Формирование стратегии и тактики деятельности кризисного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

В условиях спада производства и постоянно растущего уровня инфляции сложился финансово-долговой тип предпринимательства, характеризующийся замещением производственных активов – финансовыми, собственных средств – привлеченными, что проявляется, прежде всего, в недостатке собственных оборотных средств предприятий и доступных источников их формирования. Проблемы укрепления платежной дисциплины, вывода экономики из кризиса платежей и стабилизации уровня промышленного производства являются наиболее актуальными для российской экономики, а значит и для конкретного субъекта – предприятия.

Содержание

Введение 3

Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии 4
1. 1 Понятие кризиса и кризисной ситуации на предприятии 4

1. 2. Внешние факторы 8

1. 3. Внутренние факторы 11

2. Пути выхода предприятия из кризисной ситуации 14

2. 1 Роль финансового анализа в диагностике кризисного состояния 14

2. 2 Стратегия и тактика деятельности кризисного предприятия 17

2. 3 Реструктуризация 20

2. 4 Система банкротства 25

2. 5 Пути выхода из инвестиционного кризиса предприятия 34

Заключение 37

Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа по теория и практика финансового оздоровления предприятия.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     При рассмотрении внешних факторов, способных  привести предприятие к экономическому кризису, следует отметить, что организация может оказывать существенное влияние на них и предотвратить их возникновение. Эти факторы связаны с конкурентной средой предприятия и определяют формы конкуренции. Среди них: высокий уровень цен на производимую продукцию, низкий уровень применяемых технологий, неудовлетворительное качество.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.3. Внутренние факторы

     Внешние условия одинаковы для всех предприятий. Почему же, как показывает опыт последних  лет, далеко не все отечественные предприятия о успешно конкурировать в условиях рынка? И даже обладание конкурентоспособной продукцией не позволяет многим из них эффективно реализовать это преимущество. Утрата конкурентного преимущества неизбежно ведет предприятие к кризису.

     Следовательно, многие причины экономического кризиса  российских предприятий кроются  в них самих.

     Логическая  схема поиска внутренних причин, приведших  предприятие к кризису, связана  с выбранным из двух альтернативных ответов:

·         объем продаж увеличивается;

·         объем продаж уменьшается.

     Если  проблем с продажей продукции  нет, значит причины в другом. Поэтому  далее следует выяснить оборачиваемость  оборотных средств. Если оборачиваемость  малая, то проблемы связаны с большой  длительностью производственного цикла. Это может быть, например, длительность оплаты отпущенных товаров, услуг. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты).

     Высокие цены могут быть с издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины роста издержек.

     Если  оборачиваемость средств большая, причины экономического кризиса  связаны с рентабельностью товара.

     Если объем продаж уменьшается, то существует проблема с реализацией продукции. Дальнейшие вопросы должны уточнить наличие запасов готовой нереализованной продукции, потребительские свойства товара, ценовую политику и систему распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах сложившегося экономического кризиса деятельности предприятия.

     К внутренним факторам, усиливающим кризисную  ситуацию предприятия, также можно  отнести:

·         утрата уровня культуры производства и культуры предприятия вообще, которая включает квалифицированный состав персонала, технический уровень производства, психологическую атмосферу управляющего персонала и всего коллектива предприятия, его уверенность в эффективной работе;

·         наличие стимулов труда у персонала предприятия.

     Итак, сотни факторов, действующих в  разных направлениях, приводят к разрушению организационного, экономического и  производственного механизма функционирования предприятия.

     В классической рыночной экономике, как  отмечают зарубежные исследователи ,1/3 вины за банкротство падает на внешние факторы и 2/3 – на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки, однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.

     Важным  является система контроля и раннего  обнаружения признаков предстоящей  кризисной ситуации. Серьезным предупреждением  грядущего неблагополучия предприятия  является отрицательная реакция  партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те же или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предположения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятием.

     Другой  блок ранних признаков кризиса включает в себя характер изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качество представления финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок.

     Выявление причин, привлекших предприятие к  кризисному состоянию, - это первый шаг к управлению кризисом, следующим  моментом в данном направлении является поиск путей выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации.

  
 
 
 
 
 

2. Пути выхода предприятия из кризисной ситуации

2. 1 Роль финансового анализа в диагностике кризисного состояния

     Управление  предприятием в условиях кризиса (общий кризис экономики или кризис отдельной отрасли и предприятия) является предметом заботы не только его руководителей и собственников, а множества взаимодействующих с ним предприятий и организаций. Кризисное управление по своей природе – управление, возлагающее дополнительные риски на множество экономических структур, без участия которых предприятие не может выжить. В первую очередь – это коммерческие банки, обслуживающие предприятие.

     До  последнего времени коммерческие банки  были более всех вовлечены в финансовый анализ предприятий – своих клиентов и были, в известной мере, вершителями их судеб. И за банками – основными регуляторами денежных потоков – сохранится ведущая роль в финансовом анализе предприятий на всех стадиях их жизни, от рождения до ликвидации.

     Банк  осуществляет расчетное и кассовое обслуживание предприятий. В этом случае ему необходимо знать о каждом обслуживаемом предприятии:

·         среднюю величину денежных средств, ожидаемых на счетах предприятия;

·         вероятные отклонения величины денежных средств;

·         ожидаемое количество сделок в единицу  времени.

     Эти данные позволяют банкам предопределить минимальные и средние денежные средства, которым он может располагать, и объем работы по обслуживанию клиента. Анализ баланса предприятия за несколько периодов позволяет получить представление об остатках денежных средств на счетах предприятия. Для получения других данных необходим анализ первичной бухгалтерской отчетности.

     Банку может потребоваться принять  решение о выдаче краткосрочного кредита потребителю. При решении вопроса о кредитовании под оборот необходимо оценить абсолютную ликвидность баланса предприятия и другие показатели покрытия. При выдаче кредита под конкретную сделку необходимо определить ее надежность и эффективность.

     Методы, глубина анализа состояния клиента  банка, его заемщика могут варьироваться  в зависимости от намечаемой цели анализа. Такими целями могут быть:

·         предварительный материал для переговоров  с потенциальным клиентом, заемщиком;

·         помощь заемщику, например в выборе вариантов инвестиций;

·         плановый анализ состояния клиентской сети банка и ее тенденции;

·         решение об участии в сложных  проектах покупки или продажи  предприятий, их санации.

     Аналогично  должны быть предусмотрены цели анализа, если его делают, например, собственники предприятия или вышестоящие органы, налоговые службы, фондовые биржи, потенциальные покупатели данного предприятия.

     Специфические аналитические задачи возникают  в связи с введением института  банкротства в России. У собственников предприятия, его кредиторов – финансовых и коммерческих, прокуратуры и Федерального управления по банкротству с введением в действие Закона о банкротстве и сопутствующих нормативных документов появился новый инструмент регулирования судеб предприятий.

     Оценка  текущей и перспективной платежеспособности предприятия, затрат, необходимых для  поддержки предприятия, его санации  внутренних резервов, могущих обеспечивать успешное внешнее управление; оценка общего финансового положения –  вот те задачи, которые придется решать на различных стадиях внесудебной или судебной процедуры банкротства.

Финансовый анализ может выявить резервы, а также  ошибки руководителей или даже преднамеренные искажения отчетности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2 Стратегия и тактика деятельности кризисного предприятия

     Поиск путей выхода из кризиса связан с  устранением причин, способствующих его возникновению, а процесс  планирования этого выхода можно  разделить на две основные стадии:

·         разработка антикризисной стратегии деятельности фирмы (антикризисное стратегическое планирование);

·         определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное  планирование).

     Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта) и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины и т. п.

     Именно  позволяет устранить отрицательный  эффект неопределенности и изменчивости внешней среды функционирования фирмы, сосредоточить внимание на главных задачах выхода из кризиса с минимальными потерями.

     В процессе антикризисного стратегического  планирования разрабатываются стратегии  выхода организации из экономического кризиса.

     Тактическое планирование должно осуществляться в  рамках выбранных стратегий. Оно  имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы  организации для достижения стратегических целей. Осуществление запланированных  оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса, не связанных со стратегическими целями, может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.

     Процесс антикризисного стратегического планирования, первого этапа стратегического управления, начинается с определения текущей миссии организации. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности фирмы при различных воздействиях на нее со стороны внешней среды и определенных характеристиках ее внутренней природы и организации.

     Следующим, не менее важным, этапом стратегического  антикризисного планирования является анализ среды бизнеса и выяснения  причин экономического кризиса деятельности предприятия. Правильность выбора стратегий выхода из кризиса и устранение его причин и последствий зависит от точности и комплексности диагностики состояния предприятия. На этом этапе фирма проводит исследования внешней и внутренней среды бизнеса, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, проводит оценку реального положения фирмы, выясняет причины кризисного состояния.

     На  следующем этапе проводится стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых показателей, определяет разрыв между ними. За тем при помощи методов стратегического анализа и планирования формулируются стратегические альтернативы выхода предприятия из экономического кризиса.

     Очередной этап связан с выбором одной из альтернативных стратегий и ее проработкой. На этом заканчивается процесс стратегического  планирования и начинается процесс  оперативного планирования.

Информация о работе Формирование стратегии и тактики деятельности кризисного предприятия