Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Начать собственный бизнес — кого только не посещала эта идея, увлекая многих в пучину предпринимательства в надежде создать то, что может принести прибыль. Мысль о том, что ты сам себе хозяин, побуждала многих открыть собственное дело. Однако пока велики возможности, велик и риск. Подсчитано, что в течение первых пяти лет предпринимательство заканчивается неудачей у каждых двух из трех начинающих . Имеются две причины того, почему новое дело терпит неудачу: 1) предприниматель пытается предложить продукт или услуги, которые рынок не желает принимать, и 2) продукт, сам по себе интересный для рынка, имеет слабое маркетинговое обеспечение.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…….……………….….3
Основная часть…………………………………………………………………………….….5
1. Сущность франчайзинга ……………………………………………...……. ……………...5
1.1. Основные понятия ……………………………….………………………………………..5
1.2. Виды франчайзинга. ………………………………….……………………………….….7
2. История развития франчайзинга ………………………………………………………….. 9
3. Правовое обеспечение франчайзинга в России …………………….…………………....11
3.1. Договор коммерческой концессии………………………………………………..……..11
3.2. Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений………………………..…..11
4. Преимущества и недостатки организации бизнеса по системе франчайзинга………………………………………..………………………………………… 13
4.1. Преимущества и недостатки для франчайзера …………………………..………….…. 13
4.2. Преимущества и недостатки для франчайзи ………………….…………………………15
5. Франчайзинг в гостиничном бизнесе. Франчайзинг как способ повышения платежеспособности и конкурентоспособности гостиниц ………………………………….18
Заключение ………………………………………………………………………. ……………27
Список литературы……………………………………………………………………………..30
Приложение……………………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Реферат Франчайзинг.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

    Но даже если гостиница является  частью корпоративной цепи, это  не всегда обозначает коллективный бизнес, поскольку помимо полноправных членов цепи имеются еще ассоциированные члены, принимающие участие в бизнесе на основе договора франчайзинга (или франшизы).      

    Франчайзинг - это метод предпринимательства,  благодаря которому предприниматель, имеющий гостиницу, может объединиться с уже действующей большой цепью. Франшизодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франшизополучателя.

  На  практике сложно определить, к какому типу управления относится то или  иное заведение. Ни внешний вид, ни название не могут служить достаточным  аргументом для принятия решения. В то же время если предприятие является только франчайзинг-членом какой-либо цепи, оно может управляться самостоятельно, вне контроля со стороны администрации цепи. Цепь при этом не несет ответственности за потери по франчайзинговым операциям и не имеет прав на доходы, за исключением причитающейся ей суммы по франчайзинговому договору.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В настоящее время франчайзинг  как эффективная форма ведения  бизнеса применяется во всех странах  с развитой рыночной экономикой. Привлекательность  франчайзинга прежде всего заключается  в наличии неоспоримых преимуществ  для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей - это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - расширить и упрочить свои позиции на рынке; а для государства - приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства. По имеющимся статистическим данным, во всем мире спустя пять лет после начала предпринимательской деятельности 92% участников франчайзинговых систем продолжают успешно функционировать, а у независимых предприятий тот же показатель составляет только 23%. Иными словами, норма банкротств франчайзи заметно меньше, и одна из причин подобной устойчивости заключается в высокой степени кооперации между участниками франчайзинговых соглашений. Именно этим следует объяснить широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Совершенно очевидно, что механическое перенесение западных схем и их внедрение в российскую экономическую почву не дает нужных результатов.

    Поэтому необходимо учитывать специфику российских реалий, состоящую в том, что в России, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг успешно развивается и к использованию этой формы ведения бизнеса обращается все больше предпринимателей.  
Следует принять во внимание также то обстоятельство, что в настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого, затрудняется значительными коммерческими рисками. Но организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает такие риски, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга в России может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки не только малого, но и среднего предпринимательства, так как, покупая готовый бизнес, франчайзи завоевывает определенную нишу, что значительно минимизирует его предпринимательский риск и гарантирует определенную стабильность в получении дохода.

  Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, по сути, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения.

  Неоспоримым преимуществом для начинающего  предпринимателя является то, что  принадлежность к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям-франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность.

  Однако, их предпринимательская инициатива ограничена: помимо того, что франчайзер вмешивается во все сферы деятельности предприятия, он может принимать  важные решения, не учитывая мнения отдельных  франчайзи.

  Тем не менее, франчайзи имеет дело с проверенным бизнесом, предоставляемые ими услуги конкурентоспособны, товары надежны. И те, и другие стандартизированы, и забота о дальнейшем совершенствовании качества целиком лежит на франчайзере. Соответственно, инициатива франчайзи по обновлению и расширению ассортимента и спецификаций ограничена этими стандартами. Бесперебойные поставки продукции, сырья и материалов, которые полностью обеспечивают потребности предприятия, несомненно положительный факт. Но при товарном франчайзинге ассортимент строго подчинен условиям договора, франчайзи не имеет права его нарушать, продавая иные товары (услуги), так как может составить конкуренцию товарам франчайзера. К тому же объемы продаж, можно считать, навязываются франчайзи в соответствии с политикой маркетинга компании-франчайзера и зачастую не соответствует планам и возможностям франчайзи.  

    Смысл и ориентация франчайзинга  на успех для его участников  – факторы, которые отличают  его от других концепций бизнеса.  Их можно выразить лишь одним  всеобъемлющим словом: система, которая предполагает наличие разнообразных дополнительных услуг и льгот. Отличительной чертой франчайзинга является не продукт или услуга, а качество системы, которая позволяет осуществлять успешный бизнес и, даже если он и невелик, дает ему большие возможности для развития, не принося в жертву прав собственности.

  Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом  эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе.

  Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзера, предусмотренные  договором франчайзинга, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным” бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.

  Освоение  нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно  для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее пределами.

  Франчайзинг в России делает первые шаги. С его  развитием предпринимательство  в целом и в особенности  малый бизнес получат мощный положительный  импульс, что послужит фундаментом  для процветания экономики Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1.  Антикризисное управление: вопросы и ответы: Учеб. пособие / Под ред.    Э.М.Короткова.– М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Управление индустрией туризма: учебное пособие/ А.Д.Чудновский, М.А. Жукова, В.С.Сенин. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:КНОРУС, 2007.
  3. Азар В. Гостиничные цепи, мировой рейтинг -2000//Отель.2001.№9
  4. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России. Л.Н. Ишина, Г.В.Пономаренко. Экономика. 2006.
  5.   «Франчайзинг – немного истории», Л.Федоренкова/ "Торговая газета"
  6.    Worldeconomy.ru - западные СМИ о мировой экономике
 
 
 

Интернет-сайты:

    1.   http://ru.wikipedia.org Википедия. Свободная энциклопедия.
    2.   http://rating.rbc.ru  РБК. Рейтинг.
    3. Worldeconomy.ru - западные СМИ о мировой экономике. Франшиза: «за» и «против».
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР 
                    коммерческой концессии (франчайзинг) 
   
     г. ________________                    "____"_______________19__ г. 
   
    ____________________________________________________________________, 
                  (наименование предприятия-правообладателя) 
   
    именуемое в дальнейшем "Правообладатель", в лице ____________________ 
   
    ____________________________________________________________________, 
                          (должность, Ф.И.О.) 
   
    действующего на основании __________________________________________, 
                                     (устава, положения) 
   
    с одной стороны, и _________________________________________________, 
                            (наименование предприятия-пользователя) 
   
    именуемое в дальнейшем "Пользователь", в лице _______________________ 
   
    ____________________________________________________________________, 
                         (должность, Ф.И.О.) 
   
    действующего на основании __________________________________________, 
                                          (устава, положения) 
   
    с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем. 
   
                             I. Предмет договора 
   
         1.1. Согласно   настоящему  договору  Правообладатель  обязуется 
    предоставить Пользователю за вознаграждение на указанный  в  договоре 
    срок право    использовать    в    предпринимательской   деятельности 
    Пользователя комплекс  принадлежащих  Правообладателю  исключительных 
    прав, а  именно:  право  на  фирменное  наименование  и  коммерческое 
    обозначение Правообладателя,  на охраняемую коммерческую  информацию, 
    на товарный знак и знак обслуживания. 
         1.2. Пользователь     вправе     использовать      принадлежащий 
    Правообладателю комплекс исключительных прав на _____________________ 
    ____________________________________________________________________. 
                       (указать территорию) 
   
         1.3. Срок действия настоящего договора: _______________________. 
   
         1.4. Вознаграждение  за  пользование  комплексом  исключительных 
    прав составляет:  ___________________________________ и выплачивается 
   
    в форме ____________________________________________________________
            (фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений 
   
    _____________________________________________________________________ 
         от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых 
   
    ________________________________________________   в следующие сроки: 
    Правообладателем для перепродажи и др.) 
   
    ____________________________________________________________________. 
   
                           II. Обязанности Сторон 
   
         2.1. Правообладатель обязан: 
         а) передать     Пользователю    техническую    и    коммерческую 
    документацию, предоставить иную информацию,  необходимую Пользователю 
    для осуществления прав, предоставленных ему по настоящему договору, а 
    также проинструктировать Пользователя и его работников  по  вопросам, 
    связанным с осуществлением этих прав; 
         б) выдать Пользователю в следующие сроки: ______________________ 
    ___________________, следующие лицензии: ___________________________, 
    обеспечив их оформление в установленном порядке; 
         в) обеспечить  регистрацию  настоящего  договора в установленном 
    порядке; 
         г) оказывать     Пользователю     постоянное    техническое    и 
    консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении 
    квалификации работников; 
         д) контролировать качество товаров (работ,  услуг), производимых 
    (выполняемых, оказываемых)   Пользователем  на  основании  настоящего 
    договора; 
         е) не  предоставлять  другим лицам комплекс исключительных прав, 
    аналогичных настоящему договору, для их использования на закрепленной 
    за Пользователем   согласно   подпункту   1.2.  территории,  а  также 
    воздерживаться от  собственной  аналогичной  деятельности   на   этой 
    территории. 
         2.2. С   учетом   характера   и    особенностей    деятельности, 
    осуществляемой Пользователем  по  настоящему  договору,  Пользователь 
    обязуется: 
         а) использовать   при  осуществлении  предусмотренной  настоящим 
    договором деятельности    фирменное    наименование,     коммерческое 
    обозначение Правообладателя, иные права следующим образом: __________ 
    ____________________________________________________________________; 
         б) обеспечивать  соответствие качества производимых им на основе 
    настоящего договора товаров,  выполняемых  работ,  оказываемых  услуг 
    качеству аналогичных   товаров,   работ   или   услуг,  производимых, 
    выполняемых или оказываемых непосредственно Правообладателем; 
         в) соблюдать инструкции и указания Правообладателя, направленные 
    на обеспечение   соответствия   характера,   способов    и    условий 
    использования комплекса исключительных прав тому, как он используется 
    Правообладателем, в  том  числе  указания,  касающиеся   внешнего   и 
    внутреннего оформления     коммерческих    помещений,    используемых 
    Пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав; 
         г) оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги,  на 
    которые они  могли  бы  рассчитывать,  приобретая  (заказывая)  товар 
    (работу, услугу) непосредственно у Правообладателя; 
         д) не разглашать секреты производства Правообладателя  и  другую 
    полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; 
         е) предоставить следующее количество субконцессий: _____________ 
    ____________________________________________________________________; 
         ж) информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для 
    них способом   о  том,  что  он  использует  фирменное  наименование, 
    коммерческое обозначение,  товарный знак,  знак обслуживания или иное 
    средство индивидуализации в силу настоящего договора; 
         з) не конкурировать с Правообладателем на территории, на которую 
    распространяется действие настоящего договора. 
   
            III. Ответственность Правообладателя по требованиям, 
                        предъявляемым к Пользователю 
   
         3.1. Правообладатель  несет  субсидиарную   ответственность   по 
    предъявляемым к  Пользователю  требованиям  о несоответствии качества 
    товаров (работ,  услуг),   продаваемых   (выполняемых,   оказываемых) 
    Пользователем по настоящему договору. 
         3.2. По  требованиям,  предъявляемым  к   Пользователю   как   к 
    изготовителю продукции   (товаров)  Правообладателя,  Правообладатель 
    отвечает солидарно с Пользователем. 
   
              IV. Право Пользователя заключить настоящий договор 
                                на новый срок 
   
         4.1. Пользователь,    надлежащим    образом   исполняющий   свои 
    обязанности, имеет по истечении срока настоящего  договора  право  на 
    его заключение на новый срок на тех же условиях. 
         4.2. Правообладатель  вправе  отказать  в  заключении   договора 
    коммерческой концессии на новый срок при условии,  что в течение трех 
    лет со дня истечения срока настоящего договора он не будет  заключать 
    с другими   лицами  аналогичные  договоры  коммерческой  концессии  и 
    соглашаться на   заключение   аналогичных   договоров    коммерческой 
    субконцессии, действие   который  будет  распространяться  на  ту  же 
    территорию, на которой действовал настоящий договор. 
   
                         V. Заключительные положения 
   
         5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания. 
         5.2. Договор составлен в _______ экземплярах. 
         5.3. Во всем ином,  не  урегулированном  в  настоящем  договоре, 
    Стороны будут  руководствоваться  нормами  действующего  гражданского 
    законодательства России. 
         5.4. Адреса и банковские реквизиты Сторон: 
   
         Правообладатель: _______________________________________________ 
    _____________________________________________________________________ 
    _____________________________________________________________________ 
   
         Пользователь: __________________________________________________ 
    _____________________________________________________________________ 
    _____________________________________________________________________ 
   
                              Подписи сторон:. 
   
             Правообладатель:                         Пользователь: 
   
       ___________________________               ________________________ 
                 М.П.                                    М.П.
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 

     

     

   

Информация о работе Франчайзинг