. 
 Основным звеном новой целостной и динамической системы управления, создаваемой в нашей стране, служит переход на всех уровнях к экономическим методам управления. Экономические методы позволяют усилить внутренние стимулы саморазвития, развернуть творческую инициативу, полнее использовать объективные экономические законы в целях достижения конечных результатов с наименьшими затратами труда и материальных ресурсов. Экономическими методы в современном театре все шире внедряются через те или иные формы хозрасчетной деятельности, введения различного рода платных услуг, систему материального стимулирования. Именно они и определяют роль руководителя театра как менеджера. В связи с возрастанием роли социальных отношений, необходимостью укрепления и оптимального развития театрального коллектива особо важными факторами эффективного управления становятся социально-психологические методы. Ответственность руководителя за повышение уровня работы с кадрами, профессиональной активности работников театра обуславливает необходимость овладения рекомендациями психологов и социологов по созданию благоприятного морального климата в коллективе и особо фирменного стиля работы театра. 
 Специфика социально-психологических методов заключается в значительной доле использования в процессе управления неформальных факторов, интересов личности, группы и коллектива в целом. В этом смысле особенно важными представляются следующие моменты: 
-Формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;

-Создание и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы совместной работы; 
-Установление и развитие социальных норм поведения; 
-Поведение воспитательной работы, необходимой для создания фирменного стиля театра повышения его имиджа, авторитета в современном социуме. 
 Директор театра, выступающий как организатор делового общения сотрудников коллектива, использует обычно в своей практике все три группы методов, и они накладывают свой отпечаток на содержание и сущность общения и взаимоотношений между руководителем и подчиненным.
 

4. Функции управления

  Всю многообразную деятельность по управлению организацией как социотехничесткой системой можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа функций. Функция – это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявления как целого, проявления которой становятся условием проявления как целого. 
Ключевыми функциями являются: 
-Планирование; 
-Учет; 
-Организация; 
-Стимулирование; 
-Контроль. 
 Иногда указывается большее число функций, но любые иные виды управленческой деятельности работают на эти основные функции. Выполнение всех этих функций пронизано процессами передачи информации (коммуникациями). 
   Планирование театральной деятельности – это научное определение целей ее развития, задач и средств их реализации и показателей развития на определенный период. Оно занимает центральное место в системе управления, определяя основные направления работы театра на текущий период и на перспективу, что обеспечивает единство деятельности. В задачи управления входит сбалансирование планов, корректировка и согласование между собой планов структурных подразделений, направленные на координацию их деятельности по выполнению стоящих перед театром задач. 
 Учет как функция управления представляет собой регулярный и систематизированный сбор сведений и данных о состоянии и развитии театральной деятельности путем регистрации конкретных данных, характеризующих количественную и качественную стороны театральных процессов. 
 Организация работы театра – это деятельность субъекта управления, направленная на обеспечение функционирование театральной деятельности и достижение оптимальных результатов в ее работе. Она включает определение оптимальной структуры театра, построение театральных технологических процессов, обеспечение театра ресурсами (кадрами, финансами, материально-технической базой). 
 Функция стимулирования труда определяется как сознательно используемая форма воздействия на коллектив или отдельных работников для обеспечения их заинтересованности в высокопроизводительном труде, своевременного и качественного исполнения ими служебных обязанностей, перевыполнение норм, плановых заданий. Стимулирование осуществляется через систему моральных и материальных стимулов и направлено на выявление и использование инноваций, развитие рационализаторской работы в театре. Главными задачами стимулирования являются развитие инициативы и творческого отношения к труду всех театральных сотрудников, а также преодоление инертного отношения к новому, стойкого нежелания перемен. «Отрицательное» моральное стимулирование выступает как средство наказания и заключается в воздействии на сотрудника посредством замечания, предупреждения или выговора. Материальные стимулы, будучи выражением потребностей, выступают как осознанные интересы, когда экономическая заинтересованность работников используется для повышения эффективности театральной деятельности. Материальное стимулирование осуществляется в театре через систему заработной платы, премирования, развитие хозрасчета.
 

Информация о работе Функции и задания менеджера в организации эффективной работы театра