Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является осмысление, систематизация и выявление наиболее важных механизмов, критериев, способов набора и отбора персонала для формирования трудовых коллективов системы мебельного производства «Вятка-Найди».
Исходя из поставленной цели работы, нужно выделить несколько задач, которые необходимо решить, чтобы достичь этой цели:
показать необходимость научного подхода к набору и отбору персонала на предприятии;
выявить все негативные последствия от найма неподходящих сотрудников;
показать те преимущества, которые дает продуманная и взвешенная политика по набору и отбору персонала;
сделать выводы и рекомендации.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Место процесса формирования персонала в общей системе управления персоналом.____________________________________________5
Глава 2. Концепция управления человеческими ресурсами.______________ 8
2.1. История концепции.____________________________________________8
2.2. Принципы концепции._________________________________________ 10
Глава 3. Кадровая политика.________________________________________12
3.1. Планирование.________________________________________________12
3.2. Прогнозирование._____________________________________________ 20
3.3. Разработка профессиограмм.____________________________________ 22
Глава 4. Привлечение кандидатов на работу в организацию______________25
4.1. Набор персонала.______________________________________________25
4.2. Отбор персонала.______________________________________________30
Глава 5. Организация системы формирования персонала в компании «Вятка-Найди»._________________________________________________________ 38
Глава 6. Практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования персонала.__________________________________________ 46
Заключение______________________________________________________ 48
Список литературы________________________________________________50
Приложения_____________________________________________________ 52
4
8. Нетрадиционные методы.
11% используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией;
18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотический тесты. Как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского осмотра при поступлении на работу. Ни одна из опрошенных организаций не использует для своих кандидатов тестов на СПИД;
22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях.
Описание должности, со стороны менеджера по приёму на работу, включает следующие позиции:
− наименование и статус организации;
− структура организации;
− цели и задачи организации;
− основные виды деятельности организации;
− определение должности;
− служебные взаимоотношения (с представителями каких служб и
подразделений);
− профессиональные важные качества;
− основные обязанности и ответственность;
− содержание работы;
− требуемые результаты служебной деятельности;
− условия работы (физические нагрузки, режимы труда и отдыха,
зарплата, льготы, отпуск и др.);
− необходимое для эффективной работы образование;
− социально-демографические характеристики эффективности работника.
Анализ затрат и выгод, приносимых мероприятиями по оценке.
Правильно подобрать метод отбора, который следует использовать предприятию, позволяет предварительная оценка результатов отбора и понесенных на него затрат:
Метод (ступень) отбора | Затраты |
Предварительная отборочная беседа | Не значительные |
Заполнение бланка заявления | Не значительные: расходы на бумагу, принтер, краску (ручки). |
Беседа по найму | Затраты на время |
Тесты по найму | Довольно значительные |
Проверка рекомендаций и послужного списка | Не значительные |
Медицинский осмотр | В среднем около 1 тыс. руб. |
Принятие решения | Затраты на время |
Таблица 3. Затраты на каждую ступень отбора персонала.
Каждая ступень может рассматриваться как фильтр, отсеивающий наименее квалифицированных кандидатов. Ступени 1 — 3 используются практически во всех случаях, а ступени 4 — 6 не всегда. Так, например, ступень 5 необязательна для должностей, не требующих особой ответственности.
4
Глава 6. Организация системы формирования персонала в компании «Вятка-Найди».
6.1. Характеристика объекта исследования.
Компания ООО "ВЯТКА-НАЙДИ" основана в 1998 году. Она начала изготовление шкафов-купе на базе комплектующих различных марок является официальным дистрибьютором ООО "Найди" в Кировской области. С 2000 года, началось сотрудничество с Российским изготовителем комплектующих для шкафов-купе - ООО "НАЙДИ" г.Ижевск. Появилось имя компании – «Вятка-НАЙДИ». С 2006 года - "Вятка-НАЙДИ" расширила границы своего рынка и получила официальный статус дистрибьютора в Кировской области и республике Коми.
Общество с ограниченной ответственностью «Вятка-Найди» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации.
Юридический и фактический адрес - 610006, г.Киров, ул. Лепсе, 12 тел./факс: (8332) 58-44-88, 23-58-55.
Стратегическая направленность компании - производство высококачественной мебели.
Организационно-управленческая структура организации ― линейная (см. Приложение В). ООО «Вятка-Найди» включает в себя 8 отделов, руководители которых подчиняются непосредственно генеральному директору:
Бухгалтерия
Отдел сбыта
Отдел снабжения
Отдел маркетинга
Отдел по разработке и дизайну продукции
Финансовый отдел
Транспортный отдел
Служба управления персоналом
Производство
ООО «Вятка-Найди» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества является распространение продукции компании «Вятка-Найди» на территории всей России.
Для достижения целей своей деятельности Общество может приобретать права, нести обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству и Уставу ООО «Вятка-Найди».
Общество осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством, операций, в том числе путем:
проведения работ и оказания услуг по заказам юридических лиц и граждан, как в России, так и за рубежом, на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон;
поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг в кредит, оказания финансовой или иной помощи на условиях, определенных договоренностью сторон;
осуществления совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих целей.
Единоличным исполнительным органом ООО «Вятка-Найди» является Генеральный директор.
Генеральный директор руководит текущей деятельностью Общества и решает все вопросы, которые не отнесены Уставом ООО «Вятка-Найди» и Законом к компетенции Общего собрания участников Общества.
Таблица 4. Численность персонала компании «Вятка-Найди».
Отделы | Количество специалистов, (чел). | ||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Бухгалтерия | 3 | 4 | 5 |
Отдел сбыта | 3 | 4 | 5 |
Отдел снабжения | 3 | 3 | 4 |
Отдел маркетинга | 4 | 4 | 5 |
Отдел разработки и дизайна продукции | 6 | 8 | 10 |
Служба управления персоналом (СУП). | 4 | 3 | 3 |
Транспортный отдел | 4 | 5 | 7 |
Итого | 27 | 31 | 39 |
По данным таблицы мы видим, что количество персонала за период с 2008 года по 2010 год, увеличилось и составило 39 человека.
6.2. Система формирования персонала в компании «Вятка-Найди».
Планирование человеческих ресурсов — одна из главных функций службы управления персоналом в ООО «Вятка-Найди». Менеджеры каждого из отделов периодически предоставляют работникам СУП информацию о потребностях отдела в новых работниках (рисунок ).
Рисунок 3. — Потоки информации в процессе планирования человеческих ресурсов.
Менеджер отдела, которому требуется новый сотрудник, сообщает службе управления персоналом наименование вакантной должности. Работники СУП производят поиск претендентов, вызывает их на собеседование к менеджеру. Если новый работник удовлетворяет менеджера, его принимают на работу.
В рассматриваемой компании функции подбора, найма персонала, управление структурой и численностью персонала выполняет служба управления персоналом. Отдел занимается широким комплексом вопросов и играет ключевую роль в организационном развитии.
СУП возглавляет начальник отдела, однако при этом он сохраняет непосредственное подчинение руководителю организации. В качестве функционального руководителя начальник службы обеспечивает удовлетворительное с точки зрения организации функционирование систем управления персоналом – подбора, обучения и развития, оценки, компенсации и коммуникации, работает над их совершенствованием и управляет сотрудниками своего подразделения. Он принимает участие в обсуждении важнейших для организации вопросов развития, определения стратегии. Конечно, при обсуждении вопросов управления всей организацией и разработке бизнес-стратегии начальник отдела выступает, прежде всего, как специалист в области управления людьми, как своего рода внутренний консультант по этому вопросу для остальных руководителей. Однако помимо компетентности в своей профессиональной области, он должен понимать общие законы развития организации, знать рынок, конкурентов, выпускаемую компанией продукцию и предоставляемые ею услуги, обладать стратегическим мышлением, т.е. быть специалистом по управлению своей компанией в целом. В противном случае его советы даже в области управления человеческими ресурсами будут недостаточно профессиональными, а авторитет в высшем руководстве и в организации в целом не будет соответствовать занимаемой должности. И наоборот, компетентному с точки зрения управления компанией руководителю службы значительно легче реализовать свои чисто «функциональные проекты» в силу своего веса в организации. Последнее справедливо в отношении всех сотрудников отдела, которые нередко жалуются на недостаточное внимание к ним и нежелание сотрудничать со стороны других руководителей. Первой причиной такой «недооценки» часто служит их собственная некомпетентность в ключевых вопросах деятельности организации, делающая их «неполноценными» в глазах коллег.
Данный отдел решает вопросы управления приемом на работу, учетом персонала, профессионального обучения и развития.
Как и другие службы, отдел кадров имеет собственную иерархию должностей, являющуюся составной частью общеорганизационной структуры. Главной задачей отдела является организация работы вверенной им системы управления персоналом, а также предоставление экспертных советов своему руководителю.
Сотрудники СУП проводят работу по компенсации, профессиональному обучению и развитию, учету персонала и т.д. Эти работники выполняют аналитические функции, проводят профессиональное обучение, разрабатывают процедуры управления персоналом, готовят материалы для принятия решений руководителями, т.е. выступают в роли функциональных экспертов и исполнителей, ключевых для управления человеческими ресурсами задач. Для успешного выполнения своих должностных обязанностей специалисты обладают профессиональными знаниями в области управления человеческими ресурсами, приобретаемых в процессе практической работы и обучения, а также понимание специфики деятельности организации.
Численность сотрудников отдела кадров зависит от множества факторов – размера организации, вида ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, традиций, финансового состояния, стадии развития.
Таким образом, служба управления персоналом занимается широким комплексом вопросов и играет ключевую роль в организационном развитии. Поэтому деятельность этого отдела очень важна для эффективного функционирования организации.
Что касается набора персонала, далее подробнее. Компания Вятка-Найди крайне редко пользуется внешними источниками информации. Как и большинство не крупных компаний она использует внутренние источники приёма на работу. Намного удобней и практичней осуществлять набор персонала при помощи ротации и внутреннего конкурса. А практичность состоит в том, что намного легче искать нового кандидата из своего, уже набранного, штата сотрудников. Есть, допустим, хороший специалист в отделе бухгалтерии, а место главного бухгалтера вакантно, то зачем искать нового сотрудника со стороны, если можно повысить того самого хорошего специалиста. Этот поиск может затянуться по времени, отсюда возникнут затраты, встанет работа, связанная с должностью главного бухгалтера.
Компания также успешно пользуется внутренним конкурсом. Сотрудники сами подыскивают работников среди друзей и знакомых. Для того чтобы попасть в персонал компании Вятка-Найди, нужно составить резюме, передать или отправить по факсу в службу управлением персонала. Менеджер просматривает его и если оно удовлетворяет его, то приглашает будущего сотрудника в отдел кадров на предварительную беседу. Набором персонала занимается менеджер по персоналу. А составляет и подписывает все документы о приёме на работу начальник службы управления персоналом, конечно кроме приказа, который утверждает генеральный директор. После кандидата отправляют непосредственно к начальнику того отдела, где находится вакантное место. И проводится интервью с новым работником. Начальники отделов проводят не схематичные беседы. У них есть только примерные темы. И это дает интервьюеру узнать намного больше как о самом человеке, так и о его способностях. Так как большинство вопросов возникает в процессе разговора и намного больше можно получить информации о новом сотруднике.