Формирование стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на основе ООО «Феникс».
Объект исследования – ООО «Феникс».
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
Описать виды стратегии;
Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;
Проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ООО «Феникс»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1.1. Понятие стратегии, ее сущность
1.2. Классификации стратегий
1.3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы
ГЛАВА 2. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО «Феникс»
2.1. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Феникс»
2.2. Анализ внешней среды ООО «Феникс»
2.3. Анализ внутренней среды ООО «Феникс»
ГЛАВА 3. Формирование стратегии развития предприятия для ООО «Феникс»
3.1. Определение основных направлений разработки стратегии развития ООО «Феникс»
3.2. Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Феникс»
3.3. Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития ООО «Феникс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Диплом Формирование стратегии развития предприятия.docx

— 220.10 Кб (Скачать)

Таксомоторные компании хотят  завоевать расположение не только представителей корпораций, но и частных потребителей. «Доставка продуктов, спиртного, сигарет  на дом стали обычным делом, –  рассказывает Гурьев. – Мы не отказываем клиенту, даже если он просит разбудить  его утром» [30].

Специфика услуг по перевозке  как отрасли заключается в  небольшой капиталоемкости производства, коротких сроках создания конечной продукции, подвижностью объекта производства работ, независимостью от природно-климатических, географических факторов, но состояние  дорог, пробки и ДТП играют огромную роль для данной отрасли.

Анализ отрасли представлен  в таблице 2.4.

 

 

Таблица 2.4

Анализ отрасли услуг  по перевозке

Факторы влияния  на развитие данной отрасли

Участники рынка (имеющиеся и потенциальные)

Динамика конкуренции  в отрасли

Характеристика  рынка

Требования к  компании

Ограничения в  отрасли

Возможности и  угрозы отрасли

1.Другие отрасли: перевозки  непосредственно связаны с нефтедобывающей  отраслью, таможенной инспекцией, рынком  транспорта и связанными с ним отраслями производства

2.Сезонность или цикличность:  не наблюдается

3.Социальные факторы:  рост безработицы и банкротства  населения и предприятий в  последнее время способствует  снижению спроса на услуги  по перевозкам

1.Поставщики: поставщики  транспорта

2.Клиенты: население практически  любого возраста и уровня дохода, корпоративные клиенты, производственные  и торговые компании отечественные  и зарубежные

3.Партнеры: водители с  личным транспортом, такие же  фирмы за рубежом, фирмы, предоставляющие  рекламные услуги

4.Конкуренты: другие фирмы,  предоставляющие подобные услуги

Сильная конкуренция

1.Темпы роста: рынок  динамично развивающийся, но в  результате кризиса развитие  замедлилось

2.Стадия развития: рынок  растущий, в последнее время наблюдается  рецессия

3.Прибыльность: из-за кризиса  прибыльность падает

1.Требования клиентов: низкие  цены, высокое качество, быстрое  выполнение работ

2.Требования к технологиям  и капиталовложениям компании: не  требуется больших капиталовложений  в развитие имиджа компании

1.Высокая конкуренция

2.Падение спроса на  продукт из-за кризиса

3.Необходимость постоянного  ремонта транспортных средств

4.Плохое состояние дорог

5.Нет системы защиты  от недобросовестных клиентов

1.Возможности: возникновение  большого числа фирм, нуждающихся  в грузоперевозках и перевозках  сотрудников; увеличение числа  жителей города; невыгодность содержания  личного транспорта

2.Угрозы: усугубление кризиса,  падение спроса на услуги перевозки,  банкротство большого числа предприятий,  невозможность привлечь инвестиции, взять кредит, неоплата счетов  заказчиками

Основные события, тенденции отрасли за последние  несколько лет

В настоящее время российский транспорт обеспечивает 8,5% от общего объема ВВП. По итогам 2001 года рост объема перевозок, по сравнению с 2000 годом, составил 3,9%, рост грузооборота — 3,1%. Наиболее существенное увеличение показателей  деятельности в 2001 году было зафиксировано  в автомобильном и водном транспорте. Растущий спрос на ж/д перевозки  удовлетворяется компаниями с повышением их качества и улучшением безопасности движения поездов. Последовательно  ускоряется доставка грузов. Уровень  доставки "точно в срок" сегодня  превышает 90%. Рынок рефрижераторных  перевозок предполагает участие  большого количества небольших компаний, поскольку только такие компании могут оперативно реагировать на исключительно гибкий спрос. Это  подразумевает преобладающую долю частного капитала в процессе перевозок. Однако на сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация - именно на этом рынке присутствие государства  наиболее заметно. 2008 год оказался переломным для российского контейнерного  бизнеса. Росший последние несколько  лет почти на 30% в год, российский рынок оказался не готов к спаду  мировой торговли. Уже известно, как отразился кризис на оборотах крупнейших контейнерных портов мира. Российские же терминалы до 4 квартала 2008 года работали без оглядки на глобальные тенденции. На сегодняшний  день пункты сухопутного пропуска не справляются с товаропотоком, который  идет из стран ЕС. В то же время, только через границу с Латвией в  Россию идет 80% порожнего подвижного состава. В ближайшие 10 лет прогнозируется увеличение грузооборота между РФ и  странами ЕС на 600%, поэтому ключевым моментом сейчас является создание крупных  российских портовых комплексов, которые  существенно снизят нагрузку на сухопутные границы. За 8 месяцев 2008 года на Дальневосточной  железной дороге объем погрузки контейнеров  составил 2 млн. 481,8 тыс. тонн, уровень  прошлого года превышен на 20%. Среднесуточный объем контейнерных перевозок за этот период составил 10171 тонну, что  на 20% превышает уровень данного  показателя в 2007 году, сообщила служба по связям с общественностью ДВЖД. В планах ОАО «РЖД» - создать в  Пекине совместное предприятие для  продвижения на рынке комплексной  услуги по перевозке контейнерных грузов в китайско-российском железнодорожном  сообщении. Планируемое вступление России в ВТО способно окончательно упорядочить некогда броуновское движение грузопотоков и превратить треугольник США - Европейский союз - страны АТР в единое пространство товаров и услуг. Городское такси вводит оценку качества обслуживания. В период кризиса компаниям, работающим в сегменте В2В, гораздо сложнее. Сложно будет рекламным и кадровым агентствам, курьерским службам, такси, то есть услугам, от которых можно отказаться и обойтись своими силами. Во многих российских городах транспортные услуги редко отличаются высоким качеством, требуемой территориальной и ценовой доступностью, регулярностью движения транспортных средств и комфортными условиями проезда в салонах. Так, например, наполнение последних, особенно в часы «пик», часто превышает допустимые по конструктивным параметрам и условиям безопасности. Это подтверждается, в частности, и практикой эксплуатации многих маршрутных такси. Число дорожно-транспортных происшествий с их участием высокое.


 

 

Следующим этапом анализа  внешней среды проведем PEST анализ (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5

PEST АНАЛИЗ

P-политическая ситуация в стране относительно стабильная

- с 1 июля 2007 года прекратилось  государственное лицензирование  деятельности по перевозке населения,  а закон о самоконтроле еще  не готов

-в 2009 году планируется  увеличение бюджета на 11,2%, а в  2010-м - на 11,7%

- к концу 2009 года по  сравнению с сегодняшним днем  средняя пенсия вырастет на 78 процентов и составит 5162 рубля,  что в 1,5 раза превысит величину  прожиточного минимума пенсионера  в целом по стране

-запланировано повышение  федерального фонда оплаты труда  будет на 30%, несмотря на дефицит  бюджета в 2009 г.

-в 79 регионах России 1 марта 2009 года прошли выборы  региональных и городских парламентов,  мэров и депутатов представительных  органов местного самоуправления, которые показали, что политическая  система работает вполне стабильно.  Наибольшую активность на этих  выборах продемонстрировали те  партии, которые представлены и  в Государственной думе. Политическая  система формируется, складывается, становится более взрослой.

Сценарий: В 2009 году в Россию вернется некоторая политическая конкуренция и проявится социальная активность населения. На внешних фронтах, внутри страны возникнут более комфортные условия для рождения новых как левых, так и правых партий и движений. На осенних выборах следует ожидать уже серьезное наступление на позиции "Единой России" в органах местного самоуправления. Экономическая ситуация вынудит стать политически активным дремлющий пока средний класс, который рассчитывал до последнего времени пересидеть трудные времена, опираясь лишь на собственные силы.

E-резкое торможение развития экономики, мировой экономико-финансовый кризис затронул почти все отрасли хозяйства

-курс доллара 30,69 рублей (имеет тенденцию к стабилизации), курс евро 43,60 рублей на 08.06.09.

- с начала 2009 года действует  ставка рефинансирования 13 %, введенная  еще 1 декабря 2008 г.

-прогноз инфляции остался  неизменным, прогноз по оттоку  капитала изменился в меньшую  сторону.

Ранее прогноз по оттоку капитала в 2009 году составлял $90 млрд. Прогноз  по инфляции на 2009 год – 13%.

- ЦБ купил в марте  на внутреннем рынке менее  $10 млрд.

Сценарий:

ВШЭ считает, что спад в  экономике России в 2009 году будет  более существенным, чем это прогнозирует правительство, и составит от 5 до 8%. В 2010 году, похоже, российская экономика  будет стагнировать. В то же время, в феврале-марте этого года российская экономика нащупала локальное дно  кризисного сокращения, и больше таких  резких спадов не будет. Основные негативные шоки уже прошли; снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на основные товары российского  экспорта, закрытие мировых кредитных  рынков уже оказали своё влияние  в октябре 2008 года - январе 2009 года, мгновенно  переведя экономику от солидного  экономического роста в 7-8% в год  к сопоставимому по скорости спаду. В нынешнем году ожидается падение  ВВП на 5,6%.

S- за январь 2009 года начисленная заработная плата в России сократилась примерно на 25 % по сравнению с декабрем 2008 года, на начало 2009 года уровень безработицы составил в России около 5 %

-встает вопрос, будут ли востребованы молодые специалисты, выпускники ВУЗов

-собираются ЕГЭ сделать  обязательным условием для поступления  в ВУЗы

- В 2009 году в России демографическая ситуация ухудшится, в том числе из-за финансового кризиса

Сценарий

Прогноз на ближайшее будущее  по обществу не совсем благоприятен. Количество потребителей на рынке услуг по перевозке  снизилось, но незначительно. Рост ​социальной напряженности.

T-технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом

-значимые тенденции в  НИОКР и новые патенты не  имеют большого значения в  отрасли

-скорость изменения новых  технологий достаточно низкая

-имеется тенденции к  появлению новых продуктов отрасли

Сценарий

Новые технологии в отрасли  тормозят свое развитие, нет возможности  внедрять появляющиеся новые технологии, технологические факторы могут  оказать влияние на отрасль.


 

Политическая ситуации в  стране на сегодняшний день достаточно стабильна, несмотря на растущий мировой  финансовый кризис почти во всех отраслях экономики. Снижается уровень доходов населения, растет безработица и количество предприятий-банкротов. Но, несмотря на всю сложность экономической ситуации в стране, появляются новые компании, и грузоперевозки – перевозки населения остаются востребованным видом деятельности. Но законодательная база, определяющая полномочия и права компании, практически не способна дать возможность для защиты от нечестной конкуренции и т.д.

Развитие науки и техники  в данный момент затруднено, но имеет  значение для появления технологических  нововведений в области грузоперевозок.

Природно-климатические  условия в Сибирском регионе  предполагают определенные трудности  при перевозке, требующие ремонта  дороги, особенно весной и осенью.

Не менее важным фактором является демографическая обстановка. Такие факторы как темпы роста  городов, региональные различия, появление  новых компаний, рост населения города дает информацию о востребованных формах перевозок (грузоперевозки (логистика, экспедиция на железной дороге или автотранспортом), перевозки населения (наличный или безналичный расчет (корпоративные клиенты)).

Характеристика будущего состояния ТЭК «Апельсин» с трех точек зрения:

    1. пессимистический вариант

На данный момент условия  внешней среды являются благоприятными для производственной деятельности предприятия, но если в будущем возрастет  ставка налогообложения, то у компании будет меньше возможностей для расширения. Если минимальный размер оплаты труда  будет отставать от темпов инфляции, то это может привести снижению численности  на предприятии, что негативно скажется на деятельности. Если уровень оплаты в компании не вырастет, возможна текучесть, что также снизит количество работников. Если поставщики поднимут цены на материалы, возникнет нехватка денежных средств  для расчетов с работниками или  бюджетом, а также это вызовет  поднятие цен на услуги самой фирмы. Если конкуренция на рынке услуг  по перевозке будет по-прежнему оставаться серьезной, то услуги компании могут  оказаться неконкурентоспособными. Если повысится арендная плата, то фирма  будет вынуждена либо пересмотреть свои цены, либо отказаться от части  арендованных помещений. В связи  с кризисом снизится объем реализуемых  услуг.

    1. реалистический вариант

Так как экономика страны на сегодняшний день сложно назвать  стабильной, то возможны существенные изменения в деятельности предприятия. Клиентская база, созданная на данный момент, будет расширяться медленно, сохраниться непостоянный характер заказов. Существующие заказчики задерживают платежи. Прибыль не будет покрывать долги предприятия. Дальнейшие расширение будет затруднено из-за сложности получения кредитов и привлечения инвестиций. Из-за большой конкуренции и небольшого количества заказов у поставщиков будет наблюдаться снижение цен на стройматериалы и услуги. Расширение штата рабочих будет невозможно. Возможно сокращение штата. Но успешная деятельность будет зависеть не только от экономической обстановки в стране, но и от руководителя предприятия.

    1. оптимистический вариант

Закончится кризис, наметится  экономический рост. Увеличится возможность  привлечения инвестиций, расширения клиентской базы, получения большего количества заказов. Если понизится  ставка налогообложения, то у компании будет возможность для расширения и предоставления более выгодных условий клиентам. Если рост минимального размера оплаты труда будет соответствовать  темпу инфляции, то это может привести к увеличению заработной платы и  расширению штата сотрудников, соответственно введение новых должностей, таких  как маркетолог, специалист по кадрам, заместитель директора на производстве, секретарь, оператор, заместитель главного бухгалтера. Если конкуренция на рынке  строительства снизиться за счет уменьшения числа компаний, то услуги компании будут востребованы, что  даст возможность для развития и  расширения компании. Если снизится арендная плата и плата за услуги энергосбыта, АТС и т.д., то фирма сможет арендовать еще одно помещение и расширить  штат сотрудников.

Идентификация стратегий  конкурентов проводится с помощью  обобщения сведений о целях и  стратегии конкурентов, для оценки серьезности конкурентных угроз  в конкретной конкурентной позиции  обычно достаточно составляющих целей  и стратегий конкурентов (табл. 2.6) [5] и карт стратегической группировки (рис. 2.3) [4].

Таким образом, строим двумерную  карту стратегической группировки  отрасли (рис.2.3).

 

Высокий


 



 

Средний



 

Низкий


Отечественные  Отечественные+Иномарки  Иномарки


Рис.2.3. Карта стратегических групп в отрасли услуг по перевозки  Новосибирска

 

Конкурентные характеристики, которые дифференцируют фирмы отрасли: цены, качество, география деятельности, количество своего парка и привлеченных машин, отечественные машины и иномарки, количество заказов, диапазон продуктов, количество корпоративных клиентов и т.д.).

 

 

Таблица 2.6

Составляющие целей и  стратегий конкурентов

Область конкуренции

Стратегические  претензии

Цели по размерам рынка

Конкуренция позиция/ситуация

Стратегическое  поведение

Конкурентная стратегия

Локальная

 

Региональная

Быть господствующим лидером (Кабриолет, Классик)

Превзойти существующего  лидера отрасли (Гранд-авто, Городское  такси)

Войти в лидирующую пятерку (Би-би, Дельфин)

Войти в первую десятку (Апельсин)

Подняться на одну или две  ступени в рейтинге

Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера)

Сохранить позицию (большинство  остальных)

Только выживание (частники)

Агрессивная экспансия путем  приобретений и внутреннего роста (Кабриолет, Классик)

Экспансия путем внутреннего  роста

Экспансия путем приобретений (Апельсин)

Сохранение существующей доли (Гранд-авто, Городское такси, Би-би, Дельфин)

Расширение рынка с  целью получения кратковремен-ной  прибыли (частники)

Хватающий здоровяк, находящийся  в движении (Кабриолет, Классик, Гранд-авто, Городское такси)

Хорошо защищающийся, способный  удержать существующее

Держится в середине своры (Дельфин)

Пытающийся усилить позицию (Би-би, Апельсин)

Отбивающийся, теряющий почву (большинство остальных)

Отступающий на защитную позицию (частники)

В основном нападение (Гранд-авто)

В основном защита (Автопрометей)

Комбинации защиты и нападения (Дельфин, Би-би)

Агрессивное, рисковое (Апельсин)

Консервативный последователь (Кабриолет, Классик)

Стремление к ценовому лидерству (Гранд-авто, Апельсин)

Фокусирование на рыночных нишах (Городское такси, Би-би)

Преследование, основанное на дифференциации: по качеству, сервису, технологии, диапазону, товаров, имиджу, другим качествам (Кабриолет, Классик)


 

 

Итак, чем ближе расположены  различные стратегические группы (Кабриолет, Классик, Гранд-авто, Городское такси), тем сильнее их конкурентное соперничество. Хотя фирмы в одних и тех  же стратегических группах – ближайшие  соперники, следующие ближайшие  по рангу соперники – в ближайших  группах. Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без  знания их стратегии и предположений  о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты – лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе  она принуждена все время находиться в защитной позиции.

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия