Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, реферат
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные понятия системы управления персоналом, сформулировать конкретные выводы и предложения, проанализировать конкретные функции и задачи службы управления персоналом, изучить значимость службы управления персоналом в организации, проанализировать социально – экономическое взаимодействие между элементами системы управления персоналом, рассмотреть важность такой профессии как менеджер по персоналу.
Оптимальным является соотношение, при котором на 70-100 сотрудников предприятия приходится один специалист по работе с персоналом.
Типы оргструктуры системы управления персоналом
Управление
персоналом и производством осуществляют
специальные управленческие органы,
построенные по известным типам
организационных структур: линейной,
функциональной, линейно-штабной,
Линейная структура управления персоналом имеет наиболее простые формы связи между субъектом и объектами управления; во главе каждого подразделения стоит один руководитель, выполняющий все управленческие функции. Каждый сотрудник отдела и организации в целом непосредственно подчиняется только указанному руководителю, и выполняют только его распоряжения.
Преимущества: получение заданий и распоряжений работником от своего непосредственного руководителя, полная ответственность каждого руководителя за результаты работы своих подчиненных, обеспечение сверху донизу единства руководства персоналом.Недостатки: руководитель должен обладать многосторонними знаниями о всех управляемых объектах, что в условиях динамичного развития рынка производства трудноосуществимо.
Функциональная структура управления персоналом способствует повышению эффективности управления персоналом за счет привлечения более квалифицированных специалистов-управленцев в конкретной сфере своей деятельности. Органы управления создаются по отдельным функциям: маркетинг, планирование, проектирование, менеджмент, финансирование.
Преимущества: гибкость в условиях рынка, легко реагирует на изменение требований по расширению производства конкурентоспособной продукции путем создания новых подразделений и служб. Недостатки: часто приводит к нарушению единства распорядительства и снижению ответственности исполнителей за качество и сроки выполнения работы, поскольку отдельный исполнитель может получать различные задания от функциональных служб.
Линейно-функциональная или комбинированная (штабная) структура управления представляет собой сочетание двух рассмотренных нами систем. При линейно-функциональном управлении у линейного руководителя появляется так называемый штаб, состоящий из различных функциональных органов, звеньев, отделов, групп или отдельных специалистов, соответствующих конкретной функции управления.
Недостатки: увеличение численности управленческого персонала и расходов на его содержание, оторванность аппарата управления от производства.
В чистом виде линейное управление сохраняется в руководстве производственными участками, особенно при бесцеховой структуре управления и при руководстве бригадами.
При этой структуре управления руководитель цеха избавлен от многочисленных обязанностей по оперативному планированию и учету выполняемых работ, которые осуществляются функциональными службами предприятия. Руководитель цеха и два его заместителя по сменам, а не по функциям, начальники участков и мастера обеспечивают стабильный ритм поточного производства, рациональное использование рабочего времени, эффективную занятость персонала. Для поточно-массового регламентированного производства бесцеховая структура управления персоналом считается наиболее эффективной и экономичной.
В системе управления персоналом на отечественных предприятиях, кроме традиционных, могут быть использованы и другие известные структуры управления: матричная, продуктовая, процессная, корпоративная, неформальная и др. При неформальном подходе к построению структур управления определяющее значение имеют не организационные формы разделения труда, а учет социально-психологических факторов, личности работников, их способностей и взаимоотношений между собой в процессе работы. Неформальные структуры управления персоналом повышают интерес работников к результатам своего труда,создают дополнительные условия для достижения более полной удовлетворенности в труде и тем самым обеспечивают более высокую эффективность функционирования как самой системы управления персоналом, так и всей системы организации производства продукции и выполнения рыночных услуг.
Распространенной формой организационной структуры является матричная структура. При такой структуре происходит наложение проектной структуры на постоянную функциональную структуру управления организацией. При этом под проектной структурой подразумевается временная структура, создаваемая в целях реализации конкретного проекта, для чего происходит объединение персонала в проектные группы. Члены проектной группы подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных подразделений, где работают постоянно. Руководители проектов устанавливают содержание и очередность работ, а руководители подразделений несут ответственность за их выполнение.
3. Профессиональный состав службы управления персоналом
Требования к составу службы управления персоналом
В Квалификационном справочнике должностей руководителей,специалистов и других служащих эта специальность разделяйся на должности: «инспектор по кадрам» и «специалист по кадрам». Если первой должности согласно этому справочнику отведена в основном работа с кадровыми документами,то должности«специалиста по кадрам» вменены в обязанность следующие виды работ: подбор и расстановка персонала;изучение и анализ штатной структуры предприятия; аттестация сотрудников;создание кадрового резерва предприятия; изучение рынка труда; планирование карьеры сотрудников предприятия; обучение и адаптация персонала; поддержание трудовой дисциплины предприятия; оформление документов о приеме-увольнении сотрудников; составление методических рекомендаций по деятельности должностных лиц предприятия; оформление документов по периодической отчетности.
Согласно этому же справочнику специалист по кадрам должен знать:законодательные и нормативные правовые акты; трудовое законодательство;методические рекомендации по выполняемой работе; структуру и штат предприятия;порядок проведения аттестаций и методы анализа структуры кадров, формирования банка данных работников предприятия; порядок и источники пополнения кадров; порядок составления отчетности по выполняемой работе; основы психологии и социологии труда, экономики, менеджмента; информационные технологии (средства ПК), средства коммуникации (факс, электронная почта, Интернет); правила и нормы охраны труда;порядок оформления, ведения и хранения кадровой документации.
Базовое образование, согласно тому же справочнику, для этой должности указывается как высшее профессиональное, причем без предъявления требований к стажу. На этом информация oб этой должности в справочнике исчерпывается.
Среди множества личных и профессиональных качеств,которыми должны обладать сотрудники службы по управлению персоналом, можно выделить следующие четыре.
1. Знание сферы производства.Сотрудники службы по управлению персоналом должны иметь четкое представление о видах выпускаемой продукции и выполняемых услугах, технологии и организации их производства, потребностях основных клиентов предприятия, составе и структуре рабочей силы, экономике и финансах предприятия, стратегии и тактике развитии фирмы и отрасли, управлении трудом, производством и персоналам, методах экономической оценки затрат и результатов, организации заработной платы и т.д.
2. Профессиональные знания в управлении персоналом. Сотрудники службы по управлению персоналом должны иметь глубокие теоретические знания и практические умения по таким научным проблемам, как взаимодействие наук о труде и персонале, потребности и потенциал человека, эффективность труда и уровень жизни людей, организация и нормирование труда, мотивация и стимулирование персонала, планирование карьеры, оценка работников, психология и физиология труда и т.п.
3. Лидерство и управление переменами.Сотрудники службы по управлению персоналом должны уметь определять основные направления развития организации, формулировать стратегические цели,вырабатывать методы реализации целей, совершенствовать работу по управлению персоналом, выбирать оптимальные решения в сфере управления человеческим фактором и др.
4. Способность к обучению и развитию. В современном производстве происходит непрерывное совершенствование техники и технологии, форм и методов управления, обновляется выпускаемая продукция.Способность к повышению профессиональных знаний и развитию творческого потенциала является важнейшим требованием к менеджерам по управлению человеческими ресурсами.
Менеджер по персоналу, или HR-менеджер (human resources, в переводе с английского означает«человеческие ресурсы»), должен соответствовать следующим требованиям:
» иметь высшее образование (требование по наличию психологического образования встречается реже, приветствуется наличие двух высших, например: психологическое и юридическое);
» опыт работы в аналогичной должности от двух-трех лет;
» хорошее знание Трудового кодекса;
» владение методиками поиска и найма специалистов, хорошее знание рынка труда и рынка кадрового консалтинга;
» навыки разработки должностных инструкций, систем мотивации, проведение аттестации сотрудников,формирование кадрового резерва, ротация кадров;
» участие в принятии стратегических решений по развитию компании.
Заключение
Необходимо заметить, что идеальной точки зрения на роль менеджера по персоналу быть не может — каждая организация по-своему уникальна и то, какое место займет в ней hr-менеджер будет зависеть от специфики ее деятельности, а также от его личности.
Еще раз стоит подчеркнуть, что структура и состав служб управления персоналом определяются спецификой деятельности организации и кругом кадровых вопросов, решаемых в этой организации.
Список использованной литературы
1. Егоров В. В.
Управление интеллектуальным
2. Журнал «Справочник по управлению персоналом»
№ 8, 2006 г.
3. Журнал «Справочник кадровика» № 1, 2005
г.
4. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»
№ 5, 2007 г, 144 с.
5. Журнал «Управленческий учет» № 1, 2008
г., 122 с.
6. Журнал «Кадры предприятия» № 8, 2007 г.
122 с.
7. Информационно-аналитический обзор
''Неденежная мотивация''Источник: Группа
компаний ''Институт Тренинга - АРБ Про''
Дата публикации: 27.09.2005
8. Нуреев Р., Гребнев Л. Курс экономики.
М.: Экономика, 2003.
9. Персонал фирмы: подбор, контроль, оценка,
профилактика негатива" – практическое
пособие; автор Лукаш Ю.А., 2007, 144 с.
10. Специальный выпуск журнала "Кадры
предприятия 2006; 80 с.
11. Человеческий потенциал России: интеллектуальное,
социальное, культурное измерения. М.:
Ун-т человека, 2002; 265 с.
Информация о работе Функции и задачи службы управления персоналом