Формирование миссии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование миссии организации и деятельности менеджера по ее формированию и реализации.
Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность миссии;
2. Исследовать понятие и сущность целей организации;
3. Рассмотреть функции миссии;
4. Проанализировать деятельность менеджера по формированию и реализации миссии организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение миссии и целей организации……………………………….......5
1.1. Миссия организации…………………………….…………………………...5
1.2.Цели организации………………………………………………………..……8
2. Формирование миссии организации.…………………...……………….…...11
3. Функции миссии и ее назначение…………………………..………….…….19
4. Реализация миссии организации ……………………………….……………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

миссия организации!!!.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

управления новых характеристик.

Цели должны обладать рядом характеристик:

      приемлемостью для участников процесса их достижения;

      измеримостью: любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя измерить, то это свидетельствует о неверно сформулированной или
даже о ложной цели;

      определенностью во времени, сроках достижения: к какому момен­ту времени планируется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее от­сутствие;

      достижимостью: цель должна быть реальной. Если цели недости­жимы, то страдает мотивация сотрудников;

      взаимной поддержкой: следует стремиться к тому, чтобы разные цели
дополняли друг друга и «работали» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.

Цели используются для ориентации в процессе принятия решений, а также в процессе работы по повышению эффективности ее деятель­ности. Различают стратегические и тактические цели. Тактические цели — это те промежуточные состояния, через которые достигаются долгосрочные цели. Тактические цели должны быть количественно оп­ределены, реалистичны, последовательны и расположены по приори­тетам. Они должны быть установлены и адекватны для всех уровней организации. Ежегодные тактические цели должны быть заявлены в терминах управления, маркетинга и финансов, а также в терминах и в контексте бухгалтерского учета, производства, информационных сис­тем и организационных структур. Набор ежегодных тактических це­лей необходим для каждой долгосрочной цели. Исходя из ежегодных целей происходит распределение ресурсов.[2]

Цели определяются спецификой объекта управления. Если это ком­мерческая организация, то они могут заключаться в достижении кон­кретных рубежей в положении компании на рынке, в инновационной активности, в прибыльности собственной работы и эффективности использования ресурсов, в отношении своих работников к собствен­ной деятельности, в качестве выпускаемой продукции, в степени со­циальной ответственности данной организации. Если это региональ­ная или городская администрация, то цели ее работы в основном определяются целями развития региона или города и состоят из подцелей, характеризующих уровень жизни населения региона. Напри­мер, главной целью развития города может быть устойчивое улучше­ние качества жизни всех жителей города.

 

2. Формирование миссии организации

   Самым трудным во всем процессе планирования является формулирование положения о миссии, осуществляемое на первой ступени работы по созданию или совершенствованию бизнеса. Делать это нужно до того, как процесс планирования закончится в целом. Зачастую положение о миссии неоднократно переписывается, по мере того, как меняются знания о конкурентах и о других элементах внешней среды. Положение о миссии функционирует как средство коммуникации, для того чтобы помочь предприятию добиться преимущества перед конкурентами. Положение передает намерения предприятия, цели и указания людям, вовлеченным в данный бизнес. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес:

      владелец предприятия;

      ключевой менеджмент (люди, занимающие ключевые посты в бизнесе);

      сотрудники. Нужно помочь им понять цели и задачи предприятия и их роль в достижении этих целей;

      поставщики. Необходимо помочь им понять цели данного предприятия и возможности своего воздействия;

      потребители. Следует помочь им понять, на чем фокусируется конкретное предприятие и что именно они являются сосредоточием усилий.

Если положение о миссии помогает получить поддержку от всех вышеперечисленных людей, то оно выполняет свою функцию успешно. Имея такую поддержку, положение о миссии помогает добиться преимущества перед конкурентами. Можно сказать, что создается команда, обладающая определенной силой.

Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений предприятия, дальнейшего определения ее целей и задач. Миссия создает уверенность, что предприятие преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели; помогает сосредоточить все усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия; создает понимание и поддержку среди внешних участников предприятия (акционеров, государства, финансовых фирм и т.д.) и всех, кто заинтересован в ее успехе.            Компоненты положения о миссии. Единых требований к составлению положения о миссии не существует. Каждое предприятие формулирует его самостоятельно. Но есть пункты, которые обязательно должны найти свое отражение в положении о миссии. Ниже приводятся два примерных варианта положения о миссии.

1. Описание текущего положения дел на предприятии;

1.1. описание потребителей, с которыми в настоящее время работает предприятие;

1.2. описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;

1.3. описание целей предприятия (куда оно хочет прийти?);

1.4. описание философии компании (какие ценности и взгляды лежат в основе деловой практики компании?);

1.5. описание общественного имиджа предприятия (как оно хочет выглядеть в глазах общественности?).

2. Описание продуктов и/или услуг, предлагаемых предприятием;

2.1. характеристика рынка (предприятие определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей);

2.2. цели предприятия, выраженные в терминах выживания, роста, доходности;

2.3. технология (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии);

2.4. философия (выражение базовых взглядов и ценностей предприятия, служащих основой для создания системы мотивации);

2.5. внутренняя концепция, в рамках которой предприятие описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости конкурентоспособности, фактор выживания;

2.6. внешний образ предприятия, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность предприятия перед партнерами, потребителями и обществом в целом. Миссия должна передать впечатление, которое предприятие хочет произвести на внешний мир.

Формирование миссии присуще высокоразвитому бизнесу. Предпочтительным считается сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты.

Ф. Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

1) история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2) существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

3) состояние среды обитания предприятия;

4) ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

5) отличительные особенности, которыми обладает предприятие.[3]

При разработке миссии прежде всего целесообразно ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует. Для вновь создаваемой фирмы такую же работу следует выполнить относительно перспективных фирм данной отрасли. Необходимо представить, хотя бы в общих чертах, характер среды обитания фирмы. Далее следует окончательно выяснить основное направление деятельности, определить общий характер поведения фирмы. Затем разрабатывается миссия-предназначение фирмы. И, наконец, можно приступить к разработке миссии-ориентации фирмы, предварительно уточнив, какую форму она примет: ценностных ориентаций, набора девизов, перечня правил или принципов, философии, программного заявления, кредо.

Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:

      насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;

      насколько удачно выделено основное направление деятельности фирмы;

      указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;

      указана ли удовлетворяемая потребность;

      существуют ли отличительные признаки, позволяющие выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;

      помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;

      помогает ли миссия организовывать целевое управление;

      хорошо ли определена общественная полезность фирмы.

В таблице приведены факторы, влияющие на формулирование миссии.

Таблица 1

Факторы, влияющие на формулирование миссии

Традиционные факторы

Новые факторы

Ориентация на эффективность

Ориентация на предвидение

Функциональность

Интегрированность, перекрестные функции

Иерархичность

Упрощенность, уполномоченность

Местные, региональные, национальные

Глобальные

Автономность, вертикальная интеграция

Связь с общей сетью

Использование машин

Использование информационных технологий

Ориентированность на акционера

Ориентированность на акционера

Негибкость и фиксированность

Гибкость, адаптивность и обучаемость

Стимулы, диктуемые продуктом

Стимулы, диктуемые потребителем

Ориентация на цену и качество продукта

Ориентация на добавленную стоимость и на качество

Использование монетарных мер

Использование времени

Эффективность и стабильность

Инновации и предпринимательство

Миссия-предназначение дает представление об основных свойствах фирмы: виде деятельности, особенности и полезности.

В связи с этим выдвигается ряд конкретных требований к содержанию формулировки миссии-предназначения, в которой должны быть указаны:

      основное направление деятельности фирмы;

      основная категория клиентов;

      потребности клиентов, удовлетворяемые продукцией фирмы;

      отличительный признак, подчеркивающий особенность фирмы, позволяющий заинтересованным лицам выделять эту фирму среди других;

      сторона деятельности фирмы, которой она обращена во внешнюю среду, благодаря которой видно, в чем общественная полезность фирмы.

Ключевыми вопросами для оценки качества формулировки миссии-предназначения могут быть следующие: какой деятельностью занимается фирма? кто клиенты фирмы? какие потребности клиентов удовлетворяет фирма? чем отличается эта фирма от других фирм данной отрасли? что фирма дает обществу?

В то же время миссия-предназначение не должна:

      быть зависимой от текущего состояния фирмы, форм и методов ее работы, поскольку в целом миссия-предназначение выражает устремленность в будущее;

      быть обращенной во внутреннюю среду фирмы, на внутренние проблемы, например, повышение прибыли: прибыль как миссия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;

      быть ни слишком узкой, ни слишком широкой. В первом случае есть риск упустить часть рынка, во втором - иметь малую долю рынка и слабые конкурентные позиции.

Стратегическое видение - взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс. Стратегическое видение необходимо руководству компании, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании. Хорошо обоснованное стратегическое видение - это обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства. Менеджер не может работать эффективно в качестве лидера или разработчика стратегии без ясной концепции своего бизнеса.

Стратегическое видение и миссия-предназначение всегда крайне индивидуальны. Они как бы выделяют одну компанию из других, наделяя ее собственными отличительными чертами.

Существуют три аспекта в формировании стратегического видения и обоснования миссии компании: первый - понимание, в каких сферах бизнеса работает компания; второй - объяснение стратегического видения и миссии компании; третий - своевременное решение о том, когда изменять стратегический курс и миссию компании.

Информация о работе Формирование миссии организации