Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование миссии организации и деятельности менеджера по ее формированию и реализации.
Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность миссии;
2. Исследовать понятие и сущность целей организации;
3. Рассмотреть функции миссии;
4. Проанализировать деятельность менеджера по формированию и реализации миссии организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение миссии и целей организации……………………………….......5
1.1. Миссия организации…………………………….…………………………...5
1.2.Цели организации………………………………………………………..……8
2. Формирование миссии организации.…………………...……………….…...11
3. Функции миссии и ее назначение…………………………..………….…….19
4. Реализация миссии организации ……………………………….……………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
управления новых характеристик.
Цели должны обладать рядом характеристик:
приемлемостью для участников процесса их достижения;
измеримостью: любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной или
даже о ложной цели;
определенностью во времени, сроках достижения: к какому моменту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;
достижимостью: цель должна быть реальной. Если цели недостижимы, то страдает мотивация сотрудников;
взаимной поддержкой: следует стремиться к тому, чтобы разные цели
дополняли друг друга и «работали» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.
Цели используются для ориентации в процессе принятия решений, а также в процессе работы по повышению эффективности ее деятельности. Различают стратегические и тактические цели. Тактические цели — это те промежуточные состояния, через которые достигаются долгосрочные цели. Тактические цели должны быть количественно определены, реалистичны, последовательны и расположены по приоритетам. Они должны быть установлены и адекватны для всех уровней организации. Ежегодные тактические цели должны быть заявлены в терминах управления, маркетинга и финансов, а также в терминах и в контексте бухгалтерского учета, производства, информационных систем и организационных структур. Набор ежегодных тактических целей необходим для каждой долгосрочной цели. Исходя из ежегодных целей происходит распределение ресурсов.[2]
Цели определяются спецификой объекта управления. Если это коммерческая организация, то они могут заключаться в достижении конкретных рубежей в положении компании на рынке, в инновационной активности, в прибыльности собственной работы и эффективности использования ресурсов, в отношении своих работников к собственной деятельности, в качестве выпускаемой продукции, в степени социальной ответственности данной организации. Если это региональная или городская администрация, то цели ее работы в основном определяются целями развития региона или города и состоят из подцелей, характеризующих уровень жизни населения региона. Например, главной целью развития города может быть устойчивое улучшение качества жизни всех жителей города.
2. Формирование миссии организации
Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом. Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:
владелец предприятия;
ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);
сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия и их роль в достижении этих целей;
поставщики. Необходимо помочь им понять цели данного предприятия и возможности своего воздействия;
потребители. Следует помочь им понять, на чем фокусируется конкретное предприятие и что именно они являются сосредоточием усилий.
Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой.
Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач. Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе. Компоненты положения о миссии. Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.
1. Описание текущего положения дел на предприятии;
1.1. описание потребителей, с которыми в настоящее время работает предприятие;
1.2. описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;
1.3. описание целей предприятия (куда оно хочет прийти?);
1.4. описание философии компании (какие ценности и взгляды лежат в основе деловой практики компании?);
1.5. описание общественного имиджа предприятия (как оно хочет выглядеть в глазах общественности?).
2. Описание продуктов и/или услуг, предлагаемых предприятием;
2.1. характеристика рынка (предприятие определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей);
2.2. цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;
2.3. технология (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);
2.4. философия (выражение базовых взглядов и ценностей предприятия, служащих основой для создания системы мотивации);
2.5. внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;
2.6. внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир.
Формирование миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты.
Ф. Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
3) состояние среды обитания предприятия;
4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
5) отличительные особенности, которыми обладает предприятие.[3]
При разработке миссии прежде всего целесообразно ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует. Для вновь создаваемой фирмы такую же работу следует выполнить относительно перспективных фирм данной отрасли. Необходимо представить, хотя бы в общих чертах, характер среды обитания фирмы. Далее следует окончательно выяснить основное направление деятельности, определить общий характер поведения фирмы. Затем разрабатывается миссия-предназначение фирмы. И, наконец, можно приступить к разработке миссии-ориентации фирмы, предварительно уточнив, какую форму она примет: ценностных ориентаций, набора девизов, перечня правил или принципов, философии, программного заявления, кредо.
Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:
насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;
насколько удачно выделено основное направление деятельности фирмы;
указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;
указана ли удовлетворяемая потребность;
существуют ли отличительные признаки, позволяющие выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;
помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;
помогает ли миссия организовывать целевое управление;
хорошо ли определена общественная полезность фирмы.
В таблице приведены факторы, влияющие на формулирование миссии.
Таблица 1
Факторы, влияющие на формулирование миссии
Традиционные факторы | Новые факторы |
Ориентация на эффективность | Ориентация на предвидение |
Функциональность | Интегрированность, перекрестные функции |
Иерархичность | Упрощенность, уполномоченность |
Местные, региональные, национальные | Глобальные |
Автономность, вертикальная интеграция | Связь с общей сетью |
Использование машин | Использование информационных технологий |
Ориентированность на акционера | Ориентированность на акционера |
Негибкость и фиксированность | Гибкость, адаптивность и обучаемость |
Стимулы, диктуемые продуктом | Стимулы, диктуемые потребителем |
Ориентация на цену и качество продукта | Ориентация на добавленную стоимость и на качество |
Использование монетарных мер | Использование времени |
Эффективность и стабильность | Инновации и предпринимательство |
Миссия-предназначение дает представление об основных свойствах фирмы: виде деятельности, особенности и полезности.
В связи с этим выдвигается ряд конкретных требований к содержанию формулировки миссии-предназначения, в которой должны быть указаны:
основное направление деятельности фирмы;
основная категория клиентов;
потребности клиентов, удовлетворяемые продукцией фирмы;
отличительный признак, подчеркивающий особенность фирмы, позволяющий заинтересованным лицам выделять эту фирму среди других;
сторона деятельности фирмы, которой она обращена во внешнюю среду, благодаря которой видно, в чем общественная полезность фирмы.
Ключевыми вопросами для оценки качества формулировки миссии-предназначения могут быть следующие: какой деятельностью занимается фирма? кто клиенты фирмы? какие потребности клиентов удовлетворяет фирма? чем отличается эта фирма от других фирм данной отрасли? что фирма дает обществу?
В то же время миссия-предназначение не должна:
быть зависимой от текущего состояния фирмы, форм и методов ее работы, поскольку в целом миссия-предназначение выражает устремленность в будущее;
быть обращенной во внутреннюю среду фирмы, на внутренние проблемы, например, повышение прибыли: прибыль как миссия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;
быть ни слишком узкой, ни слишком широкой. В первом случае есть риск упустить часть рынка, во втором - иметь малую долю рынка и слабые конкурентные позиции.
Стратегическое видение - взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс. Стратегическое видение необходимо руководству компании, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании. Хорошо обоснованное стратегическое видение - это обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства. Менеджер не может работать эффективно в качестве лидера или разработчика стратегии без ясной концепции своего бизнеса.
Стратегическое видение и миссия-предназначение всегда крайне индивидуальны. Они как бы выделяют одну компанию из других, наделяя ее собственными отличительными чертами.
Существуют три аспекта в формировании стратегического видения и обоснования миссии компании: первый - понимание, в каких сферах бизнеса работает компания; второй - объяснение стратегического видения и миссии компании; третий - своевременное решение о том, когда изменять стратегический курс и миссию компании.