Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 02:39, контрольная работа
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Функции и задания менеджера в организации эффективной работы театра
Введение
По
мере вхождения Украины в рынок менеджмент
в сфере культуры начал приобретать особое
значение. В этом утверждении нет никакого
преувеличения. Практика показывает, что
любая творческая деятельность нуждается
в материальном, прежде всего финансовом,
обеспечении. Но хорошо известно, что самое
щедрое финансирование может превратиться
в растрату при отсутствии грамотного,
успешного менеджмента. Кроме того, современные
организационные технологии во многих
случаях позволяют добиться достаточно
высокого уровня финансирования культуры
при условии их успешного применения.
Таким образом, профессиональный менеджмент
в сфере культуры все в большей степени
становится своеобразным фундаментом
эффективной социально-культурной деятельности.
Именно этим и определяются практический
смысл и значение учебных материалов и
курсов, посвященных менеджмент-технологиям,
ориентированным на данную область применения.
Менеджмент в социально-культурной сфере
представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом
содержании раскрывается все богатство
менеджмента вообще – как уже говорилось,
в сфере культуры действуют самые различные
фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения
важны для уяснения возможностей сотрудничества
со сферой культуры других сфер деловой
активности. Главная особенность менеджмента
в социально-культурной сфере заключается
в том, что деньги в этой сфере зарабатываются
преимущественно не на основе простой
коммерции, а на основе привлечения средств
заинтересованных доноров: спонсорства,
патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство
– нарастание требований к менеджментной
компетентности специалистов и работников
социально-культурной сферы. Переход от
сугубо административно-
Более того, сама эта специфика заключается
отнюдь не в «усеченности» менеджмента,
а наоборот – в его расширительном применении.
Социально-культурная сфера включает
в себя деятельность как сугубо некоммерческую
(нонпрофитную), так и коммерческую (платные
услуги), как местного, так и (в том числе
– применительно к тому же виду деятельности)
международного масштаба.
1. Менеджмент
в театре
Театр
– это учреждение культуры, осуществляющее
профессиональную деятельность в целях
удовлетворения и формирования духовных
потребностей зрителей в сценическом
искусстве, нравственное, умственное и
художественное совершенствование человека.
Основными видами деятельности театра
является:
- Подготовка и показ спектаклей, а также
других публичных представлений;
-Организация гастролей, концертов;
-Проведение творческих вечеров, фестивалей,
конкурсов.
Основными задачами театра является: развивать,
развлекать, воодушевлять, создавать произведения
искусства.
Татр имеет эффективную организацию и
придерживается в своей работе установленных
профессиональных норм. Обеспечивается
сотрудничество с соответствующими партнерами,
с группами пользователей и другими профессионалами
на местном региональном, общегосударственном
и международном уровнях. Предоставляемые
услуги физически доступны всем жителям.
Комфортность зала и удобство доступа
к театру. Технологии анализа театрального
продукта и сегментирование рынка. Анкетирование
с целью сбора данных о зрителе, анкетирование
с целью выявление предпочтений зрителей,
анкетирование с целью увеличения продаж
билетов. Фильтрация выявленных эмоциональных
предложений. Профессиональная подготовка
и непрерывное образование сотрудников
театра. Организовываются программы, проходящие
вне здания театра которые обслуживают
и обучают потребителей.
Театр – очень специфическая вещь соединяющая очень разные профессии. К тому же тут есть свои особенности. Например, художник в театре – не вполне художник. Он нацелен на создание некоего объекта, который называется спектакль. Композитор в театре – это тоже не самостоятельная фигура, а человек, создающий музыку «для»… Весь коллектив – представители различных специальностей – работает на это «для». В том числе завязанные на технику: звукорежиссеры, художники по свету, рабочие сцены и др. В целом это гигантский человеческий механизм – машина, которая должна быть объединена целью создания произведения, парящего вне нас.
Поэтому прекрасно подготовленные специалисты должны уметь работать в команде. И тот же художник, говоря по-нашему, не знающий действенного анализа пьесы и роли, не может работать в театре. Он обязан понимать, что такое пьеса, что такое актер как человек в предложенном им костюме. Ведь и костюм создается по индивидуальности персонажа и его характеру, стилистике произведения. То есть речь о гигантском количестве взаимопроникающих профессий создателей спектакля.
Актуальна в театре профессия менеджера, которая до сих пор не оценена как художественная. Сегодня обязанность менеджера в театре не только распространять билеты через театральные кассы города, а думать, как продвинуть тот или иной спектакль, как работать со зрительской аудиторией. К тому же менеджер тоже должен уметь работать в команде. Сегодня такое умение – это страшный дефицит. Каждый знает что-то свое, и не в курсе, что творится в соседнем цехе.
Что значит быть хорошим менеджером? Один известный американский ученый в разговоре с крупнейшим специалистом по подготовке менеджеров спросил его, в чем разница между хорошим и плохим менеджером. Тот ответил коротко: «Все очень просто, хороший менеджер обеспечивает выполнение работы».
В работе менеджера очень важны цели?
В книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» вспомним первую встречу Алисы с Чеширским Котом:
- «Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
- Мне все равно... — сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот».
В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов менеджмента: цель определяет направление движения. Именно цель определяет, что, сколько, где и как будет делать театр. Любое решение, принимаемое в театре, должно быть продиктовано стремлением приблизиться к цели.
Чем бы ни занимался менеджер : производством или рекламой, финансами или подбором персонала, ему придется решать все задачи: ставить цели, строить план действий, уметь организовать работу, заинтересовать людей в ее результатах, проверять, все ли идет как надо, и предвидеть последствия своих решений.
Театровед
С.Лэнгли, прослеживая эволюцию американского
театра, классифицирует театральных продюсеров
следующим образом:
1750-1850 – (первое столетие существования
профессионального театра в Америке) наивные
менеджеры применительно финансовых вопросов.
1850-1950 – менеджеры-бизнесмены, которые
управляли профессиональным театрам и
создавали прибыльные коммерческие предприятия.
С 1950-х – арт-менеджеры, которые понимают,
что на границе третьего столетия существования
американского театра при безусловной
важности экономики, если театр желает
выжить, менеджер должен принимать на
себя и художественную ответственность.
Театральная индустрия Америки эволюционировала
от производства массового продукта 50-х
гг. к гибкой специализации 80-90-х гг. прошлого
века, во многом благодаря пониманию новой
роли менеджера в театральном искусстве.
Ещё в 1965 г. в докладе группы экспертов
Фонда Рокфеллера "Исполнительское
искусство: проблемы и перспективы",
были обозначены новые виды ответственности,
которые определяли хорошего арт-менеджера
как: человека, какой хорошо разбирается
в искусстве, которым он занимается, импресарио,
исследователя рынка, дипломата, просветителя,
эксперта по связям с общественностью,
проникновенного человека с опытом, служителя
общества, неутомимого законопослушного
лидера, тирана и вечного студента.
Учитывая, что сравнительно «молодая»
американская культура не имеет таких
богатых национальных традиций, которые
присутствуют в нашей культуре и истории,
к этим качествам необходимо добавить
ещё одно - искреннюю любовь к родной культуре
и к продвигаемому виду искусства (в данном
случае, древнее искусство театр).
Как справедливо замечает В.Е. Новаторов,
содержание социально культурной деятельности
столь широко, а задачи столь ответственны,
что необходима специализация, т.е. освоение
более предметного культурного пространства,
использование узких технологий. Создание
и продвижение театральных проектов, которые
определяются национальной спецификой,
требуют менеджера, который специализируется
именно на данном виде деятельности и
может:
- знать методики и уметь проводить маркетинговые
исследования, которые отображают востребованность
театра , показывают их роль в развитии
национальных традиций, ;
- разрабатывать проекты, которые выделяются
национальным колоритом и самобытностью;
- хорошо представлять специфику театра
, его творческие возможности;
-особенности
зрительской аудитории, в том числе детской;
- знать специфику организации гастрольной
деятельности коллектива театра , структуру
международных контактов театральных
коллективов;
- регулировать и координировать деятельность
организаций культуры и структурных подразделений
театра ;
- устанавливать деловые связи с государственными
и коммерческими банками, спонсорами и
партнерами, понимать их потребности и
согласовывать с выгодами для коллектива
театра;
- стимулировать успешную деятельность
и заинтересованность творческих кадров
и персонала театра, содействовать их
творческому и профессиональному росту,
позиционировать одаренных актёров и
других деятелей театрального коллектива
и т.д.
- налаживать долгосрочные связи с драматургами,
композиторами, художниками.
2.
Организационно-функциональная
структура театра
Руководство театра – должностные лица,
организующие работу театра:
-Художественный руководитель театра;
-Директор тетра;
-Главный администратор, главный бухгалтер
и главный инженер;
-Заведующие подразделениями и производственными
мастерскими;
-Заведующий костюмерной;
-Заведующий билетными кассами.
Внешняя среда организации:
а) потребители: зрители всех возрастов;
б) конкуренты: нет конкурентов;
в) органы управления: департамент культуры,
департамент имущественных отношений;
г) Уникальность собственно трудового
процесса в театре предопределяется набором
специфических ресурсов, осуществляющих
общественно полезную деятельность:
К ним следует относить: а) социально-психологические
ресурсы, включающие в себя общеобразовательные
и профессиональные знания, умения,навыки;
б) информационные ресурсы - конструкторскую и другую аналогичную документацию, различные виды специализированной управленческой информации, программы на технических носителях, магнитных лентах и др.; в) научные ресурсы - научные знания, достижения, открытия, изобретения и др.;
г) художественно-творческие ресурсы - талант (высокую степень одаренности), мастерство (артистичность, виртуозность), профессиональный опыт и др.
3. Методы управления
Методы
управления – это инструменты, способы
воздействия управляющего субъекта на
различные управляемые объекты, в качестве
которых в театре выступают трудовой коллектив,
контингент пользователей, технологические
процессы, экономические ресурсы (финансы,
материально-техническая база).
Методами управления называется совокупность
способов и приемов целенаправленного
воздействия органов управления театром
на управляемый объект (директор театра
– на возглавляемый им коллектив).
Методы управления классифицируют по
различным признакам. Так, нередко выделяют
методы прямого и косвенного воздействия
– при использовании первых предполагается
непосредственный результат воздействия,
вторые же направлены на создание условий
для достижения высокой эффективности
работы. Можно выделить методы формального
и неформального воздействия, соотношение
которых в практике управления отражает
характерные черты стиля управления. Методы
неформального воздействия включают воспитательную
работу руководителя, его поведение в
коллективе.
Наибольшее значение имеет классификация
методов управления на основе специфики
отношений, складывающихся в процессе
совместного труда. По этому признаку
различают:
-Организационные методы (в том числе административные);
-Экономические методы;
-Социально-психологические методы.
Организационные методы включают регламентирование,
нормирование, инструктирование, методы
распорядительного и дисциплинарного
воздействия. Административные методы
управления занимают особое место в такой
системе и включают приемы и способы воздействия
субъектов управления на объект на основе
силы и авторитета власти: законов, указов,
постановлений, приказов, распоряжений,
указаний, инструкций. Эти методы устанавливают
и регулируют обязанности, права, ответственность
каждого руководителя и подчиненного.
Основным административным методом управления
является метод принуждения, требующий
от подчиненных неукоснительного принятия
распоряжения вышестоящего органа к исполнению,
критика или обсуждения не допускаются.
Метод принуждения реализуется в устной
или письменной форме. Устный приказ –
это прямое внушение, требующее от руководителя
как субъекта власти большой психологической
силы.
Основным звеном новой целостной и динамической
системы управления, создаваемой в нашей
стране, служит переход на всех уровнях
к экономическим методам управления. Экономические
методы позволяют усилить внутренние
стимулы саморазвития, развернуть творческую
инициативу, полнее использовать объективные
экономические законы в целях достижения
конечных результатов с наименьшими затратами
труда и материальных ресурсов. Экономическими
методы в современном театре все шире
внедряются через те или иные формы хозрасчетной
деятельности, введения различного рода
платных услуг, систему материального
стимулирования. Именно они и определяют
роль руководителя театра как менеджера.
В связи с возрастанием роли социальных
отношений, необходимостью укрепления
и оптимального развития театрального
коллектива особо важными факторами эффективного
управления становятся социально-психологические
методы. Ответственность руководителя
за повышение уровня работы с кадрами,
профессиональной активности работников
театра обуславливает необходимость овладения
рекомендациями психологов и социологов
по созданию благоприятного морального
климата в коллективе и особо фирменного
стиля работы театра.
Специфика социально-психологических
методов заключается в значительной доле
использования в процессе управления
неформальных факторов, интересов личности,
группы и коллектива в целом. В этом смысле
особенно важными представляются следующие
моменты:
-Формирование трудовых коллективов с
учетом социально-психологических характеристик
людей;
-Создание
и поддержание благоприятной социально-психологической
атмосферы совместной работы;
-Установление и развитие социальных норм
поведения;
-Поведение воспитательной работы, необходимой
для создания фирменного стиля театра
повышения его имиджа, авторитета в современном
социуме.
Директор театра, выступающий как организатор
делового общения сотрудников коллектива,
использует обычно в своей практике все
три группы методов, и они накладывают
свой отпечаток на содержание и сущность
общения и взаимоотношений между руководителем
и подчиненным.
4. Функции управления
Всю
многообразную деятельность по управлению
организацией как социотехничесткой системой
можно представить в виде процесса выполнения
ограниченного числа функций. Функция
– это объективная составляющая управления,
такая часть управления как целого, проявления
как целого, проявления которой становятся
условием проявления как целого.
Ключевыми функциями являются:
-Планирование;
-Учет;
-Организация;
-Стимулирование;
-Контроль.
Иногда указывается большее число функций,
но любые иные виды управленческой деятельности
работают на эти основные функции. Выполнение
всех этих функций пронизано процессами
передачи информации (коммуникациями).
Планирование театральной деятельности
– это научное определение целей ее развития,
задач и средств их реализации и показателей
развития на определенный период. Оно
занимает центральное место в системе
управления, определяя основные направления
работы театра на текущий период и на перспективу,
что обеспечивает единство деятельности.
В задачи управления входит сбалансирование
планов, корректировка и согласование
между собой планов структурных подразделений,
направленные на координацию их деятельности
по выполнению стоящих перед театром задач.
Учет как функция управления представляет
собой регулярный и систематизированный
сбор сведений и данных о состоянии и развитии
театральной деятельности путем регистрации
конкретных данных, характеризующих количественную
и качественную стороны театральных процессов.
Организация работы театра – это деятельность
субъекта управления, направленная на
обеспечение функционирование театральной
деятельности и достижение оптимальных
результатов в ее работе. Она включает
определение оптимальной структуры театра,
построение театральных технологических
процессов, обеспечение театра ресурсами
(кадрами, финансами, материально-технической
базой).
Функция стимулирования труда определяется
как сознательно используемая форма воздействия
на коллектив или отдельных работников
для обеспечения их заинтересованности
в высокопроизводительном труде, своевременного
и качественного исполнения ими служебных
обязанностей, перевыполнение норм, плановых
заданий. Стимулирование осуществляется
через систему моральных и материальных
стимулов и направлено на выявление и
использование инноваций, развитие рационализаторской
работы в театре. Главными задачами стимулирования
являются развитие инициативы и творческого
отношения к труду всех театральных сотрудников,
а также преодоление инертного отношения
к новому, стойкого нежелания перемен.
«Отрицательное» моральное стимулирование
выступает как средство наказания и заключается
в воздействии на сотрудника посредством
замечания, предупреждения или выговора.
Материальные стимулы, будучи выражением
потребностей, выступают как осознанные
интересы, когда экономическая заинтересованность
работников используется для повышения
эффективности театральной деятельности.
Материальное стимулирование осуществляется
в театре через систему заработной платы,
премирования, развитие хозрасчета.
Информация о работе Функции и задания менеджера в организации эффективной работы театра