Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Целью исследования является разработка стратегии развития компании на основе ОАО «Сбербанк России».
Объект исследования – ОАО «Сбербанк России».
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
2. Описать виды стратегии;
Введение
I. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1. Понятие стратегии, ее сущность
2. Классификация стратегий
3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы
II. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ОАО «Сбербанк России»
1. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России»
2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Сбербанк России»
III. Формирование стратегии развития ОАО «Сбербанк России»
1. Основные направления разработки стратегии развития ОАО «Сбербанк России»
2. Этапы реализации стратегии ОАО «Сбербанк России»
Заключение
Список литературы
Факультет дистанционного обучения
Реферативно-исследовательская работа
по менеджменту
Тема: «Формирование стратегии компании»
2010
Содержание
Введение
I. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1. Понятие стратегии, ее сущность
2. Классификация стратегий
3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы
II. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ОАО «Сбербанк России»
1. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России»
2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Сбербанк России»
III. Формирование стратегии развития ОАО «Сбербанк России»
1. Основные направления разработки стратегии развития ОАО «Сбербанк России»
2. Этапы реализации стратегии ОАО «Сбербанк России»
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии стремительно возрастает.
В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции компании на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.
В условиях ужесточающейся конкуренции развитие компании зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая компания уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой компании уникален, так как он зависит от позиции компании на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих других факторов.
В конечном итоге формирование стратегии компании должно дать ответы на три вопроса:
какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать?
каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах?
какова возможная отдача по выбранным направлениям?
Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования стратегии компании.
Целью исследования является разработка стратегии развития компании на основе ОАО «Сбербанк России».
Объект исследования – ОАО «Сбербанк России».
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
2. Описать виды стратегии;
3. Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;
4. Проанализировать хозяйственную деятельность, внешнюю и внутреннюю среду ОАО «Сбербанк России»;
5. Определить основные направления разработки стратегии развития ОАО «Сбербанк России»;
6. Составить план мероприятий по формированию стратегии развития ОАО «Сбербанк России» и оценить их эффективность.
I. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1.Понятие стратегии, ее сущность.
Термин «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду или strategos – искусство генерала) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств.
В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия предприятия. Помимо использования понятия стратегии в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой.
Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах ХХ века. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20%. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Появились такие термины как: «стратегическое планирование», «стратегическое управление», «стратегический менеджмент», «стратегическое мышление».
Стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность.
2. Классификация стратегий.
Современная теория менеджмента различает несколько типов стратегий:
базовая стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.
В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии определяют подходы, с помощью которых организация должна действовать в каждой такой области.
деловая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию.
Функциональные стратегии, которые разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.
К основным типам функциональных стратегий относятся:
- стратегия НИОКР, обобщающая основные идеи о новом продукте – от его первоначальной разработки до внедрения на рынке, имеет две разновидности: инновационную стратегию и имитационную стратегию;
- производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов;
- маркетинговая стратегия заключается в определении подходящих продуктов, услуг и рынков, которым они могут быть предложены. Определяет наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта). Эта стратегия особенно успешна в производстве, ориентированном на массового покупателя с падающими реальными доходами;
- финансовая стратегия ответственна за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль финансовых ресурсов;
Многие организации разрабатывают стратегию управления персоналом (человеческими ресурсами), с помощью которой решаются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.
Также можно выделить такие виды стратегий как:
- стратегии роста;
- диверсифицированные;
- моностратегии;
- мультиатрибутивные.
Исходя из этой классификации, стратегия, разрабатываемая предприятием, должна представлять собой совокупность нескольких стратегий. Эти стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Стратегический выбор предприятия должен быть определенным и однозначным. Только в этом случае предприятие достигнет успеха.
3. Процесс разработки стратегии: методы и этапы.
Современные стратегии основываются на проникновении в суть условий, в рамках которых работает определенная сфера экономики, отрасль, осознание задач, стоящих перед предприятиями. Это способствует возникновению разнообразных проектов развития, позволяющих выбрать вариант, который обеспечит выживаемость компании и возможность ей выйти на хорошие экономические результаты. По результатам очного дистанционного обследования более 200 промышленных предприятий, расположенных в разных регионах России, проведенного ЦЭМИ РАН совместно с экономическим факультетом МГУ и Российским экономическим барометром, более 68 % предприятий имели определенный опыт разработки стратегических планов, причем у 2/3 он был положительным. При этом почти 60 % тех, кто считает, что без стратегического плана сейчас было бы очень трудно, оценивают свое финансовое положение как хорошее или нормальное, в то время, как среди выбравших другие варианты ответа, эта доля в среднем вдвое меньше.
А. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Основные составляющие стратегии:
1. Анализ макро- и микросреды компании, конъюнктуры рынка.
2. Философия, миссия, цели и задачи.
3. Стратегия в области деятельности предприятия (приоритетные виды деятельности, сегменты рынка, на которых собирается действовать фирма; доля компании в общероссийском объеме, место компании в списке крупнейших в России)
4. Маркетинговая стратегия (продукты, требующие разработки исходя из существующего спроса; системы продажи продуктов; доля различных форм распространения продуктов; новые каналы и передовые технологии распространения продуктов; ценовая политика; система формирования спроса на услуги; рекламная стратегия)
5. Инвестиционная политика (анализ инвестиционной среды; принципы инвестиционной политики; приоритетные направления инвестиций; прогноз уровня доходности по инвестиционным проектам).
6. Стратегия по работе с персоналом или кадровая стратегия (система подбора и обучения персонала; система стимулирования; корпоративная культура и ценности; система коммуникаций)
7. Региональная политика (краткий анализ регионов России; перечень вновь открываемых филиалов; система взаимоотношений головной компании и филиалов).
8. Стратегия в области международной деятельности.
Необходимость в выработке новой стратегии организации появляется тогда, когда возникают новые цели или выясняется невозможность достижения поставленных целей с помощью прежней (действующей) стратегии.
Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа: а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.