Формирование стратегии и тактики деятельности кризисного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

В условиях спада производства и постоянно растущего уровня инфляции сложился финансово-долговой тип предпринимательства, характеризующийся замещением производственных активов – финансовыми, собственных средств – привлеченными, что проявляется, прежде всего, в недостатке собственных оборотных средств предприятий и доступных источников их формирования. Проблемы укрепления платежной дисциплины, вывода экономики из кризиса платежей и стабилизации уровня промышленного производства являются наиболее актуальными для российской экономики, а значит и для конкретного субъекта – предприятия.

Содержание

Введение 3

Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии 4
1. 1 Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии 4

1. 2. Внешние факторы 8

1. 3. Внутренние факторы 11

2. Пути выхода предприятия из кризисной ситуации 14

2. 1 Роль финансового анализа в диагностике кризисного состояния 14

2. 2 Стратегия и тактика деятельности кризисного предприятия 17

2. 3 Реструктуризация 20

2. 4 Система банкротства 25

2. 5 Пути выхода из инвестиционного кризиса предприятия 34

Заключение 37

Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа по теория и практика финансового оздоровления предприятия.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     В) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т. д.

     Банкротство проходит 3 отделимыми друг от друга  стадиями.

     На  первой стадии происходит скрытое снижение цены предприятия. на этой стадии руководство  часто прибегает к косметическим  мерам (продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заемный капитал, продавая часть активов), чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

     На  второй стадии начинаются трудности  с наличностью. Руководители склонны  уже к авантюрным способам зарабатывания денег.

     Если  не принимаются меры, то банкротство  становится юридически очевидным. Предприятие  не может своевременно оплачивать долги.

     К первоочередным «пожарным» мерам можно  отнести:

·         смена руководства, если банкротство  произошло по внутренним причинам;

·         изменение организационной структуры  предприятия, сокращение аппарата управления, централизация контрольно-плановых функций;

·         установление жесткого контроля затрат;

·         изменение культуры работы (переподготовка персонала, психологическая переориентация);

·         сокращение номенклатуры продукции  и услуг;

·         усиленный маркетинг.

     Одновременно  необходимо разрабатывать стратегические меры. Внешними признаками несостоятельности  предприятий является приостановление  его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечивать выполнение требования кредиторов в течении трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

     В новом Законе РФ от 01. 03. 98 г. несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

     Таким образом, определяющую роль для признания арбитражным судом факта банкротства предприятия играют экономические аспекты его деятельности; поэтому при возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия необходимо проведение анализа его экономического и финансового состояния.

     Подзаконными  актами и инструктивно-методическими  материалами Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) РФ был установлен порядок проведения такого анализа и выработаны критериальное  признаки неудовлетворительной структуры баланса, к числу которых отнесены коэффициент текущей ликвидности (Кл), коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс) и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К вп/(уп)).

     Их  расчет производится по следующим формулам:

Кл=ОборотАктив/КраткПассив

Косс=Собственные  оборотные активы/Оборотные активы

Квп=(Клк+ 0,5(Клк-Клн))/2

     Оборотные средства в запасах, затратах и прочих активах определяются итогом раздела II «Актива баланса»). Наиболее срочные  обязательства рассчитываются вычитанием из итога раздела VI «Пассива баланса» доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей . Собственные оборотные средства определяются как разность итогов по разделу IV «Пассива баланса» и раздела I «Актива баланса» .

     Коэффициент текущей ликвидности (Кл) характеризует  общую обеспеченность предприятия  оборотными средствами для ведения  хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия (установленный норматив Кл ≥ 2).

     Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Косс) характеризует наличие у  предприятия собственных оборотных  средств, необходимых для его  финансовой устойчивости, и показывает долю собственных оборотных средств  в общей их сумме (установленный норматив Косс ≥ 0, 1).

     Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (Квп(уп)) показывает наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода (установленный норматив (Квп(уп) ≥ 1).

     Для более точной оценки финансового  состояния можно воспользоваться  коэффициентом, рассчитываемым при  помощи «z-счета» Е. Альтмана:

Z = 0,717 * (Чистый  оборотный капитал / Общие активы)+ + 0,847 * (Нераспределенная прибыль  / Общие активы) + + 3,107 * (Операционная прибыль / Общие активы) + 0,42 * (Балансовая стоимость собственного капитала / Заемный капитал) + 0,995 o (Продажи / Общие активы). 

 

     Международный опыт показывает возможность проведения комплекса экономико-правовых мероприятий (с общим названием – санация – оздоровление) на фирмах, предприятиях, испытывающих не только серьезные трудности, но и финансовое банкротство. В Российской Федерации с 1 марта 1993 г. вступил в силу Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В соответствии с Законом в целях улучшения экономического, финансового положения на некоторых предприятиях может проводиться комплекс мероприятий, которые комплектуются в реорганизационные процедуры, когда собственникам предприятия-банкрота, кредиторами предприятию оказывается помощь финансового или иного характера. Такие процедуры называются санацией, оздоровлением, внешним управлением предприятием-банкротом.

     Санация позволяет предотвратить полное банкротство и ликвидацию предприятия  путем:

·         восстановления финансовой устойчивости фирмы, предприятия;

·         пополнение собственных оборотных  средств за счет оказываемой заинтересованности лицами помощи.

     Мероприятия, включаемые в бизнес-план санации, должны учитывать отраслевые особенности  предприятия. Санация в зависимости от комплекса и направленности мероприятий может быть: экономической, структурной, финансовой, технологической, экспортно-импортной, юридической, маркетинговой и др.

     К структурной санации могут быть отнесены следующие мероприятия: выделение филиалов, организация и открытие дочерних фирм, выделение с баланса предприятия некоторых объектов и др. К экономической санации: освоение новой продукции, консервация отдельных производств; сокращение общезаводских, цеховых накладных расходов, организация и внедрение контроллинга и другими мероприятиями. Маркетинговая санация может включать: создание системы маркетингового управления с определением –затрат, реализации и результатов; разработка контрактов и другое. Техническая санация: замена технологического оборудования; внедрение ноу-хау; экономия энергоносителей в соответствии с имеющимся перечнем мероприятий. Технологическая санация: внедрение новых элементов в технологическом процессе; внедрение новых видов материалов. Экспортно-импортная санация: участие в международных ярмарках и другое. Мотивационная санация: создание системы участия работающих в прибылях; выделение руководителями определяющих структурных подразделений предприятия пакетов, акций и так далее. Налоговая санация: ликвидация обязательств перед бюджетом, по внебюджетным фондам, перед пенсионным фондом, по социальному страхованию, перед фондом занятости и другие мероприятия.

     В законе от 01. 03. 98 г. санация предусмотрена  как досудебная процедура для  предупреждения банкротства и доказательства ее возможности необходимости проводится не в суде, а перед кредиторами. Наиболее «мягкой» и экономически целесообразной в условиях современной российской экономики является процедура внешнего управления имуществом предприятия-должника, учитывая, что она призвана решать двуединую задачу – удовлетворение требований кредиторов и продолжение функционирования предприятия.

     Успех внешнего управления во многом зависит  от следующих организационно-экономических  предпосылок:

·         понимания со стороны предприятия-должника необходимости проведения реорганизационных процедур;

·         грамотного финансового менеджмента  со стороны внешнего управляющего и  наличия производства финансовых структур, оказывающих ему собственную  поддержку;

·         наличия на предприятии «команды» единомышленников, готовых поддерживать действия внешнего управляющего;

·         существования платежеспособного  спроса на традиционную или альтернативную конкурентоспособную продукцию;

·         наличия у предприятия стратегии развития;

·         наличия у предприятия имущества  в размерах, достаточных для продажи  части для удовлетворения требований кредиторов без нарушения целостности  производственно-технологического комплекса.

     Внешнее управление вводится на срок 12 месяцев  и может быть продлено на 6 месяцев. При введении внешнего управления производятся следующие процедуры: отстранение руководителя, передача документов и реквизитов внешнему управляющему, снятие принятых мер по обеспечению требований кредиторов; могут быть наложены аресты на имущество должника; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.

     План  внешнего управления разрабатывается  внешним управляющим и представляется собранию кредиторов не позднее чем через 1 месяц после назначения внешнего управляющего.

     Внешний управляющий может осуществлять следующие меры по восстановлению платежной  способности должника:

·         перепрофилирование производства;

·         закрытие нерентабельных производств;

·         ликвидация дебиторской задолженности;

·         продажа части имущества должника;

·         исполнение обязательств должника собственником  имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом;

·         продажа предприятия (бизнеса должника);

·         иные способы восстановления платежеспособности должника.

     План  проведения внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов и доведенный до сведения арбитражного суда не является догмой и требует соответствующих  корректировок при возникновении новых, не учтенных ранее обстоятельств. Изменения и дополнения к нему обосновываются с экономических позиций, в соответствующие разделы планы вносятся коррективы, которые обсуждаются и утверждаются собранием кредиторов.

     По  результатам внешнего управления за 15 дней до истечения его срока внешний управляющий представляет собранию кредиторов свой отчет. К нему прилагается:

·         бухгалтерский баланс;

·         счет прибылей и убытков;

·         отчет о движении денежных средств;

·         расшифровка дебиторской задолженности;

·         реестр требований кредиторов.

     Отчет утверждается в арбитражном суде. Если кредиторы обращаются с решением о прекращении внешнего управления и переходят к расчетам, то отчет  утверждается. После утверждения  отчета производство по делу о банкротстве прекращается.  

2. 5 Пути выхода из инвестиционного кризиса предприятия

     Совокупное  и взаимосвязанное воздействие  тенденций на макро- и микроуровнях неотвратимо ведет к исчезновению финансовой базы инвестиций и предпосылок  промышленного подъема. Проблему инвестиций следует признать одной из самых болезненных в российской экономике. Нормальному процессу воспроизводства капитала был нанесен серьезный удар процессами либерализации цен, внешней торговли, приватизации. Процентная политика оторвала процент от нормы прибыли и сделала бессмысленным вложение капитала в реальный сектор экономики. Острый дефицит денежной массы вызвал цепную реакцию платежного кризиса, превратившего предприятия в должников друг друга и бюджета.

     Анализ  финансово-хозяйственной деятельности предприятий заставляет сделать вывод, что оздоровление их финансов и принятие решительных мер по активизации инвестиционных устремлений должны составить краеугольный фундамент финансовой политики государственной власти. Исследования, проведенные в ИЭ РАН, позволили очертить ряд ключевых направлений в решении этой задачи. В политике оздоровления финансов предприятий и повышения их инвестиционной активности должны быть реализованы следующие меры.

     Во-первых, необходимо осуществить комплекс мер по созданию реального и долговременного хозяина предприятия, заинтересованного в эффективной работе, реконструкции, модернизации и и укреплении его позиций на рынке не только в текущей конъюнктуре, но и в перспективе. Прежде всего, нуждается в восстановлении реальный контроль собственника под финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Это в корне изменит методы и результативность управления ими, переход к менеджменту, соответствующему рыночным условиям.

Информация о работе Формирование стратегии и тактики деятельности кризисного предприятия