Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, реферат
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные понятия системы управления персоналом, сформулировать конкретные выводы и предложения, проанализировать конкретные функции и задачи службы управления персоналом, изучить значимость службы управления персоналом в организации, проанализировать социально – экономическое взаимодействие между элементами системы управления персоналом, рассмотреть важность такой профессии как менеджер по персоналу.
= определение потребности в персонале, как на текущий период, так и на перспективу;
= разработка раздела «Персонал»бизнес-плана организации;
= аттестации рабочих мест и разработки профессиограмм;
= разработка
систем проверки
= планирование кадрового резерва и карьеры работников;
= исследования
по выявлению мотивации
= развитию
инновационного поведения и
= исследования в целях создания эффективных рабочих команд;
= анализ
причин и урегулирование
Организационная структура службы управления персоналом
Организационная структура системы управления персоналом - это совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Подразделения - носители функций управления персоналом - могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.
В самом общем виде можно выделить четыре группы факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры:
1) внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;
2) технология
работ и тип совместной
3) особенности
персонала и корпоративной
4) прототипы и уже существующие, и показавшие себя эффективными организационные структуры аналогичных организаций.
При создании
организационной структуры
Исходными данными для построения организационной структуры управления являются:
Организационная структура управления состоит из двух самостоятельных органов управления, выполняющих определенные функции. Вершиной является центральный аппарат управления предприятием, а основанием аппарат управления структурными подразделениями (производствами, цехами и т.д.). Каждый орган, в свою очередь, состоит из двух отдельных уровней линейного и функционального управления. Организационная структура строится по уровням (ступеням) управления.
Функциональная структура системы управления персоналом
Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.
Функция
управления — особый вид управленческой
деятельности, продукт процесса разделения
и специализации труда в сфере
управления, представляющий собой часть
процесса управления, выделенный по определенному
признаку. Обычно выделяется от 10 до 25
функций управления фирмой. Комплекс
задач — часть функции
Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением. Например, как на рис.
При построении
организационной структуры
Гибкость. Характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале и на производстве.
Централизация.
Заключается в разумной централизации
функций работников
отделах и службах предприятия с передачей
в нижнее звено функции оперативного управления.
Специализация. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления.
Нормоуправляемость. Эго соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - 8-10 чел,, нижнее звено (мастера, бригады) - 20-40 чел.
Единство прав и ответственности. Означает, что права и ответственность подразделений и сотрудников должны находится в диалектическом единстве.
Разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку и реализацию решений.
Экономичность.
Характеризует достижение минимально
необходимых затрат на
построение и содержание организационной
структуры управления.
Под организационной формой можно понимать сочетание двух важных понятий:
= организационно-правовая форма;
= параметры
организационной структуры (
Способность системы к реакции на окружение, определяемая как ее адаптация, должна учитываться при проектировании организационной структуры и осуществлении производственной, управленческой и иной деятельности.
Структура управления — это принятая форма разделения труда в системе управления персоналом, закрепляющая соответствующие управленческие функции за отдельными службами и работниками. Совокупность всех функций и органов управления определяет организационную структуру системы управления персоналом и производством.
Всякая организационная структура,
во-первых, включает количество и виды звеньев управления на каждом его уровне,
во-вторых, устанавливает взаимное расположение, связи и подчиненность этих звеньев,
в-третьих, определяет цели, задачи, права и обязанности каждого звена, перечень и объем выполняемых общих и специальных функций,
в-четвертых,
характеризует численность и профессионально-
В составе
каждой системы или подсистемы можно
выделить следующие взаимодействующие
между собой факторы или
= люди, работники, принимающие участие в осуществлении основных задач организации;
= средства, предметы труда, имеющиеся в распоряжении данного предприятия;
= информация, коммуникации, устанавливающие связи между людьми и предметами их деятельности.
Основные связи и отношения между элементами структуры управления между персоналом и руководителями служб могут быть двух типов: вертикальные — связи подчинения и руководства, горизонтальные — связи отношений и кооперации равноправных элементов. Вертикальные связи, в свою очередь, могут быть линейными и функциональными. Линейные связи предусматривают обязательное подчинение по всем вопросам управления, например директор — начальник цеха —мастер — рабочий, функциональные предполагают подчинение по определенной группе кадровых проблем, например подбор, обучение, расстановка, оценка, мотивация и др.
Важной характеристикой основных связей является масштаб управляемости, диапазон и сфера руководства, определяемые количеством подчиненных работников или звеньев одному руководителю. Для установления масштаба горизонтальных связей используется показатель общего количества работников или звеньев, с которыми происходят необходимые контакты в процессе управления.
Последовательность проведения мероприятий по созданию службы персонала
В целях оптимизации финансовых и временных затрат при формировании службы персонала возможна следующая последовательность работы.
1. Провести
общую диагностику
2. На
основе полученной информации
сделать сопоставительный
3. Осуществить
корректировку предложенной
4. Подобрать
дополнительный персонал для
службы и обучить специально
выделенных сотрудников (при
Формирование оргструктуры СУП включает следующие этапы:
= структуризация целей системы управления персоналом;
= определение состава функций управления, позволяющих реализовать цели системы;
= формирование состава подсистем оргструктуры;
= установление связей между подсистемами оргструктуры;
= определение прав и ответственности подсистем;
= расчет трудоемкости функций и численности подсистем;
= построение конфигурации оргструктуры.
После определения функциональной структуры службы персонала, составляющих ее подразделений (отделов, бюро) решается вопрос о задачах каждого структурного подразделения, его функциях, численном составе и должностной структуре работников,их должностных обязанностях, а также о взаимоотношениях подразделений друг с другом в рамках службы персонала и с другими подразделениями предприятия и др.
Количественный состав службы управления персоналом определяется организационно-штатными структурами и Уставом организации. Учитываются такие факторы: общая численность работников организации; сфера деятельности организации, ее масштаб; социальная характеристика организации, структурный состав ее работников; техническое обеспечение управленческого труда. Квалификационным справочником установлены категории должностей и их названия.
Численность персонала кадровых служб можно определить на основе нормативов времени. Существуют разнообразные методы расчета численности специалистов кадровой службы: экономико-математические методы; методы сравнений; методы прямого расчета. Наиболее распространенным и доступным методом расчета численности работников кадровой службы является ее определение через трудоемкость.
Нормативная численность работников (Ч), необходимых для выполнения всех работ по комплектованию и учету кадров, определяется по формуле:
Ч = Ti х Ki : Фn
где Ti - суммарная трудоемкость работ, рассчитанных по типовым нормам за год (квартал);
Ki - численность персонала;
Фn - фонд оплаты труда.
Вне зависимости от особенностей организации, состав функций отдела остается постоянным, меняется только трудоемкость их выполнения.
Информация о работе Функции и задачи службы управления персоналом