Функции и задачи службы управления персоналом

Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 18:16, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные понятия системы управления персоналом, сформулировать конкретные выводы и предложения, проанализировать конкретные функции и задачи службы управления персоналом, изучить значимость службы управления персоналом в организации, проанализировать социально – экономическое взаимодействие между элементами системы управления персоналом, рассмотреть важность такой профессии как менеджер по персоналу.

Работа содержит 1 файл

служба управления УП и функции.docx

— 161.00 Кб (Скачать)

Тема  данного реферата: «Функции и задачи службы управления персоналом».

Введение 
             Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные понятия системы управления персоналом, сформулировать конкретные выводы и предложения, проанализировать конкретные функции и задачи  службы управления персоналом, изучить значимость службы управления персоналом в организации, проанализировать социально – экономическое взаимодействие между элементами системы управления персоналом, рассмотреть важность такой профессии как менеджер по персоналу. 
Актуальной задачей является раскрытие проблем управления персоналом организаций и предприятий. Главная задача в области управления персоналом состоит в способности создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  целях решения стоящих задач. 
Каждый работник должен чувствовать внимание к себе со стороны службы управления персоналом, туда он должен идти со своими проблемами. Именно служба управления персоналом выступает посредником между руководителями и рядовыми сотрудниками. Сегодня службы управления персоналом стали многофункциональными, их задачи гораздо шире и многограннее, управление персоналом из вспомогательной, обслуживающей становится одной из ведущих функций предприятия. В настоящее время специалисты по управлению персоналом превратились в специалистов широкого профиля. Они должны знать: экономику, менеджмент, психологию, социологию, трудовое право и другие науки. В штате служб управления персоналом продвинутых западных компаний насчитывается от 20 до 25 наименований групп узкоспециализированных специалистов, а основы управления персоналом должен знать любой линейный менеджер.  
        Менеджер по персоналу осуществляет весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода на пенсию или увольнения. Основной задачей специалиста по подбору кадров является не только поиск кандидата, соответствующего необходимым требованиям, создание положительной мотивации к данной вакансии, но и предсказание того, насколько человек будет успешно работать.
 
 

Задачи  и функции службы управления персоналом

     Служба  управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.

     Служба  управления персоналом – это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.

     Работа  служб персонала имеет два  направления: тактическое и стратегическое. В рамках тактического направления осуществляется текущая кадровая работа по формированию трудовых ресурсов. Суть кадровой работы в этом направлении состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах.

     Стратегическое  направление работы служб персонала  ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.

Задачи  служб управления персоналом

     Задачи  новых служб заключаются в  разработке и реализации кадровой политики по управлению трудовыми ресурсами  в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих  функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно  позволяет обобщить и реализовать  целый спектр вопросов адаптации  этих функций.

Функции управления персоналом

     Функции управления персоналом - это конкретные виды управленческих работ, которые образуют циклический процесс управления персоналом. Функции службы управления персоналом определяют ее организационную структуру.

     Имеет место несколько подходов к классификации  функций управления персоналом.

По  направленности работы с персоналом:

1. Социальная функция. Отражается в обеспечении занятости, безопасных условий труда, охраны труда.

2. Нормативная или регулятивная. Выражается в установлении условий труда, соблюдении трудового законодательства, правил охраны труда, разрешении трудовых споров. Эта функция вытекает из положения службы персонала как системы урегулирования конфликта между интересами организации и интересами работников и иных субъектов управления персоналом.

3.    Воспитательная. Отражается в способах мотивации работников.

4. Информационно-аналитическая. Заключается в информационном обеспечении деятельности организации.

5. Контрольная. Позволяет службе персонала отслеживать складывающуюся ситуацию как внутри организации, так и на рынке труда.

По  характеру выполняемой  работы:

1.Функция делопроизводства (подготовка приказов по личному составу, ведение табельного учета и иные функции).

2. Административная деятельность (принятие основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, заключение коллективных договоров).

3. Трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом, перевод).

4. Функции развития персонала (подготовка, оценка кадров, управление карьерой сотрудников).

5. Функции поддержания и стабилизации персонала (материальное вознаграждение, социальные вопросы).

Группа  разнородных функций - управление дисциплиной, условия труда и охраны труда и промышленной безопасности, контроль за трудовыми отношениями.

Обычно  называют следующие основные функции  кадровой службы среднего и крупного предприятия:

- обеспечение  кадрами; подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

- оформление  трудовых правоотношений; организацию  оплаты труда; выявление социальной  напряженности в коллективе и  снятие ее;

- развитие  отношений с органами рабочего  самоуправления; координацию работы  по стабилизации условий труда  и соблюдению техники безопасности; обеспечение каждого подразделения организации квалифицированными кадрами.

     В таблице приведены основные типичные функции и задачи службы управления персоналом.

     Таблица 1

Функции Содержание  задач в функциональном блоке
Содержание  задач в функциональном блоке Планирование  качественной потребности в персонале.

Выбор методов расчета количественной потребности в персонале.

Планирование  количественной потребности в персонале.

Обеспечение персоналом Получение и  анализ маркетинговой (в области  персонала) информации.

Разработка  и использование инструментария обеспечения потребности в персонале.

Отбор персонала, его деловая оценка.

Развитие  персонала Планирование  и реализация карьеры и служебных  перемещений.

Организация и проведение обучения.

Использование персонала Определение содержания и результатов труда на рабочих  местах.

Производственная  социализация.

Введение  персонала, его адаптация к трудовой деятельности.

Упорядочение  рабочих мест.

Обеспечение безопасности труда.

Высвобождение персонала.

Мотивация результатов труда и поведение  персонала Управление  содержанием и процессом мотивации  трудового поведения.

Управление  конфликтами.

Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале предприятия.

Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего места.

Правовое  и информационное обеспечение процесса управления персоналом Правовое регулирование  трудовых взаимоотношений.

Учет  и статистика персонала.

Информирование  коллектива и внешних организаций  по кадровым вопросам.

Разработка  кадровой политики.

 

     Исходя  из вышеперечисленных задач в  функциональных блоках, можно сделать  вывод, что общей и главной  задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик  персонала целям организации. 
Под качественными характеристиками персонала следует понимать: 
- способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.); 
- мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.); 
- свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли). 
 
Служба управления персоналом может выполнить свои задачи следующими способами: 
- через затребованную линейными руководителями консультативную помощь; 
- через совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации; 
- через собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (в основном в области персонал-маркетинга). 
 
      При определении круга задач по управлению персоналом условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К основным относятся практически все перечисленные в табл. 1. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения. К такого рода задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры). 
 
          В развитии функциональных особенностей управления персоналом проявляются следующие достаточно устойчивые тенденции, сформировавшиеся в последние годы: 
 
- выделение практически всех функциональных направлений, охватывающих комплекс проблем управления персоналом в деятельности предприятий. Причем этот полный охват наблюдается в организациях различных размеров и различных финансовых возможностей; 
 
- широкое развитие внешних консультативных, посреднических фирм, работающих с организациями на договорной, интеграционной основе, а также достаточно активная интеграция между организациями по реализации задач управления персоналом; 
 
- делегирование полномочий и ответственности по выполнению функций управления персоналом линейным руководителям подразделений и опытным специалистам с одновременной организацией их глубокого, непрерывного обучения; 
 
- интернационализация управления персоналом, выражающаяся в развитии международных контактов в деятельности посреднических организаций, центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений предприятий, государственных органов, информационных служб и т.д. 
 
          Следует отметить, что наличие указанных выше тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности предприятий. Современные службы персонала ориентированы на реализацию инновационных функций, к числу которых относятся:

Информация о работе Функции и задачи службы управления персоналом